RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Авторитаризм и неудачный креатив: как Порошенко теряет статус "главного оппозиционера"

Пятый президент теряет баллы. Не в последнюю очередь из-за собственной манеры поведения

Пятый президент теряет баллы. Не в последнюю очередь из-за собственной манеры поведения Петр Порошенко Фото: Апостроф / Роман Петушков

За последних несколько месяцев команда экс-президента Петра Порошенко допустила целый ряд медийных проколов, которые явно не добавили ему рейтинга. Впрочем, главные проблемы у "оппозиционера №1", похоже, только начинаются. О том, сможет ли лидер "Европейской солидарности" со своим окружением снова побороться за президентское кресло или постепенно скатится в маргинес, разбирался "Апостроф".

Выборы с Путиным и валенки

Многие, вероятно, помнят предвыборные плакаты образца 2019 года - "Двадцать первое апреля. Решающий выбор". Именно с такой надписью, а также изображениями Петра Порошенко напротив Владимира Путина биллборды начали появляться на украинских улицах за две недели до второго тура президентских выборов 2019 года, вызвав тогда настоящий скандал.

Путин в качестве "VIP-агитатора" Петра Порошенко вызвал недоумение и раздражение многих украинцев. Кое-кто назвал такое пиар-творчество серьезной заявкой на реализацию раскола в обществе. Словом, реакция общества оказалась прямо противоположной той, на которую рассчитывала медийная и пиар-команда Петра Алексеевича.

Фото: УНИАН

Похожих примеров неудачного пиара на тот момент еще действующего президента перед выборами было достаточно, в том числе в соцсетях. Например, незадолго до первого тура Порошенко по дороге в Бердичев "неожиданно" сфотографировался вместе с деревенскими детьми, играющими в хоккей.

"Не удержался - очень хотелось пожать им руки. Молодцы, что увлекаетесь спортом", - подписал он несколько фотографий в Facebook. На снимках виден улыбающийся президент в дорогом пальто, а возле него стоят деревенские мальчишки, у которых вместо клюшек палки, а на ногах валенки. Комментаторы сразу же отметили: "Денег на клюшки пожалел".

Казалось бы, после проигрыша на президентских выборах у Порошенко, желающего не только сохранить свое политическое влияния, но и совершить "камбэк", должны были провести работу над ошибками. Однако этого, судя по дальнейшим событиям, не произошло. Как не случилось и смены ответственных за пиар Порошенко. Но об этом ниже.

Клубника, старые фото и Медведчук

В начале мая, во время визита Госсекретаря США Энтони Блинкена в Украину, случился яркий прокол политтехнологов экс-президента. Тогда пятый президент похвастался якобы проведенной двухсторонней встречей с Блинкеном.

"Рад новой встрече с Государственным секретарем США Энтони Блинкеном, госпожой Нуланд и господином Рикером, замечательной "украинской командой" новой американской администрации", — написал Порошенко, прикрепив к публикации их совместную фотографию. Эта же фотография есть в "фотобанке" издания УНИАН и датируется она 2015 годом. За прошедшее время Блинкен успел поседеть, да и масок, обязательных для всех публичных мероприятий вот уже полтора года, на Порошенко и его визави не оказалось. К тому же стоит учитывать, что на реальной встрече с главой Госдепа Порошенко был не один - там были представители всех парламентских фракций. Но почему-то у Петра Алексеевича решили выделиться.

Фото: facebook.com

Не прошло и месяца, и случился новый скандал. 27 мая пятый президент провел презентацию подарков, которые его соратники решили отправить украинским военным на Донбасс. Помимо оборудования, лидер Евросолидарности продемонстрировал на камеру, как привез на фронт клубнику.

"На фронт мы ездим не с пустыми руками. Стало уже хорошей традицией помимо оборудования обязательно, пока сезон, привозить ягоду. Теперь это уже это будет хорошей традицией, когда воины на фронте будут иметь доступ к, как назвала это Скабеева, "клубничке", — отметил Порошенко, явно довольный идеей своей пиар-команды. Ответом экс-президенту стало огромное количество насмешек и мемов в соцсетях.

Фото: facebook.com

Впрочем, вероятно, самым большим проколом стало недавнее интервью лидера ЕС в ответ на публикацию "пленок Медведчука". "Откровенный разговор" на его собственном "Прямом" канале, естественно, не только не развеял сомнений, посеянных расследованием Дениса Бигуса о сомнительных связях Порошенко, но и продемонстрировал неготовность его пиар-окружения реагировать на информационные вызовы.

"Креативная команда", которая пребывает с Петром Алексеевичем достаточно давно, известна многим интересующимся политикой. Это политтехнолог и экс-нардеп Игорь Грынив, спичрайтеры Олег Медведев и Виктор Уколов, а также бывший чиновник АП, ответственный за медиа-направление, Владимир Горковенко, который нынче является депутатом Киевоблсовета.

Топтание на месте – билет на политическую пенсию?

По мнению политолога Владимира Фесенко, слабая работа пиар-команды Порошенко, в том числе и вышеперечисленные проколы, стала поводом для иронии, но к большим имиджевым потерям пока не привела.

