RU  UA  EN

четверг, 18 апреля
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Не нужно ничего делать с мэрами, они сами с собой все сделают - глава "Слуги народа" Александр Корниенко

Как в партии Зеленского готовятся к местным выборам

Александр Корниенко слуга народа выборы Александр Корниенко Фото: Getty Images

Народный депутат Украины, глава партии "Слуга народа" АЛЕКСАНДР КОРНИЕНКО в интервью "Апострофу" рассказал о специфическом подходе к подбору кадров на местах, о том, когда нужно увольнять глав ОГА, о потенциальных кандидатах в мэры, а также о том, почему в президентской политсиле не проверяют биографии организаторов штабов на местах.

Сами бы не додумались

- Почему так резко изменилась ваша риторика относительно изменений в Избирательный кодекс?

- Если взять интервью "Зеркалу недели" и проанализировать его, не вырывая из контекста, то становится понятна последовательность моей логики. Сначала журналистка сама размышляет об этих изменениях и говорит, что ходят такие слухи и спрашивает, как вы их прокомментируете. После уже я начинаю размышлять о том, откуда такие слухи взялись, что есть мэры, у которых есть своя позиция, и что я им "предлагаю" объединяться в партию мэров. Потом пошел вопрос о том, будут ли приниматься изменения в Избирательный кодекс, и мой ответ, что будет принята самая оптимальная модель с учетом интересов всех. Я не говорил о том, что мы завтра пойдем эти 5% и 2/3 принимать. Но, понятное дело, что, как и в любом интервью, каждый увидел то, что хотел.

- Но вы рассуждали об этом…

- Я в дальнейшем буду осторожней о таком рассуждать, чтобы избежать кривотолков. Это один из наших выводов год спустя. Мы только учимся быть политиками и публичными людьми, и иногда все воспринимаем больше как люди, у нас из-за этого иногда возникают какие-то медийные проблемы.

Просто есть отдельный процесс того, как мы видим вообще местное самоуправление. Это как раз то, что я говорил про партию мэров, что они достаточно окрепли за это время и многие из них – самостоятельные политические фигуры. По моему мнению, им неплохо было бы объединяться, но если они пойдут путем интеграции в существующие политические силы, то это тоже нормальный путь.

Еще один процесс – это изменение в Избирательный кодекс. Между фракциями велся разный разговор, но он никогда не финализировался. Потому что все понимали, что любые большие изменения за короткий срок до выборов, будут вызывать негатив в обществе. Поэтому решение, которое мы приняли совместно с президентом, самое правильное: глобальных изменений не вносить и оставаться в той рамке, которая есть.

- Решение не менять правила игры на местных выборах исходило от президента? Потому что он в своем обращении был достаточно резким. Возможно, у вас был какой-то разговор с ним после интервью?

- Нет. У нас был разговор, и это не было связано с интервью. Уже подошел дедлайн финализации этих позиций. Мы посчитали весь трек закона, без сокращений сроков, если он пойдет по классической схеме, то мы выйдем на его подписание и вступление в силу вначале июля.

Владимир ЗеленскийФото: president.gov.ua

В целом, логистика любого закона, если не говорить о каких-то экстремальных случаях, занимает примерно два месяца. Мы озвучили разные позиции, которые есть в парламенте, обсудили с президентом, вместе приняли то решение, которое приняли: оставаться в рамках действующего кодекса и нашим коллегам по политикуму намекнуть, что эта идея была не очень правильная.

- А чья это была идея? Кто был этой "хитросделанной" партией из речи президента?

- Я уже не помню. Много идей высказывалось, так как с ноября идет это обсуждение, кто-то предложил когда-то.

- "Батькивщина", ОПЗЖ?..

- Возможно, и кто-то из них. Не мы точно это придумали, мы до такого сами бы, наверное, не додумались.

Кандидаты будут везде

- Что будете делать с мэрами, особенно, с популярными? В том же интервью ЗН вы сказали, что если они будут иметь достаточно высокую поддержку, то возможно вы будете рассматривать вопрос о том, чтобы их поддержать.

