RU  UA  EN

вторник, 30 апреля
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Обрезать Кличко: когда Зеленский приручит мэра Киева

Закон о столице - ключик к столичному градоначальнику

Выборы мэра Киева-2020 Кличко и Зеленский Фото: коллаж "Апострофа" из фото Офиса президента и Facebook Кличко

Почти год прошел с того момента, как Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о Киеве. Сразу после голосования из парламента звучали оптимистичные прогнозы о том, что на окончательное принятие потребуется от силы пара месяцев. Однако процесс застопорился. Парламентский комитет рекомендовал законопроект к принятию во втором чтении только в феврале, но на голосование в зал его так и не вынесли. Однако Банковая и монобольшинство в любой момент могут пустить его в ход. Состоится ли вторая битва за Киев уже этой осенью и смогут ли на Банковой обрезать полномочия Виталию Кличко, который сейчас серьезно задумался над тем, чтобы сделать столицу трамплином для следующих президентских выборов — читайте в материале "Апострофа".

"Зеленое" лето 2019-го

В начале лета 2019-го года Зеленский и его команда готовились к парламентским выборам. Соцопросы говорили о том, что новосозданная партия "Слуга народа" уверенно опережает всех конкурентов. Электорат был готов голосовать за любого "зеленого" кандидата, который выдвигался в парламент по мажоритарке, а рейтинг нового президента рос, как на дрожжах.

Было понятно, что в Раде следующего созыва именно "Слуга народа" будет править балом (о шансах на создание монобольшинства все еще высказывались очень осторожно, но реальность оказалась круче любых фантазий).

На этой волне тогдашний глава Офиса президента Андрей Богдан активно продавливал идею с досрочным проведением и местных выборов. Логика следующая: пока электорат безоговорочно верит в Зеленского – этим нужно пользоваться. Банковая хотела видеть своих мэров во главе всех крупных городов, но особое внимание там уделяли Киеву. Однако взять контроль над столицей оказалось сложнее, чем выиграть президентские или парламентские выборы.

Почему Зеленский так и не уволил Кличко

Богдан, Зеленский и ЕрмакФото: Цензор.нет

План был понятен. Снять Виталия Кличко с должности главы Киевской городской госадминистрации (то есть лишить его практически всех полномочий) и осенью-зимой провести досрочные выборы мэра в столице, в расчете на победу "зеленого" кандидата. Тогда бы контроль над всем происходящим в столице перешел бы к Банковой.

В начале сентября 2019-го Кабмин уволил Кличко с должности главы Киевской городской администрации. Дальше приказ должен был подписать Зеленский, но…так до сих пор этого и не сделал. Блицкриг захлебнулся.

Почему так случилось? Здесь мы вступаем на трудную тропу из догадок и предположений, скрепленных инсайдами. Основная версия – возросшее влияние нынешнего главы Офиса президента Андрея Ермака, который в первые месяцы правления Зеленского держался в тени резкого Андрея Богдана.

Тогда Ермак был еще в статусе советника президента и формально занимался только решением внешних вопросов. За "внутряк" отвечал Богдан, но в какой-то момент его конфликтный стиль перестал нравиться Зеленскому и тогда Ермак предложил альтернативу: не воевать с Кличко, а договориться. Это самое логичное объяснение того, почему президент так и не подписал приказ об увольнении, оставив ситуацию в подвешенном состоянии.

"Я думаю, что на тот момент уже могло возникнуть обострение отношений. И, возможно, Зеленский прислушался в этом вопросе не только к Богдану, но и к Ермаку. Этот фактор мог сыграть свою роль. А может быть Зеленский понял, что не стоит начинать еще одну войну. Он мне вообще кажется неконфликтным человеком. Если с Зеленским не начинают войну, то он по собственной инициативе на конфронтацию не идет", — сказал в комментарии "Апострофу" политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

Впрочем, есть серьезное подозрение, что неконфликтность президента здесь ни при чем, а Кличко попросту "откупился" от Офиса президента должностями в КГГА, а также поделился с Ермаком влиянием на столичные районные государственные администрации.

Рада тоже поставила вопрос на паузу

Тем не менее, на тот момент генеральная линия "слуг народа" состояла в том, чтобы кардинально изменить правила игры в Киеве. Для этого члены президентской фракции в авральном режиме дописывали обновленный закон о Киеве и продвигали идею досрочных выборов в столице. В Раду поступило сразу четыре альтернативных законопроекта о столице (не только от "слуг", в гонке участвовали и другие фракции), но предпочтение отдали варианту нынешнего министра культуры Александра Ткаченко, который тогда был нардепом "Слуги народа" и хотел участвовать в выборах мэра.

