Украина планирует завершить конфликт на Донбассе в начале следующего года. Об этом сообщил глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонид Кравчук. При этом, уже в марте 2021 года на Донбассе могут состояться местные выборы. При каких условиях это возможно, в интервью Апостроф TV пояснил спикер украинской делегации в ТКГ, Алексей Арестович.
- Леонид Кравчук заявил, что в начале 2021 года российские войска уйдут из Донбасса. Это когда? Примерно хотя бы можем очертить сейчас?
- Там же написано, в начале 2021 года.
- Начало 2021 - это понятие растяжимое.
- Надо понимать, что это план. Это еще не достигнутые договоренности, под которыми стороны поставили подписи. Там надо знать предпосылки этого всего. Во-первых, это соглашения, которые были достигнуты в Нормандском формате еще во времена президента Петра Порошенко. Во-вторых, это соглашения, которые достигли президент Владимир Зеленский и лидеры стран Нормандской четверки 9 декабря 2019 года. Предпосылкой является то, что российская сторона вообще заблокировала деятельность трех или четырех подгрупп ТКГ в сентябре этого года. Они устроили демарш и сказали, что Верховная Рада отменила выборы в ОРДЛО, и это камень преткновения, скажем так. Поскольку есть необходимость выполнять договоренности, а есть технические вопросы, такие как содержание пленных, разминирование, гуманитарный аспект, то ОБСЕ, мы и русские - достигли договоренности о том, что мы предложим более конкретный план действий по выполнению того, о чем договаривались с 2016 года.
Это и есть наш план. В нем перечислены предложения, позиция и интересы украинской стороны. Нам предложат свой план, а 10 ноября ОБСЕ выскажет свое мнение относительно обоих планов на заседании ТКГ. Сейчас они изучают оба документа. Когда мы говорим о завершении войны в начале года, это означает, что мы даем возможность и ОБСЕ, и россиянам внести свои предложения по каждому пункту, изложить свою позицию, сохранить там какие-то свои интересы и так далее. Будет ли это 5 января - 25 января, или это будет 10 января - 5 февраля, не так уж важно на самом деле.
- Вы так же общались с представителями российской делегации в ТКГ?
- Еще не общался, потому что я не имел права голоса, я только присутствовал.
- Насколько высока вероятность того, что россияне, которые не соглашались на другие наши планы, согласятся вдруг на этот?
- Здесь есть определенные признаки, которые дают основания осторожно говорить о том, что Путин, возможно, хочет закончить эту войну. Если это так, то надо найти путь, который позволит сохранить ему лицо. Просто вывести войска под давлением украинской стороны и ОБСЕ - это неприемлемо для Путина. Он потеряет рейтинги и все эти "мачообразующие" вещи, которые бушуют в российской пропаганде - внутренней и внешней. ТКГ - эта дипломатическая площадка очень высокого уровня. Там мы должны говорить дипломатично. Под этими дипломатическим формулировками кроется на самом деле довольно жесткая наша позиция. Мы, например, требуем от государственных органов Российской Федерации, в частности, Госдумы, отменить их постановления по Украине. Например, на получение российского гражданства жителями ОРДЛО и так далее, там целый пакет. Если они требуют от нас внесения изменений в наше законодательство, то мы требуем изменений в их законодательство. У нас довольно жесткая позиция. Я могу сказать свою личную точку зрения - не как представитель ТКГ, а как человек - даже я не ожидал, что будет так жестко. Но это предмет переговоров. Мы поставили дипломатический люфт, но могу заверить, что никаких красных линий не будет нарушено. Более того, можно сказать, что появились новые красные линии, более жесткие требования. Например, требования об отмене всех этих постановлений, которые они напринимали по Украине, увеличение представителей миссии ОБСЕ на полторы тысячи человек. Они в первую очередь должны проследить, как будут выведены иностранные войска, наемники и вооруженные формирования, а во-вторых - помочь нам взять контроль над границей и быть с нами на границе. Затем - помочь подготовить выборы и провести их должным образом, согласно украинскому законодательству.
- В украинском плане предусмотрено добавление третьей стороны? Например, миротворцев или войск дружественных с Украиной государств?
- Это один из вариантов. Рассматривается привлечение от полицейских до миротворческих миссий разного формата.
- Господин Кравчук говорил о регулировании амнистии. Этот вопрос тоже есть в украинском плане и будет обсуждаться с российской стороной?
- Конечно. Это часть договоренностей и Минских, и в Нормандском формате. Но господин Кравчук, председатель нашей делегации, отметил, что люди, на руках которых кровь и военные преступления, не могут быть амнистированы. Это однозначно наша позиция.
- А кто будет определять? У нас есть спецслужбы, которые, возможно, следят за людьми, у которых на руках кровь. Есть уже конкретный план?