- Мы изучаем сейчас предпочтения наших избирателей на предмет того, как они вообще относятся к самому факту сотрудничества нас с существующими элитами, потому что наша партия и президент шли в политику немного на других идеях. На местном уровне это всегда сложнее реализовать потому, что качественных людей в регионе в принципе немного, и они сконцентрированы в каких-то двух-трех элитарных группах. Поэтому если в какой-то области или городе мы будем понимать, что для решения местных проблем необходимо сотрудничать с кем-то, то будем сотрудничать.

- То есть, вариант поддержки условного Филатова, Кернеса – возможен?

- Я думаю, что это такие мэры, которых не надо поддерживать, они сами себя поддержат. Тем более, Филатов возглавляет медийную борьбу с нами, зачем мы ему, если он строит кампанию на выступлениях против нас?

- Если вышеуказанные мэры побеждают, что происходит скорее всего, то как выстраивать коммуникацию с мэрами, которые против вас? И я бы даже расширила вопрос: почему так сложилось, что у вас, по сути, нет ни одного мэра в крупном городе, который бы вас хоть как-то поддерживал? Даже Петр Порошенко как-то наладил контакт с Филатовым и тот приходил поддержать его на выдвижении. У вас же идет жесткая конфронтация…

- Во-первых, президент Порошенко не сразу это выстроил. Если вспомнить, то у него с мэрами образца 2010 года были, хоть и лучше отношения, потому что он был частью политикума, но все равно сильно хорошо они не ладили. И в 2015 году была достаточно серьезная перезагрузка мэров, и из-за того, что началась децентрализация, ландшафт мэров и местной власти и элит поменялся вообще.

Петр ПорошенкоФото: Getty images

Они с помощью "децентрализационных" денег смогли реализовать много инфраструктурных объектов. А нас все время пытаются выкрутить так, что мы какая-то Баба Яга, которая местное самоуправление хочет нагнуть.

- Иногда так и выглядит.

- Это ошибочно. Мы вообще завершаем реформу децентрализации, которую никто особо и не собирался завершать. Было такое впечатление, что предыдущая команда лет 10 еще собиралася "доить" эту тему потихоньку, создавая по три громады в год и получая за это по три копейки. Мы проактивные относительно местного самоуправления. Понятно, что некоторые действия государственного плана вызывают вопросы. Первые звоночки были, когда Гончарук пытался отобрать у них акциз. Но уже тогда было понятно, по тому, как в зале сбили эту правку, что депутаты "Слуги народа" больше настроены в сторону местного самоуправления.

- Сбили мажоритарщики…

- Это логично, потому что у нас их большая часть фракции. И часть списочников тоже связана с регионами – примерно, половина где-то.

Нам как политической силе, например, не нравится, что когда мы видим, что не все в порядке у мэра, даже если есть 80% поддержки, в устройстве коммунальной собственности, тендерах, мы не можем его проверять. Когда мы начинаем говорить об этом медийно, то они обижаются, а когда силовики начинают работать, то они говорят о репрессиях против мэров. Так у нас разве мэры неприкосновенные?

