В минувшую пятницу, 2 апреля, Совет национальной безопасности и обороны Украины одобрил очередной пакет санкций. В этот раз их ввели против крупнейших контрабандистов страны. Помогут ли эти санкции побороть коррупцию на таможне, от которой государство несет миллионные убытки, и могут ли эти санкции быть расправой с конкурентами - об этом в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал бывший председатель Луганской ВГА и Закарпатской ОГА ГЕННАДИЙ МОСКАЛЬ.
⁃ СНБО ввел санкции против ряда лиц, подозреваемых в контрабанде. Как вы их оцениваете?
⁃ Эти криворожские юристы, которые где-то в подвалах учились, уже такого начудили... Я в 2014 году был депутатом Верховной Рады. Я голосовал за этот закон о санкциях. Ну неужели нельзя его прочесть?! Пункт второй части первой говорит, что санкции могут быть введены в отношении иностранных граждан, в отношении иностранных юридических и физических лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Это первое.
А единственный юрист, который, как оказалось, учился и не сачковал - это Разумков. Он четко сказал. Ну так для чего этот концерт устраивать?
Второе: где, какая контрабанда, кто? Протрите глаза, Владимир Александрович. Нет в Уголовном кодексе Украины контрабанды. Есть контрабанда только наркотиков и огнестрельного оружия. Остальное декриминализировано и переведено в разряд административных правонарушений, как незаконное перемещение товаров через государственную границу Украины. Точка.
Третье, что касается этого списка. Это конкурентов выбивают и врагов Павлюка. Вот Юра Кушнир - я его знаю лично, я родом из Черниговской области - его давний враг.
- Какая же, по вашему мнению, цель этих санкций?
- Есть два вида контрабандистов: те, кто подрывает экономическую основу стран Европейского Союза и гонит туда сигареты, и те, кто подрывает экономическую основу Украины. То есть это в основном растаможка по низким тарифам, подмена инвойсов и тому подобное. Это в основном Турция и Китай.
Если этого не будет, у нас рынков не будет. Потому что рынки, торгующие промышленными товарами и одеждой - это как раз последствия этого незаконного перемещения. Но здесь замешана таможня - либо меняют все товарные позиции, либо, если берется 90-100 процентов равномерно брюки, носки, костюмы и рубашки, то потом 99% растаможивают только как носки. Лишь по 2-3 экземпляра растамаживают брюки, костюмы, рубашки и так далее. Это передел рынка.
Скажите мне, а как члены СНБО, министр внутренних дел, председатель Службы безопасности, министр юстиции и т.д. - где же они были? Они расписались в полном бездействии. Так почему же они не документировали это? Документируйте, ловите, изымайте. Сколько раз я писал: сделайте взаимные сверки. Пока вы не сделаете взаимные сверки с нашими соседями - что оттуда выпускалось, и здесь растамаживалось...
⁃ Что, по вашему опыту, является наиболее эффективным?
⁃ Я не знаю все законодательство в мире. Но мы единственная страна, где нет уголовной ответственности и нет в кодексе понимания, что такое контрабанда. Нету. У наших соседей - Румыния, Венгрия, Словакия, Польша - это есть. У кого пять, у кого семь, у кого девять лет ответственность.
Ввести это в уголовный кодекс - это первая задача. Но никто не хочет это делать, потому что все эти спонсоры 95 квартала не будут абсолютно ничего давать.
Второе: сама классификация подлежащих растаможке товаров очень размыта и введена очень давно. Это все надо менять. Как раз те, кто работает на внутренней таможне, классификации товара могут вам растаможить за 10 тысяч гривен, могут за 1000, могут за 100. Уже сто раз говорили, что это срочно надо делать.
Третье - сделать взаимные сверки. Голословно говорить про триста миллионов убытков. Их можно обнаружить только тогда, когда сделать сверки, что завозили фирмы.