- Есть план. Это прерогатива разведывательного и контрразведывательного сообщества Украины. Они знают, что делают, и поверьте, у них есть все списки. Кроме того, давайте определимся: чтобы быть допущенным к выборам или получить социально-экономическую помощь, нужно будет снова зарегистрироваться в государственных органах Украины. Будут вопросы юридического восстановления. Там и собственность переходила из рук в руки, есть целый план по возвращению юрисдикции Украины. Он предусматривает легализацию людей, а она, видимо, будет предусматривать вопрос: "Что же ты делал ли, принимал ли ты участие в вооруженных формированиях? И начинается целый процесс выяснения, что делали люди.
- Это кто будет проводить - определенные спецкомиссии или СБУ?
- Это будет решение на государственном уровне. Я не готов комментировать, потому что это не прерогатива делегации. Мы предлагаем пути, а решать будут СНБО, наверное, и Верховная Рада. Это вещи, решение которых, по большей части, является привилегией парламента Украины. Мы лишь предоставляем рекомендации.
- Вы упоминали о некоторых указах, принятых в РФ. Недавно Госдума разрешила Путину провести правки в их законодательство относительно того, что работники ФСБ и Службы внешней разведки РФ могут иметь иностранные паспорта того государства, где они проводят операции. Вы уже упоминали о паспортах РФ, розданных на территории Донбасса. Этот аспект как-то учитывался, когда поднимался вопрос об амнистии, а также об определении людей с двойными паспортами?
- Конечно, там есть несколько рекомендаций, как поступать. Я могу назвать одну из них, которая является центральной, а остальные - ее вариации. Люди, которые хотят оставить себе там российское гражданство, будут иметь статус лиц, являющихся иностранными подданными, проживающих на территории Украины. Например, если у него жена - украинка, дети - украинцы, он родился в Украине и вырос на Донбассе - в Донецке или Луганске - и взял российский паспорт, он может находиться здесь. Но он не сможет избирать и быть избранным. Все согласно законодательству Украины о третьих лицах или лицах без гражданства. Мы же понимаем, что за всеми людьми с российскими паспортами будут пристально смотреть, особенно в этом регионе.
- Вы, наверное, слышали мнения о том, что таких людей якобы надо вывозить с территории Украины. Определились, что будут с российским паспортом - все, "чемодан, вокзал, Россия", как говорили еще во время Майдана и в начале войны.
- Во время службы в различных специальных интересных местах специализировался, в частности, на Ближнем Востоке и ближневосточных конфликтах. У меня, например, есть опыт наблюдения за тем, как решался израильско-ливанский конфликт в Южном Ливане. За одну ночь Израиль вывел войска из так называемой "зоны безопасности", которая была 150 км длиной и глубиной до 30 км. Была такая армия Южного Ливана - ливанские христиане, которые были союзниками Израиля. Они с семьями вышли также за пределы. Почему мы не рассматриваем вариант, когда те, кто очень любит Россию, имеет российские паспорта, не может покинуть территорию Украины за одну ночь, когда будет принято решение? Я, честно говоря, думаю, что так и будет. На месте тех людей я бы не остался на территории Украины.
- Это вы сейчас говорите как Алексей Арестович или как представитель ТКГ?
- Да, последнее - это из собственного жизненного и служебного опыта говорит Алексей Арестович. Как представитель я говорю то, что изложено в плане.
Читайте также: Россияне по-хамски ведут себя в Минске, они откровенно грубят - Алексей Арестович
- Кравчук также говорил о создании свободной экономической зоны в рамках реализации особого порядка самоуправления в ОРДЛО. Если ранее речь шла о Донбассе в общем, то теперь уже об ОРДЛО. То есть свободная экономическая зона реально рассматривается как особенность самоуправления на оккупированных территориях Донецка и Луганска?
- Нет, это не самоуправление, это создание условий для экономического и социального восстановления Донбасса. Общие цифры, которые подсчитали международные организации, составляют от 15 до 21 млрд долларов. В Украине, конечно, нет таких денег. Мы будем привлекать международное сообщество, фонды готовы вложиться в промышленность или инфраструктуру. Там нужно, прежде всего, создать рабочие места. Такие люди, и такие фонды имеются, осторожные переговоры ведутся. Но это высший уровень, не мой. Я знаю, что такие разговоры ведутся не на уровне деклараций о намерениях, а гипотез и интеллектуальных фикций. Для привлечения этих лиц им нужны особые условия. Извините, но украинская бюрократия отбила у них желание инвестировать достойно и зарабатывать деньги. Для будущих инвесторов создаются эти условия.
- Этот план совместных шагов является прямой заменой тому, что уже сделано за 6 лет в нормандском формате и в целом в ТКГ?
- Нет, он как раз является продолжением этого. Весь этот план утверждает те договоренности, которые были достигнуты ранее, начиная с сентября 2014 года.
- Если русские скажут - нет, у нас есть план "Б"?
- Есть и план "Б", его ключевое слово - это миротворцы.