Во вторник, 18 октября, в Киевской области на территории одной из СТО, ремонтирующих машины для наших защитников состоялась презентация проекта "Тачка на ТРОкачку". Цель проекта – восстановить для фронта военные грузовики, которые сейчас стоят на консервации на базах хранения ВСУ, или были повреждены в результате боевых действий. О том, как работают наши ремонтники, читайте в материале "Апострофа".
Представляя проект, бригадный генерал-заместитель командующего Сил ТрО, Герой Украины Сергей Собко объяснил - силы терробороны имеют сейчас много потребностей, среди них очень важна обеспеченность полноприводными грузовиками.
"Волонтеры, даже дети делают очень много, чтобы мы имели автомобили, в первую очередь речь идет о внедорожниках, пикапах для использования нашими воинами на фронте, однако они не покрывают всех задач, которые мы имеем на сегодня. Нам нужно перевозить вооружение, личный состав, материально-техническое обеспечение - это невозможно сделать пикапами", - говорит Собко.
Основатели "Тачки на ТрОкачку"
Сергей Собко
Терробороне нужны военные грузовики
По словам генерала, терробороновцы нашли решение, которое является уникальным. Речь идет о том, что сегодня на базах хранения ВСУ много полноприводных грузовиков, но они неисправны. Это машины 3,4 и 5 категорий – у них может быть не двигателей и других узлов, они могут быть ржавые, без колес и так далее. Чтобы поставить в строй эти авто, их нужно "прокачать", или, как говорят участники проекта, "ТрОкачать".
ГАЗ-66 тоже проходит "ТрОкачку"
"С нашей стороны, по договоренности с Минобороны и Генштабом, мы можем поставить эти авто тем, кто может заняться их ремонтом и восстановлением. На сегодняшний день потребность – 4000 грузовиков. Речь идет о ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УРАЛ 4302 и КамАЗе, последние два в дефиците, потому что имеют три оси и большую проходимость. Все эти авто проходимее любых гражданских вариантов. В частности, самый массовый ГАЗ-66 специально разработан для бездорожья. Их "возраст" на фронте – от недели, в отличие от легковых джипов, которые могут сломаться в первый день, и для ремонта ГАЗа нужно четыре ключа и монтирование – это важно на "передке", где часто нет запчастей", - говорит Собко.
Участники проекта буквально "воскресают" грузовики
Виктор Шевченко до 24 августа являлся директором международной логистической компании, сейчас служит офицером управления логистики Командование ТрО. Идея "Тачки на Трокачку" пришла летом, когда командование поставило задачу сформировать новые батальоны и отправить их на передок, говорит Шевченко. Шла речь и о необходимости в исправных грузовиках, которых было мало. Появилась идея – брать подержанные авто и ремонтировать.
Виктор Шевченко
Фактически машины, о которых идет речь, давно находятся на базах хранения и не представляют ценности для ВСУ, уходят почти под списание, а фронту нужны готовые автомобили. В качестве эксперимента участники проекта взяли первые 7 авто, за месяц прошли все докпроцедуры в Минобороны, завезли их на СТО и 22 машины, которые шли под списание – встали в строй, 17 уже воюют на фронте и еще 21 машина – в процессе ремонта, из них 5 БТРов. Сейчас командование после тестов дало добро на "ТрОкачку" 230 машин с баз хранения, и бригады терробороны по всей Украине их забирают и ремонтируют.
Работа не прекращается ни на минуту
Механики проекта, в котором сейчас задействовано 9 человек, работают практически 24/7, без выходных, часто по ночам. С каждым днем находить, покупать и привозить запчасти становится труднее, но участники проекта пытаются поддерживать темп ремонта по крайней мере 4 автомобиля в месяц. Главными проблемами подержанных грузовиков называют практическое отсутствие электроники и тормозные системы.
Украина имеет кучу предприятий, готовых ремонтировать армейские "грузели"
В Украине около 30 тыс. транспортных предприятий формата крупногабаритных перевозок и автобусных перевозок. Если даже 10% из них возьмут по машине – у нас будет 3 тыс. готовых к использованию автомобилей. Терробороновцы предлагают несколько вариантов помощи. Можно возместить стоимость ремонта или взять эти авто и отремонтировать их самостоятельно, поставив их в строй для подразделений ТрО.
3000 грузовиков для войска – сила!
Процесс очень прост. Тот, кто может помочь – обращается к проекту, ребята выделяют из фондов ВСУ машины, проводят документооборот, забирают их на СТО, ремонтируют и возвращают на фронт. Ключевая "фишка" проекта – дешевизна. Капитальный ремонт грузовика стоит сейчас $3 тыс. – на рынке за эти деньги невозможно что-то купить, цены на похожие авто стартуют от $5 тыс. плюс ремонт стоит не менее тысячи. Джип или пикап стоит от $6 тыс. до $10 тыс, это уже три автомобиля, отремонтированных в нашем проекте. Кроме того, ремонт этих автомобилей достаточно прост – за 22 дня люди, ранее их никогда не видевшие, поставили эти грузовики в строй – практически любое СТО может сделать так же.
$3 тыс. – очень небольшая цена за капитальный ремонт "грузеля"
Участник проекта, капитан ТРО Роман Городечный обращает внимание, что привезти 4 тыс. полноприводных грузовиков из-за границы – большая логистическая проблема, да и дорого это, поэтому решение нашли в "Тачке на ТрОкачку". "Мы призываем все автотранспортные предприятия, компании, занимающиеся автозапчастями, вносить свою лепту в ремонт нужных нам грузовиков. Перемещение личного состава, перевозка БК и так далее – это все логистика и грузовики, поэтому присоединяйтесь к простой и эффективной инициативе!"
Роман Городечный
Дмитрий Ковальчук, основатель компании Альтера Групп занимается в проекте деятельностью фонда "Буревий", который обеспечивает финансирование ремонтов и учет всех процессов. Фонд сотрудничает как с компаниями, так и с физлицами – буквально каждый, кто хочет приобщиться к ремонту "тачек" для бойцов, может это сделать. К финансированию проекта помимо украинских бизнесов привлеклись и международные партнеры, в частности, американский диаспорный благотворительный фонд Spirit of America.
Даже отсутствующий двигатель – не преграда для "волшебников" проекта!
"Как все происходит: каждая машина получает свой идентификатор и попадает в реестр. Когда мы ее забираем, то совершаем дефектный акт, чтобы определить, в каком именно ремонте она нуждается. Тогда покупаем запчасти, на СТО идет ремонт, подписываем Акт выполненных работ с фотоотчетом - и передаем машину в ТрО. На важный фидбек бойцов на качество ремонта, эта информация ежемесячно будет выкладываться на сайтах фонда и проекта. Работаем до победы!", – говорит Ковальчук.
Дмитрий Ковальчук
К участникам проекта обращаются представители бригад и батальонов ТРО и ВСУ, им объясняют алгоритм и дают контакты, и они делают эти машины самостоятельно – многие не знают, где взять машины и как пройти весь путь, ведь в ТРО служит 70% бойцов, которые раньше никогда не были связаны с армией. Есть вариант забрать машину и отремонтировать ее, или задонатить на ремонт – помочь может каждый!
За помощь в подготовке материала автор благодарит Валентина Калашника и Мирославе Андрееву, а также пресс-центр Сил Терробороны ВСУ