Как сообщают немецкие СМИ, после долгих раздумий, канцлер Германии Олаф Шольц все же принял долгожданное решение об отправке в Украину танков Leopard 2. Речь идет как минимум о танковой роте — это от 10 до 14 машин, ВСУ получат версию Leopard 2А6. Кроме того, Нидерланды рассматривают передачу Украине 18 Leopard 2, а Норвегия может отправить в Украину 8 танков. Кроме того, ожидаются поставки "Леопардов" из Польши и Финляндии. В общей сложности передать Украине танки этого типа по результатам встречи "Рамштайн" согласились 12 стран. Более того, США уже на этой неделе планируют объявить о поставках Украине "значительного" количества танков Abrams, что станет частью договоренности с Германией. Какие модели танков, сколько машин нам передадут партнеры и в чем их специфика, "Апострофу" рассказал эксперт по вооружениям, главный редактор Defense Express Олег Катков.
"Леопарды" бывают разные
Для понимания ситуации вокруг поставок Украине танков Leopard, следует учитывать две важные вещи. Во-первых, у стран-эксплуатантов в наличии есть ресурс находящихся в строю боевых машин. Если учитывать всех потенциальных танковых "доноров", исключая Грецию, Венгрию и Швейцарию, то можно насчитать до тысячи немецких танков в строю (речь идет о показателях бюллетеня Military balance за 2021 год). Сколько из этих машин могут нам отдать – вопрос открытый, но даже 10% – довольно значительная цифра.
Во-вторых, если брать находящиеся на хранении танки Leopard, передача которых не будет представлять угрозу обороноспособности стран, то довольно легко набирается несколько сотен машин: у одной только Финляндии сотни Leopard 2А4 на консервации. Но такие машины, конечно, нуждаются в восстановлении, которое может занять некоторое время, в зависимости от состояния машины.
Если брать "убитые" танки, которые были на хранении десятки лет – а таких немало – речь пойдет о месяцах, может даже больше полугода. Если же брать машины, которые хранились соответствующим образом, то следует учитывать, что они часто становились источником агрегатов для находящихся в строю танков. То есть им тоже нужен восстановительный ремонт. И здесь возникают важные вопросы: кто будет проводить соответствующие ремонтные работы, каковы мощности?
Читайте: Почему Leopard 2 так нужны Украине: фото, видео и сравнение с другими танками
Не стоит забывать и о том, что в разных странах на вооружении находятся разные версии немецкого танка – есть Leopard 2А4, есть А5, А6, есть локальные версии – у поляков, шведов, испанцев, имеющих свои определенные особенности. Соответственно, нужно смотреть, какие страны объявят о передаче нам танков и каких именно версий.
Я считаю, что европейские страны вполне могут обеспечить минимум танковую бригаду, то есть около 100 танков. Иными словами, необходимый ресурс есть, как учитывая машины, находящиеся в строю, так и находящиеся на консервации.
Как ремонтировать танковый "зоопарк"?
Идут разговоры о возможной поставке нам не только немецких машин, но и французских Leclerc и британских Challenger. Франция, согласно Military balance, имеет около 220 машин на вооружении. Сейчас значительное количество проходит модернизацию по программе "Скорпион". Максимально они могут передать нам около 50 машин.
Если говорить о Challenger, то они тоже проходят модернизацию. Таких танков у них насчитывается чуть больше двухсот. Не все Challenger 2 пройдут модернизацию к Challenger 3, ресурс не пройдут – 79 машин. Также в Британии до 80 Challenger 2 в разном состоянии разукомплектованности на консервации.
Возможность ремонта танков, конечно, очень важна, и здесь не стоит обращать внимание на дилетантские заявления: мол, легковушки проходят сотни тысяч километров до капремонта, грузовики - так же, разве с танками не так ли? Здесь можно взять хотя бы открытые данные по Т-72 – в капремонте эти машины нуждаются через 14 тыс. км после выхода с завода, и ремонт этот длится 1500 человеко-часов. Перед этим, до капитального ремонта, на отметке 8 тысяч пройденных километров нужно провести средний ремонт, который должен восстановить 65% ресурса машины и длится около 450 человеко-часов, то есть до месяца. Текущий ремонт танки проходят непосредственно в своем подразделении, средний ремонт производится силами рембаз, а капитальный – на бронетанковых ремонтных заводах. Достаточно регулярно у танка по стандартной процедуре меняют и двигатель, меняют и стволы. Кроме того, экипаж каждый день должен проверять техническое состояние машины, что занимает около полутора часов. То есть вопросы обслуживания и ремонта танков очень важны, и здесь мы упираемся в возможности стран-"доноров" обеспечивать заводской ремонт и замену узлов и агрегатов этих машин.
Но есть и положительный момент: ремонт Leopard 2 возможен даже в Польше, которая занимается их модернизацией. В крайнем случае, есть Германия и другие страны, которые эксплуатируют этот танк.
Что касается вероятной передачи Штатами танков Abrams, то здесь следует понимать, что их средний ремонт в Европе еще возможен. А вот капитальный можно провести только за океаном. Если США нам таки передадут свои танки, то речь пойдет о развертывании на базе одного из европейских филиалов General Dynamics заводского ремонта американских танков. Ничего невозможного здесь нет, но на это может уйти немало времени.