Заместитель председателя Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК) ИВАН ПРЕСНЯКОВ в эфире Апостроф Live рассказал, удалось ли НАПК восстановить работу после принятия постановления Правительства о разблокировке доступа к е-декларациям, какие функции агентства до сих пор заблокированы и когда НАПК сможет снова заработать на полную после скандального решения Конституционного суда (КСУ).
- Как сейчас работает НАПК после решения КСУ, которое фактически остановило работу ведомства? Уже работает реестр деклараций, можно заходить и смотреть. Но в полную ли силу работает НАПК?
- На самом деле, после принятия решения Конституционным судом, кроме проведения разъяснительной, информационной или просветительской работы, практически все контрольные полномочия НАПК и полномочия по проведению проверок заблокированы. Благодаря реакции правительства, президента и СНБО администрирование реестра деклараций, проведение специальных проверок оновлены. Но, очевидно, это временное решение. Весь функционал НАПК, конечно же, не восстановлен, поэтому большинство функций остаются заблокированными.
- Что конкретно сейчас НАПК, кроме реестра деклараций, не может делать?
- Смотрите, реестр деклараций не просто так существует. НАПК должно было осуществлять полные проверки деклараций. Именно в этом есть, наверное, самый важный аспект деятельности этого реестра. Эти полные проверки мы проводить не можем.
Проблема заключается так же в том, что проверку на наличие конфликта интересов мы не можем проводить. Мы не можем привлекать к ответственности коррупционеров за ложь в декларациях, КСУ отменил это положение.
Мы даже не можем принимать сообщения граждан о коррупции, потому что это полномочие также заблокировано. Проводить проверку отчетов политических партий мы также сейчас не можем.
То есть на самом деле НАПК до этого решению Конституционного суда было органом, который имел широкие контрольные полномочия во всем спектре вопросов по предупреждению коррупции. Все эти контрольные полномочия теперь выполняться не могут.
Это не только решение, которое отразилось на нашей работе. Оно по сути поставило под угрозу широкую рамку - дальнейшую интеграцию Украины с Европейским Союзом. Потому что создание сильной антикоррупционной инфраструктуры как раз было одним из обязательств, которые мы на себя брали на пути этой интеграции.
- Вопрос по местным выборам. Правда ли, что людей, которых выбрали, невозможно назначить на определенные должности? Вы можете подтвердить или опровергнуть эту информацию? И на какие должности, если да, невозможно назначить сейчас людей?
- Одно из полномочий, которое выполняло НАПК - это проведение части специальной проверки людей, претендующих на те или иные должности. Действительно, проведение специальной проверки в части проведения проверки деклараций кандидатов на должности - городских голов, председателей местных советов - это та функция, которую должно было выполнять НАПК. С принятием решения Конституционного суда проводить эти специальные проверки и таким образом давать возможность назначить лица на эти руководящие должности, у нас возможности не было. По решению правительства НАПК возобновило проведение специальных проверок. Но, как я уже сказал, это временное решение. Поэтому у нас достаточно тревожная ситуация.
- То есть пока не будет в полную силу восстановлена работа НАПК, до того момента назначения мэров крупных городов и областных голов невозможно. Правильно ли я понял вас?
- Мы сейчас эти специальные проверки восстановили по решению правительства, но любой может пойти в суд и обжаловать собственно тот факт, что мы эти проверки проводим, и таким образом заблокировать эти назначения.
- Как видят в НАПК выход из этого конституционного кризиса? Что может открыть окошко возможностей?
- Проблема не только в том, что НАПК надо вернуть наши функции и полномочия. И не в том, что надо изменить закон "О предупреждении коррупции" и таким образом вернуть полномочия. Мы видим, что без того, чтобы что-то сделать с этим решением Конституционного суда, у нас остаются огромные риски отмены всех новых законодательных изменений, которые может наработать Верховная Рада.
Сейчас речь идет о том, чтобы принять какой-то закон, который автоматически вернет нам наши полномочия. Но если Конституционный суд изменит свою позицию, все это будет иметь небольшой смысл.
Потому что и дальше будет огромная угроза того, что это неконституционно по решению Конституционного суда. Поэтому, по моему убеждению, решение этого кризиса точно должно начинаться с того, чтобы что-то решить с этим решением КСУ. Просто возвращение полномочий НАПК, к сожалению, не сработает. Это будет временное решение.
- Один из выходов предложил президент Владимир Зеленский. Законопроект о восстановлении доверия к КСУ, которым гарант предлагает перезагрузить Конституционный суд, набрать новых представителей этого учреждения судебной ветви власти. Как вы считаете, сможет ли этот законопроект решить именно те проблемы, которые вы сейчас затронули?
- Несмотря на большой шквал критики этого законопроекта?
- По тому, как выглядит ситуация, здесь нет решения, которое бы удивительным образом все вернуло к исходной точке, не причинив никакого вреда правовой системе. К сожалению, этот вред уже был нанесен правовой системе после того, как было принято решение КСУ.