Мы не против местного самоуправления как явления, и моя позиция вообще, как ни странно, где-то перекликается с позицией Филатова, с которым мы в глубокой дискуссии. Просто есть вопрос в последовательности действий. Он говорит примерно так, как я его понял: "примите муниципальный кодекс, какой-то свод законов, в который войдут существующие законы и возможно новые, которые будут помогать регламентировать взаимоотношения центра и городов, и общин". Но говорит, что это надо делать срочно и начинать с усиления финансовых гарантий. Мы считаем, что все таки нужно двигаться правильным путем: сначала внести изменения в Конституцию касательно децентрализации власти, потом на выполнение их - разработать пакет законов, его внедрить и в том числе там говорить о каких-то элементах муниципального кодекса, или в целом его и принимать. В той редакции Конституции, которая сейчас продолжает дискутироваться между экспертами, по сути, во многом повторяется Европейская хартия местного самоуправления и в части гарантий и субсидиарности полномочий и обеспечения полномочий ресурсами. И на основе этого можно попробовать придти к модели, которую озвучивают мэры. Про прямые запреты на законодательном уровне изымать деньги, про переосмысление истории с выравнивающей дотацией, субвенцией, которую в одном месте забирают, а в другое - отдают. Делать это не в формате "в одном месте забрать, а в другом отдавать", а регулировать это государственными налогами, создавая возможности для того, чтобы они лучше платились. Это в целом тема несправедливости. Они всегда будут говорить, почему из Киева и Днепра изымают деньги, а по селам их раздают. Но мы как государство должны в условно "неуспешные" села раздавать деньги. Но мэры крупных городов говорят, что несправедливо, что их забирают именно у нас. И в этом есть логика. Мэры, конечно, будут говорить, что финансовые гарантии для них это первоочередное. Этот конфликт у нас недооценивают, с точки зрения медийности, его разворачивают как личностные истории, но тут есть глубокий философский конфликт. И он очень украинский. У нас, если посмотреть опросы, есть патриотизм на уровне страны и примерно на таком же уровне патриотизм места, где ты живешь – города, села.

Село Старая Марковка, иллюстративное фотоФото: Апостроф / Вадим Петрасюк

- Региональный патриотизм…

- Да, и здесь постоянно происходят противоречия. У нас в Конституции 1996 года часть, которая касается госуправления во многом советская, часть, которая касается местного самоуправления уже более европейская. И эти части вступают в клинч между собой. Когда мы начали заниматься децентрализацией, то сначала это не поняли и пошли по ложному пути и брали порошенковский вариант, с небольшим редактированием. А сейчас мы, по сути, заново пишем эти изменения, и есть вероятность, что оно будет лучше воспринято городами и общинами, и будет поддержка на центральном уровне среди депутатов.

- Но все-таки вы не ответили на вопрос, что делать с мэрами? Что делать с этим противостоянием после выборов…

- Отвечая на вопрос, что делать с мэрами, я, наверное, скажу, что ничего не нужно с ними делать, они сами с собой все сделают. Те, кто имеет шансы переизбраться – те переизберутся. Там, где будут вопросы, и если будет недостаточно ответов, то их не переизберут. У нас в плане крупных городов тяжело реализовать сейчас какие-то вещи по скупке голосов, потому что достаточно большой уровень технологий, да и президентская кампания прошлого года дала мощную прививку на этот счет. Я думаю, что в этот раз выборы будут проходить очень честно и это даст возможность говорить, что у нас в городах честно сформированная власть.

Если упростить, то возникнет три ситуации. Одна – это мэр от "Слуги народа", или поддерживаемый нашей партией, и наша фракция в горсовете. В каких-то городах, я надеюсь, все-таки будет монобольшинство, там, где у нас сохраняется высокий рейтинг. Наверное, в большинстве городов не будет монобольшинства, будет формироваться коалиция. Она будет формироваться в классическом варианте, вокруг того, кто набрал больше всего. Понятно, что мы перед собой ставим задачу, чтобы максимальное количество коалиций было вокруг СН, начиная от облсовета и заканчивая городами и важными ОТГ. Соответственно возникнут коалиции, которые сотрудничают с мэром, и будут города, в которых я уверен, возникнет противостояние. Оно может вылиться в увольнение мэра и такие случаи бывали по стране. Возможно, где-то нашим фракциям придется в этом участвовать. Где-то будут случаи рабочего контакта без особых объятий.

Если не брать какие-то истории с пиаром, то политическая активность на уровне городов за эти пять лет очень снизилась. Основной массив политической активности – это облсоветы. Они принимают политические решения, а горсоветы заботятся о своей коммунальной "кухне".

- Будете ли вы выдвигать мэров в городах, где уже есть популярные мэры с поддержкой?

- Мы будем выдвигать мэров во всех городах.

- Как будет проходить отбор кандидатов?

