RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Евросоюз может побояться дать Украине безвизовый режим

Почему может затянуться предоставление Украине безвизового режима

Почему может затянуться предоставление Украине безвизового режима Предоставление Украине безвизового режима может затянуться Фото: Владислав Содель

К концу октября украинские власти собираются выполнить все требования, необходимые для получения безвизового режима с Евросоюзом. Тем не менее, техническая готовность Украины еще не гарантирует, что нам сразу отменят визы, предостерегают эксперты. По их словам, сейчас в ЕС существует ряд опасений, связанных с миграционными рисками и возможными проблемами с безопасностью. Поэтому предоставление безвизового режима может затянуться.

За последние несколько месяцев украинским властям удалось добиться значительного прогресса в выполнении Плана действий по либерализации визового режима (ПДВЛ) со странами Европейского союза. По словам заместителя министра Кабинета министров Украины, директора Правительственного офиса по вопросам европейской интеграции Наталии Гныдюк, сейчас Украина уже рассчитывает на положительную оценку Европейской комиссии (ЕК) в сферах безопасности документов, миграции и убежища, а также противодействия торговле людьми, которые ранее не были выполнены. "Кроме того, первая оценочная миссия ЕК, которая была посвящена управлению границами, подтвердила, что Украине удалось обустроить первую и вторую линии контроля на пропускных пунктах, а также подключить Госпогранслужбу к базам данных Интерпола", — сказала она во время конференции "Безвизовый режим Украина-ЕС: есть ли свет в конце тоннеля?", организованного Международным центром перспективных исследований (МЦПИ).

Вместе с тем, отметила представитель правительства, Украине по-прежнему не удалось выполнить критерии ПДВЛ в вопросах противодействия коррупции и борьбы с преступностью. Речь, в частности, идет о запуске Национального антикоррупционного бюро, создании института Антикоррупционного прокурора, а также перезапуске Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Также Украине необходимо принять еще 11 законопроектов, среди которых пакет документов о создании национального агентства по управлению активами и блок документов, касающихся Государственного бюро расследований.

Следует отметить: для того, чтобы успеть вовремя выполнить требования на уровне законодательства, Верховная рада должна проголосовать за эти законопроекты до 20 октября. Такой план выполним, считает директор департамента Европейского союза МИД Украины Всеволод Ченцов. По его словам, у Украины есть все шансы получить положительное заключение Еврокомиссии о технической готовности к безвизовому режиму, отчет о которой будет представлен 15 декабря.

Вместе с тем, предостерегают эксперты, техническая готовность Украины еще не гарантирует мгновенного предоставления государству безвизового режима. Процесс может затянуться после одобрительных рекомендаций Еврокомиссии, когда ратифицировать отмену виз для украинцев должны ряд законодательных органов ЕС. В этом случае против официального Киева может сыграть отсутствие политической воли некоторых государств вводить безвизовый режим. А о том, что в этом компоненте действительно возможны проблемы, свидетельствуют ход ратификации Соглашения об ассоциации межу Украиной и ЕС и неоднозначное восприятие сближения с Украиной в ряде европейских государств. В Нидерландах, к примеру, сатирический сайт Geenstijl собрал более 450 тыс. подписей для того, чтобы обязать власти страны провести референдум о целесообразности ассоциации Украины с ЕС. При этом даже в дружественно настроенной по отношению к Украине Польше, по данным последних социологических опросов, около 45% населения выступают против отмены виз для украинцев, говорит председатель правления МЦПИ Василий Филипчук.

Сейчас у европейцев есть несколько причин для опасений по поводу отмены визового режима с Украиной. В первую очередь, это вопросы, связанные с миграционными рисками и возможными проблемами с безопасностью, исходящими от нашего государства. Причем — не обязательно от граждан Украины. "Можно ожидать, что лица, которые являются гражданами стран с визовым режимом с ЕС и которые имеют право на гражданство Украины, будут более активно обращаться за оформлением гражданства и паспорта гражданина Украины после введения со стороны ЕС безвизового режима для Украины. Кроме того, кто-то из иностранцев может воспринять безвизовый режим как введение свободного перемещения по ЕС для всех людей, которые находятся на территории Украины. Не обязательно, что эти лица будут пытаться незаконно пересечь границу с ЕС, но это может быть дополнительным фактором, который повлияет на их выбор Украины как места для бизнеса, учебы или работы", — считает старший специалист проектов отдела усовершенствования управления миграционными процессами Представительства Международной организации по миграции в Украине Юлия Рыжих.

Не менее важную роль в решении Европейского союза по предоставлению Украине безвизового режима может сыграть война на Донбассе. Даже несмотря на значительное улучшение ситуации с соблюдением прекращения огня в регионе после 1 сентября, время от времени там все еще проходят перестрелки. Представители Европейского союза неоднократно говорили, что конфликт на Донбассе значительным образом не повлияет на решение ЕС. В подтверждение они называли ситуацию с Молдовой, которой предоставили безвизовый режим со странами Евросоюза еще в апреле 2014 года, и которая до сих пор не урегулировала ситуацию с Приднестровьем. Тем не менее, это сравнение нельзя назвать уместным. "Во-первых, конфликт в Приднестровье с 1992 года находится в замороженном состоянии. С того времени там не фиксируется никаких боевых действий, в отличие от ситуации на Донбассе. А во-вторых, линия разграничения между молдавскими и приднестровскими военными является стабильной и проходит вдоль естественного барьера в виде реки Днестр", пояснил аналитик департамента внешней политики и евроинтеграции МЦПИ Евгений Ярошенко. По его словам, война на Донбассе несет угрозу распространения экстремизма, оружия и наркотрафика в Европу. А возможная реинтеграция так называемых ЛНР и ДНР в состав Украины откроет доступ в Евросоюз части "вчерашних" террористов, которые не попадут в санкционные списки ЕС.

Таким образом, даже техническая готовность Украины к отмене виз с Европейским союзом не гарантирует введения безвизового режима с начала 2016 года. В отличие от ситуации весны 2015 года, когда накануне Рижского саммита украинские официальные лица наперебой давали прогнозы по датам отмены виз, сейчас они очень сдержанны в своих высказываниях. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, к примеру, в своем комментарии заявил, что рассчитывает на отмену виз "в следующем году". Не дают никаких прогнозов по этому поводу также в Европейской комиссии. В официальных комментариях они настаивают, что все будет зависеть от выполнения Украиной ПДВЛ, а в личных беседах соглашаются, что немаловажную роль в окончательном решении ЕС сыграет ситуация на Донбассе.

С учетом, того, что Трехсторонняя контактная группа по урегулированию ситуации на востоке Украины подписала соглашение об отводе от линии разграничения вооружения калибром менее 100 мм, а 1 октября ее подписали главари так называемых ЛНР и ДНР, надежда на скорое окончание войны действительно есть. Очевидно, что дальнейшее будущее евроинтеграционного вектора Украины будет зависеть именно от событий на Донбассе. В лучшем случае, соглашаются опрошенные "Апострофом" эксперты, Украина получит безвизовый режим со странами-членами ЕС весной 2016, а в худшем — этот вопрос может быть перенесен на неопределенный срок.

Читайте также