"Специфика электората Порошенко, как сейчас отмечают многие эксперты, это определенное сектантство, эти люди не воспринимают негативную информацию. Даже записи Медведчука не нанесли ощутимого удара", — говорит Фесенко.

Вместе с тем, эксперт отмечает, что расследование Бигуса могло повлиять на тех, кто голосовал не столько за Порошенко, столько против Зеленского и теперь испытывает не самые хорошие чувства по отношению к бывшему главе государства. Для купирования неудобных тем и отбивания медиа-атак Порошенко делает ставку на скорость.

"Кто-то в команде не особо себя утруждает креативом и поиском каких-то нестандартных ходов. Главное - быстро реагировать, а как – это не важно. И Порошенко, я думаю, тоже требует быстрой реакции, каких-то быстрых действий. В итоге это приводит к таким проколам", - говорит Фесенко, добавляя, что начиная с президентской кампании, Порошенко тратит на политическую обслугу намного больше, хотя раньше Петр Алексеевич был известен своей скупостью.

Хорошей иллюстрацией насчет приоритета скорости над качеством работы можно назвать свежий фейк пиарщиков Порошенко о том, что при Зеленском в ВСУ отвратительное питание. Так, бывший советник пятого президента Юрий Бирюков и нардеп Ирина Геращенко опубликовали фото, где по пластиковой тарелке размазана ложка жидкой каши и лежит кусочек хлеба — якобы так выглядит стандартный армейский обед. Буквально через несколько часов фейк разоблачили сами военнослужащие. В Первой Северской танковой бригаде назвали фото откровенной подделкой и показали реальные фотографии столовой и питания — не из президентской столовой, конечно, но вполне приличных блюд.

В свою очередь, по мнению политтехнолога Сергея Гайдая, основная проблема Порошенко - в его стиле жизни, который разительно отличается от пафосных слов.

"Образ, который выбрал Петр Алексеевич, абсолютно диссонирует с тем, как он живет. Здесь никакие специалисты по пиару и медиа не помогут, потому что, как бы они не создавали образ главного патриота, рано или поздно будет вылазить "труба Медведчука", договоренности с Путиным, его коррупционные связи. Двойное дно Порошенко вылазит, и скрывать его невозможно. Особенно, когда проходит какое-то время, теряются инструменты власти и начинают вылазить пленки, записи и все прочее", - говорит "Апострофу" Гайдай.

На авторитарный стиль принятия решений бывшим президентом обращает внимание политтехнолог Виталий Бала.

"Петр Алексеевич, вероятнее всего, никого не слушает и сам решает как ему себя позиционировать. Хотят ли люди из окружения ему возражать, это уже другой вопрос. Нынешняя его проблема гораздо хуже, потому что ситуацию с "пленками Медведчука" исправить практически невозможно. То, что говорят у Порошенко, еще больше фокусирует внимание и раздражает тех людей, которые понимают, о чем на самом деле речь. В этой ситуации действия, которыми пытаются нивелировать негативные последствия скандала - из репертуара 20-го века. И тут окончательное решение, наверное, принимает Петр Алексеевич к сожалению для него и к счастью для его оппонентов", - говорит Бала.

Эксперт убежден, что оппоненты Петру Порошенко "купили ему билет на политическую пенсию", а он не хочет садиться в "поезд". От креативности его команды зависит, удастся ли экс-президенту удержаться в обойме топ-политиков в среднесрочной перспективе.

"То, что команда Порошенко сейчас делает, не позволит выбросить "билет", о котором я говорил, или отложить его на длительный срок. Даже переписывание каких-то цифр в социологии ничего не даст. Для всех остальных оппозиционных сил эта ситуация достаточно благоприятная, ведь Петр Алексеевич, который себя сам назвал главным оппозиционером и призвал, чтобы все объединялись вокруг него, сейчас потерял этот плюс и теперь место главного оппозиционера, который мог бы себя позиционировать в контексте борьбы с действующей властью, освободилось", - добавляет Виталий Бала.

Еще один удар, приготовленный командой Зеленского, по Петру Порошенко - антиолигархический закон. Публичная критика этого документа со стороны "Евросолидарности" снова-таки не добавляет ей поддержки среди широких слоев населения.

Все это дает основание говорить о том, что мы уже в ближайшее время можем стать свидетелями борьбы за звание не просто лидера оппозиционных сил, но и кандидата на второе место в президентском рейтинге. К слову, его первый номер - Владимир Зеленский - сейчас активно наращивает свою аудиторию в электоральных вотчинах Порошенко на Западе и в Центре Украины.

Ключевая же проблема пятого президента состоит в том, что все его месседжи направлены на его базовый электорат, для которого сомнительного качества креатив команды Петра Алексеевича все еще "заходит". Но этим огромный антирейтинг не перебьешь. А именно он – мина замедленного действия для политического будущего "главного оппозиционера" страны и его надежд снова оказаться на Банковой.

Читайте также

Новини партнерів