- Мы собираем сейчас информацию из нескольких источников. Есть команда Михаила Федорова и Сергея Трофимова, которая занимается интеграцией всего, что касается регионального развития в одну систему. Они пытаются соединить что-то от Минрегиона, что-то от ОП, что-то по депутатской линии. У них есть интересная идея, суть которой в том, что они много-много людей нашли по определенным параметрам, и мы смотрим на этих людей, с кем-то из них ведем беседы.

Михаил Федеров и Сергей ТрофимовФото: Апостроф / Коллаж

Но когда ты человека нашел по параметрам, то, скорее всего, это не действующий политик. Это может быть крупный бизнесмен или управленец. Или известный человек в городе. У них есть некий портрет, по которому мы это все делаем. Потом мы отбираем шорт-листы таких людей и проводим с ними переговоры.

- То есть, это будут люди, известные в регионе, возможно, волонтеры?

- Не только. Один из критериев, который мы себе ставим, чтобы у людей не было вопроса, "почему он?". Когда Зеленский шел в президенты, у людей было много вопросов, но вопрос, "почему он?" - был только у системных противников. У остальных этого вопроса не было. Потому что людям было понятно, что он в Украине известный и успешный, и у него есть опыт, есть система ценностей, которая для людей выглядела на тот момент лучше, чем у существующих политиков. Также мы по городам и смотрим вероятных кандидатов в мэры. Это люди с ценностями и пришедшие из сфер, где есть успешный опыт. Действующие мэры часто давят на то, что они опытные, но многие из них были мэрами впервые. Тот же Филатов был бизнесменом и немного пробыл замгубернатора. Но научился как-то. Потому и наши кандидаты смогут как-то управлять городами, особенно, если мы дадим им инструменты.

Не можем выкинуть всех

- Получается, подбором кадров занимаются Трофимов, Федоров и вы?

- Это широкий круг. Мы привлекаем и наши региональные структуры, кто-то кого-то советует, где-то Арахамия кого-то советует, то есть, это процесс широкий. Я бы сказал, что Федоров и Трофимов его координируют. А финальное решение будет принимать президент, потому что это его партия и он наш лидер.

- Что вы будете делать с Киевом?

- Это вопрос, который обсуждается отдельно и долго. Скоро киевляне все узнают из первых уст.

- Сохраняется ли вариант с выдвижением Николая Тищенко после всех недавних скандалов с его участием?

- Мы все равно понимали, что Киев – история, где надо идти путем максимальных обсуждений и открытости. И я думаю, что это будет реализовано.

- Согласно всем опросам, Кличко лидирует, поэтому, кого-то выдвинуть тут…

- Это во многих городах так, и пока не было Зеленского, и Порошенко много набирал на выборах.

- У вас есть кандидатуры, готовые идти, но самое главное, могли составить конкуренцию Кличко?

- Конечно, есть.

- Это кто-то из команды, из "Квартала" или со стороны?

- И из команды и не из команды, много разных кандидатур. И Николай рассматривается...

Народный депутат Николай ТищенкоФото: УНИАН

- До сих пор рассматривается?!

- Мы же не можем выкинуть всех, кто уже заявился на эту роль. Я думаю, что если будет публичный праймериз, то в нем будут все принимать участие: Николай Тищенко, Александр Ткаченко и еще есть куча желающих, даже внутри нашей партии. Или мы определимся внутри себя, или мы спросим киевлян. Но мы так, или иначе уже спрашиваем киевлян через опросы. Это тоже своего рода праймериз, мы проводим закрытые опросы, которые дают нам понимание про те или иные конфигурации относительно тех или иных мэров.

- Есть ли вариант, что вы все-таки можете поддержать Кличко?

- Опять же, нужно спрашивать у наших избирателей в Киеве. Мы пока еще не спрашивали.

- Избиратели в Киеве его поддерживают.

- Но есть ли среди них наши избиратели? Надо понять это. В социологии это называется "двумерка": слева – мэры, справа – партии, и смотрим, у какого кандидата из кого состоит поддержка.

Конечно, у нас нет такого противостояния с Кличко как, к примеру, с Филатовым, хотя, я думаю, что от нас все-таки будет кандидат, который в честной борьбе с Кличко попытается победить, объяснив, что мы собираемся делать с городом, и чем это будет отличаться от того, что делается сейчас.