"Я думаю, что максимум через месяц-полтора мы его примем", — не скрывал оптимизм в октябре 2019-го спикер Рады Дмитрий Разумков после голосования.

Не сложилось. Примерно в середине октября Верховная Рада прекратила работать в режиме "бешеного принтера", а многие из депутатов-новичков монобольшинства уже освоились "под куполом", и собирать голоса за сложные законопроекты становилось сложнее.

Однако вряд ли это главная причина того, что за закон о столице так и не проголосовали. Если бы Зеленский тогда попросил нардепов проголосовать (что он с успехом проделывал в дальнейшем), то голоса бы наверняка нашлись даже за сырой законопроект. Но президент не попросил. А весь следующий год Банковая и Кличко сохраняли публичный нейтралитет.

В чем суть законопроекта о столице?

Слухи о том, что законопроект о столице могут принять уже в первые дни осенней сессии Верховной Рады, начали ходить в кулуарах Верховной Рады еще летом. Однако нардеп и глава партии "Слуга народа" Александр Корниенко, а затем и глава Верховной Рады Дмитрий Разумков публично сообщили о том, что спешки в принятии этого вопроса не будет, но не исключили, что уже осенью это голосование может произойти, и тогда Кличко - а скорее всего, именно он победит на мэрских выборах - придется привыкать к новым полномочиям.

Если законопроект примут во втором чтении, то расклад сил в Киеве кардинально поменяется.

  • Киевляне так же будут выбирать мэра, а президент назначать главу КГГА – так называемого префекта. Сейчас сразу две эти должности совмещает Кличко, но после принятия нового закона ему вряд ли отдадут обе должности;
  • Исполнительная власть перейдет от КГГА новосозданному Киевскому магистрату – эта структура будет исполнительным органом Киевского горсовета. Возглавлять магистрат будет мэр, еще ему оставят должность председателя на заседаниях горсовета;
  • Восстановятся районные советы. Их будет 10 на базе районов Киева. Состав каждого – 20 депутатов. Выборы туда должны были проходить одновременно с местными по всей стране – 25 октября. И это настолько важный момент, что мы остановимся на нем подробнее. Для начала обратимся к букве вероятного закона:

    «Районные советы Киева осуществляют управление движимым и недвижимым имуществом и другими объектами, которые принадлежат к коммунальной собственности, формируют, утверждают, выполняют соответствующие бюджеты и контролируют их выполнение, утверждают градостроительную документацию, касающуюся территории соответствующих районов в городе Киеве, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные законом, в объемах и пределах, определяемых Киевским городским советом», - сказано в окончательной редакции законопроекта.

    Если перевести на человеческий язык, то именно райсоветы будут решать множество "вкусных" вопросов в Киеве: утверждение документации для строительства, разрешения на создание парковок, распоряжение всей коммунальной собственностью района, формирование собственных бюджетов и так далее. Сейчас центр принятия всех решений – КГГА;

  • Префект получит надзорные функции. Он будет отвечать за соответствие законам и Конституции Украины решений, принятых Киевсоветом. В случае каких-либо нарушений — глава КГГА сможет через суд заблокировать любое решение горсовета. То есть в Киеве появится такой себе "сторожевой пес" Банковой, который сможет портить жизнь будущему мэру, если тот чем-то не устроит Офис президента;
  • границы районов столицы утверждаются Кабмином по предложениям Киевсовета, согласованными с теми же райсоветами.

При этом у экспертов закон о столице вызывает серьезные опасения. Мы обратились за комментарием к юристу, директору аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александру Сергиенко.

"Разделение должностей имеет смысл только тогда, когда глава КГГА будет иметь контрольно-наблюдательные функции. То есть контроль над соблюдением законодательства. Что касается должности мэра, то он как и в любом городе избирается громадой, возглавляет исполнительный комитет и председательствует на заседании Рады. Такое разделение было бы нормальным. Но если сохранится старый статус, когда глава КГГА будет руководить исполнительным органом Киевсовета и им будет именно Киевская администрация, то это значит, что горсовет останется без рук. То есть принимать решения он может, но исполнять уже никак. Во всех городах исполнительный комитет подчиняется совету, а если нет, то это безотцовщина или даже безголовость», — сказал Сергиенко.

