Зерновой конфликт между Польшей и Украиной имеет серьезную экономическую подоплеку. Он усугубился и политическими моментами. Чем данный конфликт грозит украинско-польским отношениям и есть ли возможность исправить ситуацию, "Апострофу" рассказал заместитель директора Центра диалога имени Юлиуша Мерошевского, польский политический аналитик, доктор истории Лукаш Адамски.
У Польши нет таких крупных агрохолдингов, как в Украине. Польское аграрное хозяйство – это прежде всего маленькие фермеры-земледельцы, имеющие по 5-15 га. И все они говорят, что после начала войны и после того, как ЕС предоставил Украине привилегию в виде открытия европейского рынка для импорта украинских агропродуктов, цены на эти продукты в Польше значительно упали. У фермеров есть кредиты, они меньше зарабатывают. И они требуют от правительства действий. Таких фермеров в Польше у нас более миллиона. Это серьезная политическая сила.
Я понимаю, что интересы Украины другие. И я понимаю, что экспорт агропродукции является серьезной частью доходов для Украины и помогает в ведении войны против агрессора.
Польша никогда не запрещала транзит украинской агропродукции. И сейчас возникла проблема, которую можно было бы решить, при наличии хороших каналов коммуникаций между обоими государствами и желания найти общий язык.
Читайте: Зерно преткновения: почему Украине не стоит ссориться с соседями
Я сейчас представлю видение с польской стороны. Конечно, любое правительство во время войны имеет меньшее поле для маневра, чем в мирный период. Но риторика украинской власти воспринималась в Польше как оскорбительная, как проявление нехватки доброй воли со стороны украинского правительства. И такая риторика нарастала с весны этого года. Были заявления премьера Шмыгаля, что Польша блокирует транзит, что не было правдой. И заявления, что из-за действий Польши страны Африки испытывают нехватку пищи. И заявления от министра экономического развития, что Польша якобы ведет какую-то войну против Украины, проводит разведку боем.
Но вчера никто, если честно, не ожидал произошедшего в Нью-Йорке. Я сам думал, что президенты встретятся и дадут такой общий месседж, что вне зависимости от торговых споров, мы останемся в хороших отношениях. Торговые споры являются нормой. У Польши масштабный торговый спор с Чехией. Но Чехия есть и, вероятно, будет величайшим союзником Польши. В то же время мы услышали обвинение, что Польша танцует под дудку России и является "актером русского театра".
Можете себе представить, какую эту реакцию вызвало в Польше. И сейчас Украина рискует потерять огромную часть симпатий поляков. Не в смысле поддержки войны против России, потому что все понимают, что это общее дело. Но могут быть проблемы в смысле интеграции Польши и Украины, более тесного их сотрудничества в процессе евроинтеграции Украины. Польша оказывает помощь беженцам из Украины, является серьезным логистическим хабом. И все это сейчас под угрозой.
Разумеется, ухудшится ситуация для украинских переселенцев в Польше. Если поговорить с поляками, то у многих с ним есть родственники на селе, и они слышат недовольство из-за ситуации с агропродукцией. Политические конкуренты критикуют сейчас "Право и справедливость" за то, что те не сумели найти общий язык с Зеленским, а правые силы - за то, что из-за своей наивности "ПиС" не смогли обеспечить реализации Польши своих интересов.
Кроме того, уже очень давно некоторые поляки говорят, что одно дело это гостеприимство, но почему украинские беженцы получают те же социальные льготы и выплаты, как и сами поляки? Тем более, что часть людей живет где-то возле Львова или Луцка, а в Польшу ездят за льготами.
Поэтому я не буду удивлен, если даже в ближайшие часы прозвучат заявления, что Польша должна пересмотреть свою политику поддержки, условий их пребывания.
Я абсолютно не могу понять, чего хотел достичь президент Зеленский или люди, которые ему посоветовали назвать Польшу "актером в русском театре" на глазах у всего мира? Какая от этого политическая польза, выгода? Одно дело – это иск против Польши во Всемирную торговую организацию, контрмеры, как-то запрет польских фруктов.
У меня есть несколько интерпретаций, почему так произошло. Это и влияние эмоций и психического истощения у президента Зеленского и его окружения. А если это было сделано осознанно, если это проявление новой политической тактики, то вопрос в том, какие игроки внушили президенту Зеленскому такую стратегию. То ли это политические силы, то ли агробизнес, кто-то, кто зарабатывает на том, что украинское зерно заливает польский рынок. Может ли это внешние актеры, Германия, которая не заинтересована в тесном сотрудничестве Польши и Украины, потому что Польша блокирует видение Берлина по развитию ЕС. Некоторые в Польше говорят, что виновата российская агентура в окружении президента Зеленского. В это я не верю, но такой аргумент тоже появляется. Но, во всяком случае, кто-то в Украине решил принять такую стратегию, которую я считаю абсолютно деструктивной.
Я много говорю об ошибках украинской власти, но это не значит, что ситуация черно-белая. Потому что и в Польше в последние месяцы я вижу нехватку каналов политической коммуникации с Украиной. И парламентская кампания всегда достаточно много лозунгов, которые в нормальных условиях бы не прозвучали. Просто потому, что политические партии сражаются за голоса электората. И этот электорат земледельцев, так же как люди, для которых исторические вопросы играют роль, реагируют на эти месседжи.
В частности, запрет на эксгумацию жертв антипольских акций УПА. В Польше говорят, что правительство не может достичь от Украины абсолютно базовых польских постулатов. Ведь перезахоронение костей людей, которые были невинно убиты и сейчас валяются где-то в полях, — это должна быть наша обязанность.
И в момент выборов любая власть более уязвима, и могут прозвучать лозунги, которые будут негативно восприниматься в Украине. И в разгар парламентской кампании в Польше может быть запущена спираль дальнейших обвинений и эмоций, что потом будет столько избитого стекла, что трудно все это собирать.
Дипломаты должны были дать сигнал, который должен быть коррекцией тех обвинений об "игре в русском театре". Но проблема в том, что эти обвинения высказал президент Украины. И ему уже некому делегировать задачи по деэскалации конфликта. Скорее он сам должен сам все исправить – встретиться с президентом Дудой, послать другой месседж, как-то дипломатически вырулить, откатить. И чем быстрее это будет сделано, тем лучше, потому что здесь не каждый день, а каждый час ухудшает атмосферу. Поскольку ситуация эскалируется к тому, что Польша – это фактический союзник России, то это угрожающая ситуация.
Читайте: Польша перестанет помогать беженцам из Украины в 2024 году: что известно