- Кто занимается вопросами Киева в вашей команде? Ермак, Трофимов?

- Все. Киев – как страна в миниатюре.

- Просто у вас периодически тут всплывают сомнительные личности, например, скандальный представитель команды Леонида Черновецкого Денис Комарницкий тот же…

- Я его не видел ни в офисе, ни на каких-то обсуждениях. Понятно, что Киев большой, людей много. Возможно, кто-то с кем-то где-то о чем-то говорит, но это нормально, так всегда было. Вопросы Киева вообще не обсуждаются отдельно от всей ситуации по стране. Каких-то отдельных тайных киевских групп нет.

"Титушки" не пройдут

- Немного о том, какие вы кадры подбираете на местах. Нардеп Александр Дубинский недавно презентовал список учредителей штабов в Киевской области. В Белой Церкви такой фигурой стал Дмитрий Киришун – крайне одиозный персонаж, которого обвиняли в том, что он занимался подвозом "титушек" на Антимайдан в 2013-2014 году. Вы как-то следите за чистотой своих рядов?

- Я если честно, впервые от вас услышал. Это все пока идет пристрелка, и понятно, что если будут репутационные риски, то мы будем от таких людей избавляться. Но тут надо понимать, что у нас и по депутатам было много информации. Что-то подтверждалось, что-то нет. Иногда медийные атаки инспирированы.

Дмитрий Киришун и Александр ДубинскийФото: facebook.com

- Со стороны все это выглядит пока как хаос в плане построения региональных штабов, и вы говорите, что не видели информации про Киришуна…

- Я видел, что представляли кого-то, но не углублялся, кто - "титушка", кто нет. Это же не кандидаты. Это технические координаторы, которые будут помогать организовывать штабы. По кандидатам в облсоветы точно будет проверка. И там "титушки" не пройдут.

- Будут ли съезды, чтобы как-то презентовать кандидатов в регионах?

- Пока не было карантина, мы планировали провести региональные конференции, в городах, в областях. Согласно статуту партии, у нас есть возможность в ZOOM делать такие совещания, но проводить конференции для выдвижения таким образом – это под вопросом. Возможно, все будет диджитализировано и мы будем знакомить избирателей с процессом подбора кандидатов и потом с их презентацией. Карантин внесет свои коррективы в избирательную кампанию очень сильно.

- Спрошу пока издалека: как вы в целом оцениваете построение работы в регионах вашей партии?

- Мы в межвыборный период особо этим не занимались. Задач не было, поэтому результаты оценивать сейчас сложно. У нас есть депутаты-мажоритарщики, которые что-то делают в регионах, есть партийные организации в разном состоянии. Где-то они рабочие, и в контакте с депутатом. Единого принципа нет. Нас все в этом упрекают, но мы изначально говорили, что не хотим повторить судьбу всех партий власти, когда из предыдущей партии власти все перемещались в следующую.

- Но за них все-таки тоже проголосовали люди...

- Люди голосовали за нас, чтобы мы их не брали. Но повторять судьбу БПП, а до этого Партии регионов, в которую весь БЮТ перетек, то это тоже не очень было бы правильно. Поэтому мы пошли третьим путем.

У нас в стране часто создавалась советская конструкция: партия – равно государство. Все головы РДА должны быть главами районных ячеек партий, губернаторы должны быть главами штабов. Мы от этого ушли. Губернаторов начали просто подбирать по отдельным критериям, они себе начали формировать глав РДА вместе с депутатами. И в результате у нас в исполнительной власти идет профессионализация, и есть партийная структура.

- Но есть ли понимание в партии, в Офисе президента сейчас, что недостаточная работа в регионах может обернуться для вас проигрышем на местных выборах?

- Задам встречный вопрос: а что такое проигрыш на выборах?

- Например, вы не возьмете необходимое количество мест в горсоветах…

- Необходимое - это какое?

- Чтобы сформировать ту же коалицию, не будет своих мэров.

