В последнее время, даже несмотря на войну, стала ощущаться подготовка к выборам, хотя власть это и отрицает. Причем избирательную кампанию начали не только политики, но и военные. Вот, например, участник боевых действий Олег Симороз в своих многочисленных видео и телеэфирах заявляет о политических амбициях. Бывший главный сержант 47-й бригады "Магура" Валерий Маркус выпустил сериал, который может стать прологом для избирательной кампании. Командир "Азова" Денис "Редис" Прокопенко тоже активизировался в сети с политическими заявлениями. Можно еще вспомнить командира 3-й ОШБ Андрея Билецкого, не говоря уже о лидерах опросов Валерии Залужном и Кирилле Буданове. "Апостроф" разбирался, кто из боевых военных имеет политический рейтинг и авторитет и шанс стать лидером украинской нации. А также, нужен ли украинцам военный как лидер нации.
Залужный – абсолютный лидер
Хотя война в Украине продолжается, но в инфопространстве с политическими заявлениями активизировались действующие военные и ветераны боевых действий. При этом бывший главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный является абсолютным лидером по всем опросам. Самый свежий из них проведен с 15 по 21 ноября 2024 года Центром «Социальный мониторинг» по заказу American Political Services, LLC.
Этот опрос показал, что большинство респондентов положительно относятся к Залужному и готовы поддержать его на предстоящих президентских выборах, если он выдвинет свою кандидатуру.
Из военных, кроме Залужного, в списке присутствуют руководитель ГУР Кирилл Буданов и командир Третьей штурмовой бригады ВСУ Андрей Билецкий.
Также результаты этого опроса показали, что нынешнему главкому ВСУ Александру Сырскому большинство респондентов не доверяют, как собственно, и Андрею Билецкому. Деятельность Сырского положительно оценивается только 37% опрошенных.
Издание The Economist отмечает, что Владимир Зеленский будет иметь плохие шансы на победу над Валерием Залужным. Между тем, нынешний посол Украины в Великобритании еще не заявлял публично о своих политических амбициях, хотя многие призывают его баллотироваться.
«Ситуация с Залужным вообще уникальна. Например, у представителей «Азова» есть идеология, равно как и у Андрея Билецкого. А вот о политической программе Залужного мы ничего не знаем и он и не заявлял о политических намерениях, хотя он лидер опросов», - объясняет «Апострофу» политтехнолог Алексей Голобуцкий.
Что касается рейтингов других военных, то, по словам политтехнологов, об этом говорить еще рано.
«Самый рейтинговый военный – Залужный. Он является лидером и президентской гонки и сможет провести в парламент условно свою партию, - говорит «Апострофу» политтехнолог Виталий Бала. - Что касается других военных кандидатов, то каких-то их рейтингов я не вижу, потому что их в опрос не включают, кроме разве что Буданова».
«Залужный – наиболее популярный. Других военных с высоким рейтингом пока не видно. Но это не значит, что их не будет», – соглашается с Балой Алексей Голобуцкий.
Есть запрос на военных
«То, что военные идут в политику, ничего удивительного нет. Война накладывает свой отпечаток, – говорит Бала. – Политики будут использовать военных для привлечения в свои политические партии. Так было уже после 2014 года. Я думаю, что будет создано несколько проектов с военными. Но ни действующая власть, ни другие политики в них не заинтересованы, просто они помогут пройти в парламент».
«Военному будет легче, как говорится, «раскрутиться», чем гражданскому», - добавляет Голобуцкий.
«В том, что военные стали снимать разные видео и комментировать политическую тематику, я вижу две причины. Первая. Им надоело происходящее в армии и они начали вскрывать этот гнойник. И вторая. Они хотят реально идти в политику, поэтому как раз и затрагивают политическую тематику» , - объясняет Бала.
«Я не сторонник персональных прогнозов, потому что в данном случае мы видим простой как правда алгоритм, когда люди в форме пытаются использовать свой реальный или ограниченный авторитет (не знаю, не мне судить) для того, чтобы привлечь к себе максимум внимания, – говорит в комментарии "Апострофу" политолог, директор Института мировой политики Евгений Магда. - Мне как человеку гражданскому сложно представить, откуда у военного возможности без спешки заниматься разными имиджевыми вещами. Ну, оставим это на размышление их зрителей. Я могу сказать одно, следующая Верховная Рада Х созыва будет в основном состоять из людей либо военных, либо с волонтерским опытом. В этом смысле нет сомнений. Будут ли это реальные военные или военные, которые только представят себя участниками боевых действий, зависит в том числе и от нас с вами, от нашего голосования. Но в любом случае в парламенте будет пестрить от пикселя, будут звенеть награды и зачастую достаточно заслуженные».
По словам политтехнологов, действующие политики понимают, что сейчас у украинцев есть запрос на военных.
«У людей есть запрос на «сильную руку», в том смысле, что нужно наказывать разных коррупционеров, наводить порядок в стране и для этой роли подходят люди с боевым опытом», – продолжает Виталий Бала.
Диктатура невозможна
Между тем, не исключено, что спасительная роль «сильной руки» может сыграть и злую шутку. Так, в истории было уже не раз. Когда власть формируют представители Вооруженных сил, существует опасность установления в стране военной диктатуры. Но политтехнологи перспектив установления в Украине диктатуры военных не видят.
«Если военный, например, станет президентом и с помощью парламента из военных будет ущемлять свободы, то у него ничего не получится, – считает Виталий Бала. – Украинцы прошли войну, боролись за свою свободу и никто не позволит ее отнять. Кроме того, на руках будет много оружия, и это тоже будет сдерживающим фактором».
Политтехнолог также обращает внимание на то, что Украина зависит от западных партнеров и их помощи. «Захотят ли они у нас иметь диктатора?» – спрашивает Бала.
«Ну, диктатором может стать любой и не обязательно бывший военный, – соглашается с Балой Алексей Голобуцкий. - У нас нет ресурсов для установления диктатуры, потому что мы зависим от иностранной поддержки».
"А вот авторитарные замашки есть и у нынешнего президента, хотя он и не военный", - резюмирует Голобуцкий.
Возможен ли лидер нации – военный
Также в аспекте предстоящих выборов возникает вопрос, может ли военный стать лидером украинской нации. К этому политологи относятся скептически.
"Лидера нации среди военных пока не видно", - говорит Алексей Голобуцкий.
«Сказать будет ли военный лидером нации. Даже не знаю. В Соединенных Штатах до президента Эйзенхауэра после Второй Мировой войны нужно было еще дожить, а в Великобритании его так и не появилось, да и у Шарля де Голля во Франции после Второй Мировой были определенные проблемы, не сразу получалось. Поэтому сначала давайте думать о победе, а потом уже о выборах и лидерах нации», – подчеркнул Евгений Магда.