В последнее время правоохранительные и антикоррупционные органы начали проявлять необычную активность, одно за другим открывая дела или передавая их в суд – задержание экс-нардепов Вячеслава Богуслаева и Максима Микитася, объявление в розыск бывшего главы Нацбанка Кирилла Шевченко. С чем связана такая активность, и дождутся ли украинцы не только открытия дел, но и приговоров, читайте в материале "Апострофа".
Вечером 22 октября СБУ задержала за государственное предательство экс-нардепа Вячеслава Богуслаева и начальника Департамента внешнеэкономической деятельности предприятия "Мотор Сич". Сообщалось, что злоумышленники наладили транснациональные каналы незаконной поставки оптовых партий украинских авиадвигателей в страну-агрессор. Правонарушения Богуслаева доказаны, в частности, перехватом его разговоров, Шевченковский суд избрал ему меру пресечения – два месяца пребывания под стражей.
Несколькими днями ранее, 20 октября, ВАКС избрал меру пресечения экс-нардепу и экспредседателю государственной компании "УкрБуд" Максиму Микитасю, которого подозревают в попытке подкупа мэра Днепра. НАБУ и САП разоблачили Микитася, уже фигуранта ряда расследований, в попытке подкупа за 22 миллиона евро мэра Днепра Бориса Филатова, который это подтвердил.
Еще один "любимец" антикоррупционеров, бывший глава НБУ Кирилл Шевченко, был 24 октября объявлен в розыск вместе с двумя другими должностными лицами "Укргазбанка", причастными к хищению более 200 млн грн. О подозрении ему было сообщено еще в начале октября – правда, Шевченко все это время не было в стране.
Так что значит активизация правоохранителей именно сейчас, и связаны ли между собой дела топ-чиновников?
По мнению политтехнолога Алексея Голобуцкого, в правоохранительных органах стало ясно, что общество во время войны требует решительных действий. СБУ возглавил Василий Малюк, у которого гораздо больше компетенции, чем у его предшественника Ивана Баканова, отмечает эксперт.
"Когда система не работает, то начинают работать личные качества человека. Ведь ждать, пока СБУ сама себя реформирует и начнет работать по лучшим мировым образцам - еще долго. Должно быть параллельное продвижение — адекватный руководитель и реформирование ведомства. Оно активизировалось, в частности, в работе по коллаборантам. Речь идет не только о громком задержании Богуслаева. Работа контрразведчиков — собрать доказательства и передать их в суд. Посмотрим, как дело пойдет дальше, ведь примеров такого уровня у нас практически нет", — говорит "Апострофу" Голобуцкий.
К тому же у Малюка есть амбиции закрепиться в должности: сейчас он исполняет обязанности главы Службы безопасности и чтобы убрать приставку "и.о.", ему придется показать результаты уже здесь и сейчас.
Читайте: Новая волна мобилизации: как изменится призыв в ВСУ в ноябре
В свою очередь, председатель Совета общественного контроля НАБУ Марк Савчук считает, что МВД или СБУ, конечно, могут задерживать преступников – но в отличие от НАБУ это происходит несистемно. К примеру, в случае с Богуслаевым причиной задержания не были его связи с Россией или коррупция.
"О российских делах Богуслаева знали все, такой себе "секрет Полишинеля". Человек разве что футболку с "зеткой" или двуглавой курицей должен был надеть, чтобы более явно сказать о своей позиции по России. Возможно, "красного директора" просто решили отодвинуть от контроля над предприятием и теперь будут делить его – это мне точно неизвестно", - говорит эксперт.
По словам Савчука, "взрыв" информации о резонансных задержаниях по разным делам, ведущим СБУ, ДБР, НАБУ или другими правоохранительными органами – совпадение. По его мнению, системно работает только НАБУ, ведь полиция занимается "схематозом", а бывший глава внутренней безопасности СБУ и личный друг экс-главы "конторы" Баканова Андрей Наумов вообще подозревается в госизмене. Возникают большие вопросы у экспертов и по Государственному бюро расследований, поскольку его руководство связывают с одиозным заместителем председателя Олегом Татаровым, а сам орган, по словам Савчука, известен своим "решаловом". Не стоит забывать и о кейсе Бюро экономической безопасности – недавно парламентская комиссия признала неудовлетворительной работу ее председателя Вадима Мельника, которого назначали по патронату Банковой, две недели проводя так называемый "конкурс".
"То, что НАБУ отчитывается о движении по значительному количеству дел — связано с появлением председателя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, которым был назначен Александр Клименко. Антикорбюро завершило значительное количество досудебных расследований, оставалось подписать подозрения — это касается, в частности, дела "Укргазбанка" и экс-главы НБУ Шевченко. То есть, основная часть работа уже была сделана. То, что задержан Микитась – тоже совпадение – кто же знал, что он такой человек, что может, уже фигурируя в другом деле НАБУ, которое слушается судом, поехать к мэру Днепра Борису Филатову и предлагать ему деньги. Тот знал, что Микитась — человек одиозный, и "слить" его, мол - смотрите, я способствую правоохранителям — это хорошая история, это было логично", — добавляет Савчук.
По мнению Алексея Голобуцкого, чем больше Украина будет зависеть от западного финансирования – тем больше будет видна работа НАБУ. Раньше власти могли говорить, что от нас слишком многое хотят – сейчас это невозможно, учитывая хотя бы утвержденный Евросоюзом план ежемесячного финансирования Украины на 1,5 млрд долларов.
Похоже, в НАБУ реально хотят видеть "крупную рыбу" за решеткой, однако есть проблемы. Высший антикоррупционный суд работает медленно. Особенно это касается финансовых дел, которые сами по себе процедурно очень непросты.
Для ускорения их рассмотрения следует вносить изменения в Уголовный процессуальный и Уголовный кодексы, говорит Марк Савчук. Он напоминает, что предложения таких изменений от НАБУ и САП неоднократно передавались в парламент и на Банковую, но политической воли на их принятие нет. Дело в том, что в случае принятия парламентом соответствующих изменений, дела в отношении нардепов-"слуг" Трухина и Кузьминых, например, рассматривались бы гораздо быстрее. Впрочем, Алексей Голобуцкий оптимистично смотрит на перспективы, по крайней мере, в отношении некоторых дел – таких, как дело Микитася, Трухина, Труханова и многих "крупных рыб". По его мнению, приговоры по этим делам мы получим уже в 2023 году.
Как бы то ни было, стоит не забывать, что кардинальных изменений "в верхах" за последние 8 месяцев, к сожалению, не произошло: элита, которая была у власти десятилетиями, никуда не делась. К сожалению, даже ракеты над головой преступников, более того – служба некоторых в армии, не гарантируют ничего. Надо ликвидировать искушения и возможности для преступлений и установить неотвратимость наказания – таков рецепт успеха. Пока нынешние задержания лишь свидетельствуют о переделе потоков, а не о системной борьбе с коррупционерами и предателями.