- Тут иногда не знаешь, как лучше. Если бы мы загнали опять всех "бппшников" в свою партию власти, то была бы другая претензия, что вы так же, как прошлые сделали. И она была бы обоснованная.

Сколько я не езжу в регионы, звучат эти претензии: а чего вы не занимаетесь партстроительством. А каким? Мне говорят: вот, надо, чтобы все сейчас стали главами РДА. Но это же не партстроительство, это государственная служба. Вопрос к ним, готовы ли они быть просто главами партий там, но не главами РДА? А они в ответ часто спрашивают, что им за это будет. Не все готовы заниматься этим долго, системно.

Александр КорниенкоФото: Апостроф / Александр Гончаров

У нас ведутся легкие боевые действия с региональными элитами, но то, что мы с ними не сплелись в один механизм – это плюс и потенциал на местных выборах немного перезагрузить местные элиты тоже. Понятно, что "Зробимо їх разом" опять уже не получится, потому что с одной стороны, у нас уже нет такого мощного рейтинга для этого, с другой, не хватает людей, чтобы "зробити їх разом" в регионах. Если найти 200 новых народных депутатов это реалистичная задача была, хотя к части и есть вопросы, то по регионам найти даже 1200 депутатов облсоветов - это проблема. А еще есть горсоветы, ОТГ. Тут вопрос в том, что у нас проблема с кадрами в стране.

- Это проблема во всех сферах.

- И это точно не мы придумали. Это накапливалось 30 лет, и мы просто на финише этого.

- Как часто вы контактируете по региональным вопросам с Трофимовым?

- Постоянно.

- Как часто проходят рабочие группы, встречи? Потому что от людей в регионах можно услышать, что они не особо-то и знакомы с Трофимовым.

- Он работает с губернаторами, это его вертикаль, они его все знают. Претензии "я увидел Трофимова в феврале" - это смешно. В нормальной ситуации в стране мэр не должен знать заместителя главы Офиса президента. От Офиса часто ждут каких-то старых подходов – что всех будут собирать, давать задачи мэрам, но это неправильно. Должно быть сотрудничество через глав ОГА, которые на месте должны быть контактерами и собирателями всех воедино.

- Президент в своем обращении намекнул на то, что будут увольнения губернаторов после карантина…

- Так это не первые увольнения. Губернаторы такие же участники команды, как и все. Будут делать непоправимые ошибки – будем увольнять. Мы министров увольняем. Некоторых через две недели.

- Но количество не всегда означает качество, увольняя так часто, можно дойти до фотографов, которых придется назначать губернаторами.

- Фотографы у нас во фракции, не путайте (улыбается, - "Апостроф").

- Я к тому, что, может, стоит искать другие пути решения?

- Иногда кроме увольнения других путей решения уже нет. Чаще надо корректировать.

- Вопрос по неподъемным залогам на выборы все-таки решится? Потому что вы пока проголосовали в первом чтении…

- Однозначно решится. Вопрос только, это будет в рамках этого закона или в рамках тех комплексных изменений в Избирательный кодекс, которые мы делаем, потому что там тоже обсуждается тема залога.

Иллюстративное фотоФото: Апостроф / Коллаж

Польза от Саакашвили

- Разъясните еще функции префекта и урядника – данные должности фигурируют в проекте новой Конституции. Будут ли они как-то пересекаться?

- Это обсуждается сейчас, это разговор на будущее, потому что, когда будет реалистичная возможность принятия изменений в Конституцию, пока непонятно. Одна из моделей, которые обсуждаются – двухуровневая. Идет речь о том, чтобы президент назначал префектов, которые по конкурсу как госслужащие проходят, и они потом ему подотчетны, и координируют деятельность исполнительной власти только в сложных ситуациях, когда война или эпидемия. А в рядовой жизни они занимаются только работой с органами местного самоуправления, это надзор в плане выполнения законов, префект может в суд обратиться. Мы бы хотели, чтобы по особой быстрой процедуре. Потому что по скандалу в Черкассах, например, сейчас ОГА обратилась в суд, так неделю суд заседал. Если бы это решение было более жизненно важным, неделя это могло быть слишком долго. Во Франции у префектов есть суды, которые работают 24/7, только для них. Единственное, о чем ведутся более жесткие дискуссии с нашей стороны, то это сохранить за префектом возможность в случае нарушения территориальной целостности применять санкции, останавливать решения. Тут надо обсуждать с местным самоуправлением.