Также большой скепсис вызывает и затея с созданием райсоветов. Сергиенко считает, что их создание и вовсе нарушает Конституцию:

«Город это община в целом. Нет общины района. Если бы она была, то это бы имело смысл. Люди в районе не объединены общими интересами, проблемами и так далее. Так что это противоречит Конституции и принципам самоуправления. Есть еще одна опасность: у нас в законе про столицу написано, что главу райсовета выбирает сам Совет. Этот же глава возглавляет исполнительный комитет. Как сравнить легитимность мэра, которого выбирает два миллиона избирателей и легитимность главы райсовета, которого выбирает 30 депутатов? А такой глава будет крутить мозг всему городу, потому что он не будет подчиняться решениям мэра —он от него просто не зависит. Это глупость с разных сторон зрения. Будет бардак, как и было в последний раз при Черновецком».

Война или мир?

Виталий КличкоФото: УНИАН

За год расклады сильно изменились. Электорат уже не готов голосовать за любого кандидата с зеленых биг-бордов, а Кличко усилил свои позиции.

Слабых мест у Кличко хватает, но нет ни одного конкурента, который мог бы ими воспользоваться. Судя по результатам соцопросов, за два месяца до выборов кандидат от "Слуги народа" Ирина Верещук может в лучшем случае попасть во второй тур, но там все равно проиграет. Примерно такая же история и у нескольких других претендентов на эту должность – отставание ближайшего от Кличко не меньше 20%. Разрыв настолько велик, что отыграть его за два месяца практически нереально, если не случится нечто экстраординарное.

Впрочем, еще есть время для появления новых фигур. Так, в начале сентября в Киеве появились биг-борды с лицом пятого президента Петра Порошенко и слоганом: "Наша мета – Європейський Київ". Пока что ни сам эксгарант, ни его партия никак это не комментировали, заставляя всех теряться в догадках: Порошенко действительно задумал столь своеобразный камбек или же это просто пиар-ход с целью привлечь больше внимания электората на свою партию при выборах в Киевсовет?

Борды с лицом Порошенко в КиевеФото: страница Петра Олещука в Facebook

Как бы там ни было, но даже появление новых узнаваемых претендентов на кресло мэра, не отменяет того, что в Офисе президента обязательно строят сценарии на столицу после 25-го октября: продолжать сохранять нейтралитет с Кличко или же попытаться взять ситуацию в Киеве под свой контроль?

Если Верховная Рада проголосует за законопроект о столице, то у Зеленского появится свой мощный рычаг влияния на процессы в Киеве. Но с другой стороны, это чревато конфликтом с градоначальником. Впрочем, как рассказали "Апострофу" в штабе действующего мэра, там давно обсуждают вероятность похода Кличко в президенты. И Киев здесь - ключевая площадка, с которой можно готовиться к рывку. Но для этого нужно быть в столице полноценным мэром, а не "британской королевой" без каких-либо полномочий. Стоит ли говорить, что вероятность похода Кличко в президенты на Банковой давно беспокоит. И законопроект о столице явно нужен на то, чтобы "успокаивать" Виталия Владимировича.

Сумеет ли команда Зеленского обеспечить устраивающий всех нейтралитет до конца первого срока Зеленского? Сложно сказать. Многое будет зависеть от того, как "слуги" смогут закрепиться в столице. С выборами в Киевсовет ситуация у Зе-команды - неоднозначная. Президентская партия, "УДАР" и "Евросолидарность" фактически поделят между собой депутатский корпус. Разрыв между ними очень невелик (в группу лидеров также затесалась ОПЗЖ) и ситуация может качнуться в любую сторону. Это оставляет хорошую возможность для того, чтобы обновить договоренности.

«Никакой трагедии для Зеленского (в случае поражения кандидата от "Слуги народа", — "Апостроф") не будет. Конструктивные отношения с Кличко давно выстроены. Мы же видим, что после ухода Богдана нет никакой войны. Более того, много слухов, что между ними достигнуты предварительные договоренности. Вероятность того, что большинство в Киевсовете будет создавать "Слуга народа" и УДАР - весьма велика. Возможно еще участие третьей фракции. Тут могут быть разные варианты: фракция Пальчевского, если партия проходит. Может быть "Голос" если пройдут. Вариантов много, но вероятность того, что они создадут совместное большинство в Киевраде весьма высока", — сказал Фесенко.

В то же время, по информации "Апострофа", Кличко одновременно ведет переговоры о коалиции в будущем составе Киевсовета и со "слугами", и с "Европейской солидарностью". До сих пор не выбрав, с кем же объединяться. Это сохраняет интригу в киевских политических играх до последнего...

Читайте также

Поиск "Патриотов": что НАТО пообещал Украине

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба приехал в НАТО просить ЗРК Patriot, что ему ответили

Призрак Трампа: как НАТО пытается помочь Украине

На встрече глав МИД стран — членов НАТО вопрос Украины — главный на повестке дня