Кремль провалил две первые фазы войны против Украины: блицкриг со "взятием" Киева и операцию по выходу на административные границы Донецкой и Луганской областей. Российские войска остро нуждаются в перегруппировке и пополнению истощенных резервов, что никак не вяжется с первоначальными планами Владимира Путина к "9 мая" объявить о победном завершении "спецоперации" против нашей страны. У кремлевского фюрера есть несколько вариантов "сохранения лица" в глазах собственного окружения, но ни один из них не ведет к разгрому Украины. Подробности читайте в материале "Апострофа".
Путинская "мобилизация"
Владимир Путин с перекошенным от злобы лицом, схватившись за стол, слушает доклад Сергея Шоугу о "неполном взятии" Мариуполя и сопротивлении защитников "Азовстали" - картина, передающая реальные настроения кремлевской верхушки.
Российское командование наглухо увязло в южных и восточных регионах страны с весьма туманными перспективами, в то время как кремлевскому фюреру результат нужен "на сейчас". Дабы сохранить лицо, Владимир Путин на параде по случаю "дня Победы", может заявить о формальном завершении "спецоперации", объявив Украине войну с последующей мобилизацией населения РФ.
О том, что Путин 9 мая вместо "спецоперации" может объявить войну Украине и всеобщую мобилизацию, на днях журналистам CNN также рассказали министр обороны Великобритании Бен Уоллес и неназванный представитель Пентагона.
У Путина остается такая опция, но насколько он захочет ею воспользоваться - вопрос открытый. Ведь риски потерять народную поддержку в случае такого сценария - огромные. Одно дело, когда россияне фактически смотрят кино у телевизоров, совсем другое - когда в результате указа Путина война превращается в данность. К тому же для объявления "всеобщей мобилизации" кремлевскому диктатору придется пойти на существенные правовые изменения. Вплоть до введения военного положения, что может стать жестким ударом по российской экономике, отметил в разговоре с "Апострофом" замдиректора "Центра исследований армии, конверсии и разоружения" Михаил Самусь.
"Не думаю, что в Кремле посчитают нужным пойти на такой шаг. Более того, в отличие от других экспертов, полагаю, что Путин, выступая 9 мая, не станет артикулировать внимание на "спецоперации". Да, он может сказать, что прадеды в свое время "воевали с фашизмом" и теперь пришел черед правнуков взяться за оружие, но без конкретики. Думаю, он постарается "замазать" тему войны с Украиной в общем потоке слов", - говорит Михаил Самусь.
По словам эксперта, после 9 мая в действиях оккупантов будет наблюдаться определенная инерция с попытками "взять" весь Донбасс, сломить сопротивление защитников "Азовстали", но без особых перспектив откусить от Украины еще больше территорий.
"Россияне увязли на основных направлениях, растратив слишком много времени и сил. ВСУ за это время перегруппировались, подготовились и теперь возможна не только оборона, но контрнаступательные операции нашей армии на особенно важных участках фронта", - добавил Михаил Самусь.
Очередное "присоединение"
Даже если Путин не станет официально объявлять войну Украине, риск "мобилизации" сохраняется. Следующий сценарий - Путин на параде по случаю "дня Победы" может объявить о завершении очередного этапа "спецоперации", в результате которого РФ "присоединяет" к себе территории Донецкой, Луганской и Херсонской областей. Далее на захваченное территории начинается "мобилизация" мужчин призывного возраста, как это было в начале вторжения на территории ОРДЛО.
Донбасс формально могут "отдать" в состав Ростовской области, на территории которой жителям ОРДЛО в промышленных масштабах раздавали российские "паспорта"; а Херсонщину - "прилепить" к оккупированному Крыму, "власти" которого полным ходом грабят захваченную территорию.
Представитель США при ОБСЕ Майкл Карпентер сообщил, что Кремль может оформить оккупацию как результат проведения в трех областях фейкового "референдума". С другой стороны, учитывая продолжающиеся боевые действия на Донбассе и отсутствие пророссийских настроений в Херсонской области, организовать в этих регионах даже подобие некого "голосования" не получится.
"Вариант аннексии новых территорий возможен. Думаю, что в Кремле сейчас оценивают риски, прикидывают возможные последствия. Ведь после "присоединения" Донбасса или Херсонщины последуют новые санкции Запада. С другой стороны, Путин может пойти на такой шаг, чтобы "застолбить" за собой эту территорию, которую он потом будет активно "защищать". Мы уже сейчас видим, что россияне готовят перегруппировку сил и больше пытаются удержать захваченное. Оккупанты по основным направлениям уже сейчас берутся за лопаты и окапываются", - говорит "Апострофу" военный эксперт Олег Жданов.
Провал Герасимова
В Кремле могут сколько угодно рассказывать о "защите Донбасса" и о том, что агрессия против Украины якобы "идет по графику", но оккупационное командование не решило одну из ключевых задач. Российская армия, невзирая на грандиозные потери войск и ресурсов, к "9 мая" так и не вышла на административные границы Донецкой и Луганской областей.
"Тактическая пауза на фронте в ближайшее время может быть вызвана не только перегруппировкой российских сил, но и перетряхиванием верхушки Минобороны РФ. Вероятно снятие с должности главы Генштаба РФ Валерия Герасимова, который обещал Путину, что к 7 мая весь Донбасс будет "взят", но не справился. Вместе с ним "полетят" и замы. Александр Дворников (командующий российскими войсками вторжения - "Апостроф") попробует запрыгнуть на место Герасимова, но ему нужно будет подобрать себе команду, на что также потребуется время", - говорит Олег Жданов.
Рисков, что Путин в такой ситуации сможет полностью отрезать Украину от моря, как предупреждают в Минобороны Великобритании, относительно немного.
Для "взятия" Одессы и Николаева, как отмечает Олег Жданов, оккупантам нужно будет оперативно собрать группировку в 200-250 тыс. человек, что в нынешних условиях весьма затруднительно.
Многое указывает на то, что Путин после 9 мая будет маневрировать, пытаясь "защищать" уже захваченное; но такая тактика кремлевского фюрера таит существенную опасность для Киева.
"Со стороны России — это будет означать переход от наступательной фазы войны к оборонительной, и сопровождаться попытками посадить Украину за стол переговоров с закреплением ситуации по состоянию "на сейчас". Для Украины это означало бы (даже по состоянию на 24 февраля) надолго замороженный конфликт с непредсказуемыми (вернее, с весьма предсказуемыми) последствиями. Российские надежды на успех таких переговоров могут подпитываться заявлениями главы Госдепа США Энтони Блинкена — о готовности США принять любое решение украинского народа, Олафа Шольца — о возможности снятия с России санкций после подписания мирного договора с Украиной (без упоминания его условий)... На самом деле, для Украины такой договор означал бы капитуляцию", - настаивает руководитель военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.
Все указанные сценарии (мобилизация населения РФ, аннексии территорий и дипломатическое шулерство Путина) не исключают друг друга. В Кремле, понимая, что сломить Украину нахрапом не получилось, могут перейти к тактике медленного военно-экономического удушения нашей страны. Параллельно пытаясь продать Западу некое "перемирие" с Киевом, которое будет означать лишь подготовку к следующему массированному удару по Украине, но с учетом ошибок, совершенных россиянами в феврале-марте текущего года.