Что касается урядника, то это линия, скорее всего, может быть реализована на субрегиональном уровне, там, где большие районы, они же округа. И это назначенец Кабмина, министр района. И он как раз координирует исполнительную власть на уровне района.

Вопрос взаимодействия префекта и урядника возникает, его надо правильно продумать, возникает также вопрос их ротаций. Плюс местное самоуправление традиционно хочет написать, что они могут им недоверие выражать, а мы не очень поддерживаем эту идею.

- Это поможет вам себя обезопасить, если мэр будет не ваш или у вас будет меньшинство в горсовете. У вас там будут свои представители, потому что это будет квота президента, и квота Кабмина, который сейчас представляет вашу команду.

- Мы этими изменениями в Конституцию пытаемся заложить рабочую модель на года. Потому что рудимент в виде госадминистраций себя изжил, и децентрализация это показала.

- Мы уже с вами несколько раз вспоминали Николая Тищенко. Арахамия недавно высказался о том, что будет созвана фракция по поводу скандала, связанного с "Велюром". Будет ли это?

- Специально по поводу скандала если бы мы хотели, то мы бы уже собрали.

- Не хотели?

- Не то, что не хотели, нет возможности особой, депутаты на карантине. Я думаю, что когда будет следующее заседание фракции, то, наверное, мы этот вопрос подымем. Я думаю, оно будет вначале следующей пленарной недели, 18 мая.

- А почему президент не передал ему "пламенный привет" в обращении?

- В Офисе же сказали, что его президент вызывал к себе на жесткий разговор. Николай штраф обещал заплатить, котлеты делает (для медиков, которые лечат больных коронавирусом, - "Апостроф"), в общем, искупает свою вину.

- Скажите, кто генерирует все эти неоднозначные кадровые назначения? Появление Саакашвили, обсуждался Цушко, хотя ваши коллеги по фракции уже сказали, что это было шутливое обсуждение…

- У нас все занимаются кадровыми вопросами. Кто-то кого-то советует. Иногда это из нескольких источников бывает. Нет какой-то группы заговорщиков, которые подсовывают Цушко или еще кого-то. Плюс, если люди заполняют декларации, то это ж не говорит о том, что их туда назначат.

Михаил Саакашвили Фото: Апостроф / Александр Гончаров

- Но это тоже чувствительный вопрос, на который люди реагируют. Не менее чувствительный, чем Избирательный кодекс…

- Мы тоже реагируем, это тоже своего рода предпраймериз. Но если человек – профессионал и у него нет какой-то ужасной репутационной истории, то почему нет. Тут вопрос в том, что все равно эти кадры надо где-то брать. Вот Саакашвили, по мнению части людей, очень зашкваренный, но его польза возможная это пересиливает.

- А какая польза от назначения Саакашвили?

- Реформы. Таран реформаторский…

- То есть это будет в какой-то степени теневой Кабмин?

- А чего теневой? Он человек, который теневым точно не будет. Смотрите, мы уже не первый раз сталкиваемся с тем, что медиа как-то трактуют наши идеи по-своему, а на самом деле никакой тайной подоплеки нет. Просто есть Микаел Саакашвили и он хочет помогать, почему бы ему не заняться реформами?..

Читайте также

Поиск "Патриотов": что НАТО пообещал Украине

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба приехал в НАТО просить ЗРК Patriot, что ему ответили

Призрак Трампа: как НАТО пытается помочь Украине

На встрече глав МИД стран — членов НАТО вопрос Украины — главный на повестке дня

Концлагерь на оккупированных территориях, что значат для Украины выборы Путина

Путин фальсифицировал результаты выборов 2024 года, чтобы показать поддержку, в том числе и на оккупированных территориях Украины