RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Политика
Мнение

Растяжка для Зеленского: в чем опасность признания "ДНР" и "ЛНР"

Напряженность на Донбассе сохраняется

Напряженность на Донбассе сохраняется Фото: Апостроф / Коллаж / Getty images

В понедельник, 21 февраля, президент Владимир Путин подписал указ о признании так называемых "ЛНР" и "ДНР". Практически сразу в оккупированную часть Донбасса начали заходить российские войска, так как в одном из пунктов соответствующего указа содержится поручение министерству обороны РФ "обеспечить мир" на территории обеих "республик". Признание "ЛНР" и "ДНР" практически ставит крест на реализации Минских соглашений, как мирного варианта урегулирования конфликта на Донбассе. Оно делает невозможным и военный вариант деоккупации. Теперь Украину могут ожидать внутренние потрясения, а также продолжение войны, о чем "Апостроф" предупреждал еще три года назад.

О том, что президент Владимир Путин признает так называемые "ЛНР" и "ДНР" стало понятно на заседании Совбеза РФ, которое состоялось днем 21 февраля. Большинство членов этой организации, высказались в пользу этой процедуры (хотя, возможно, у некоторых членов Совбеза было собственное мнение). Неделей раньше и Госдума РФ поддержала обращение к Владимиру Путину с просьбой признать независимость ОРДЛО.

Вечером, 21 февраля, Путин объявил о подписании соответствующего указа, сделав "ДНР" и "ЛНР" независимыми государствами. По крайней мере, с точки зрения Российской Федерации, Сирии, Венесуэлы, Никарагуа, а также повстанцев Йемена, уже признавших легитимность этих образований. Практически сразу в ОРДЛО начали заходить российские войска, так как один из пунктов указа Путина требовал от Минобороны РФ "обеспечить функции" по поддержанию мира в обеих "республиках".

Примечательно, что соответствующий указ Владимира Путина является точной копией указов о признании независимости республик Абхазия и Южная Осетия. Изменены только названия. Это дает основания предполагать, что для Украины приготовлен именно грузинский вариант заморозки конфликта на Донбассе. Во всяком случае, несмотря на то, что так называемая конституция "ДНР" и "ЛНР" предусматривает существование "республик" в пределах административных границ Донецкой и Луганской области, Россия отстаивать этот сценарий пока не готова. По словам зампреда комитета СФ по международным делам Андрея Климова, пока речь идет о признании "ЛДНР" в тех территориях, которые существуют в установленных на сегодня ограничениях. То есть, судя по всему, в пределах линии фронта, представляющей собой укрепления, мало уступающие финской "линии Маннергейма". Требование от Украины "подвинуться", на сегодняшний день означает большую войну, которой в Кремле пока хотели бы избежать. Хотя и эта война может являться лишь вопросом времени, о чем речь пойдет ниже.

Действия Путина фактически подрывают Минские соглашения, поскольку в них ОРДЛО рассматриваются как часть Украины. Другими словами, ввод в оккупированный Донбасс российских войск является актом вторжения на территорию Украины. Это обстоятельство требует от президента Владимира Зеленского выполнения функций, возложенных на него законодательством Украины. А именно, объявить военное положение, полную или частичную мобилизацию, инициировать использование Вооруженных сил и других военных формирований. То есть, по сути, объявить России войну. В любом случае, Зеленский на это не готов, о чем говорит, например, его ночное обращение к нации. Другими словами, военная опция освобождения Донбасса полностью исключается.

И здесь начинается та самая "растяжка", о которой "Апостроф" предупреждал, когда еще господин Зеленский не вступил в свои полномочия. Как известно, Владимир Зеленский выиграл выборы, обещая прекратить войну и обеспечить мир, не теряя ни пяди земли. Главным инструментом для достижения мира рассматривались Минские соглашения с реформой минского процесса. Предполагалось, в частности, начать прямые переговоры с РФ, с привлечением представителей Запада, которые могли бы гарантировать выполнение достигнутых договоренностей.

В апреле 2019 года "Апостроф" предсказывал, что эти планы могут провалиться, хотя бы потому, что реализация Минских договоренностей не предполагает прямого диалога с РФ, ведь Москва не считает себя стороной конфликта. Модификация Минского процесса невозможна, поскольку это невыгодно самой России. В свою очередь, сами Минские соглашения, подписанные Петром Порошенко восемь лет назад, по ряду причин невыгодны самой Украине.

Попытка все же выполнить обещания, путем имплементации в украинское законодательство "Формулы Штайнмайера", в октябре 2019 года, прогнозируемо привели к акциям протеста под лозунгом "Нет капитуляции".

Не имея собственных вариантов разрешения конфликта, на Банковой решили действовать по рецепту Петра Порошенко и "подвесить" процесс, что закономерно могло привести либо к новой войне на Донбассе, либо к тому, что произошло 21 февраля. Нежелание (да и неспособность) президента Владимира Зеленского начать вооруженную борьбу с российским вторжением, выполняя требования украинского законодательства, могут привести к акциям протеста, причем не только со стороны радикалов, но и тех, кто реально воевал на Донбассе. Все это может привести к дестабилизации ситуации в Украине (а это весьма выгодный для Кремля сценарий), а также убивает политический рейтинг Зеленского, который так и не смог выполнить обещание "не потерять ни пяди земли".

И, наконец, кто сказал, что с признанием Россией "ДНР" и "ЛНР" все закончилось? Существование "народных республик" в пределах линии разграничения – еще не свершившийся факт. Как бы не пришлось Владимиру Зеленскому в ближайшем будущем вступать в унизительные переговоры со вчерашними террористами, а сегодня – "главами независимых государств" Денисом Пушилиным и Леонидом Пасечником для того, чтобы предотвратить кровопролитные бои за Мариуполь.

Читайте также