Кандидат в президенты Молдовы, лидер пророссийской Партии социалистов Игорь Додон заявил, что Крым принадлежит России. Ранее подобным заявлением отметилась глава парламента Сирии Хадия Аббас, после чего Украина вызвала на ковер посла Сирии в Украине. Список государств, признавших Крым российским, на данный момент небольшой, и риск того, что все больше стран будут признавать полуостров частью РФ, невысок. Но если Киев не наладит системную дипломатическую работу по деоккупации Крыма на международной арене, эта проблема может забыться, что приведет только к потере новых жизней крымских татар и украинцев, проживающих в Крыму.
В одной из телепрограмм в прошлую пятницу, 21 октября, главный, если судить по опросам, претендент на пост президента Молдовы Игорь Додон в ответе на вопрос ведущего заявил, что Крым принадлежит России. Додон — известный молдавский олигарх и председатель Партии социалистов, которая выступает за сближение Молдовы с Россией. В программе также участвовал кандидат в президенты от Демократической партии Мариан Лупу, который попытался возразить и сказал, что Молдова не может себе позволить признавать изменения границ. Произошло это в эфире RTR Moldova, который ретранслирует канал явной прокремлевской направленности "Россия 1".
Еще двумя днями ранее с похожим заявлением выступила председатель сирийского парламента Хадия Аббас, сказав, что Крым "вернулся к своим истокам". На этот раз — в интервью государственному российскому информационному агентству Sputnik, нацеленному на зарубежную аудиторию. Несложно догадаться, что информационная стратегия Москвы состоит в том, чтобы "нужные" СМИ задавали "нужным" собеседникам вопрос о Крыме, заранее зная, каким будет ответ. На следующий день после публикации интервью, 20 октября, МИД Украины вызвал на ковер временно поверенного по делам Сирии в Украине Хассана Хаддура относительно заявления спикера парламента Сирии.
Президентские выборы в Молдове пройдут 30 октября, и все опросы отдают первое место именно Додону. Согласно опросам, ни одному из кандидатов не удастся победить в первом туре, и во втором между собой почти наверняка будут бороться Игорь Додон, Мариан Лупу и Майя Санду. Поддержка Лупу и Санду находится примерно на уровне 15%. Додона — свыше 20-30%. У остальных кандидатов — меньше 10%. Это будут первые прямые всенародные выборы в Молдове с 1996 года, поскольку с 2000 года президент избирался в парламенте голосами трех пятых от числа депутатов.
Молдавский журналист Сергей Ильченко считает, что, учитывая формирование довольно примерного равновесия между тремя претендентами на кресло президента, интрига сохранится и во втором туре. По его словам, если за Додоном стоит Россия, то за Лупу — известный олигарх Владимир Плахотнюк, а за Майей Санду — другие бизнесмены, братья Цопы.
"Тут надо учесть, что должность президента в Молдове маловлиятельна. Реальная власть — это Плахотнюк. Никакой хоть трижды оппозиционный к нему президент ничего кардинально не поменяет. То есть президентский пост — это позиция для торга. Если торги не вышли — это трикстер, источник хаоса, но очень слабый", — объяснил Ильченко. То есть, если даже президентом станет Додон, признавший Крым российским, это мало что изменит, поскольку этот кандидат в президенты не будет определять позицию страны.
Но на самом деле ситуация даже еще более тревожна для Украины, поскольку политика Молдовы направлена на сотрудничество с Россией. Общее отношение Молдовы к Украине Ильченко характеризует как прагматичное: "Сегодня в приоритете отношения с Россией. Тревожна сама тенденция — политика Молдовы направлена на сотрудничество с Россией. Молдова претендует на роль черного хода, через который Россия сможет общаться с Западом — технологически и финансово в обход санкций. Она хочет получить от этого максимум выгод со всех сторон. И вот эта тенденция в молдавской политике, определяемая вовсе не Додоном, безусловно, опасна для Украины".
Среди признаков такой тенденции журналист называет явное нежелание Кишинева "додавить Приднестровье", что Молдова, по его словам, могла бы сделать за пару месяцев, перестав закупать электроэнергию у ПМР, а также — "имитацию бурных реформ" и желание удерживать Молдову в ранге подающей надежды.
Спикер МИД Украины Марьяна Беца заявила в комментарии "Апострофу", что на данный момент в министерстве проверяют информацию о заявлении Игоря Додона и в ближайшее время отреагируют официально: "Конечно, это вопрос сразу привлек наше внимание. Но мы сейчас проверяем по линии посольства, чтобы разобраться, что действительно произошло. И потом наши подразделения, которые "ведут" соответствующую страну, также представят свою позицию. Общую позицию разрабатываем, однозначно. Нам нужен концепт понимания и реагирования, учитывая, что там идет предвыборная гонка. Тем более, что это — не официальное должностное лицо. Реакция будет однозначно".
По поводу ситуации с заявлением спикера парламента Сирии Беца рассказала, что МИД вручил временно поверенному ноту и донес до сирийской стороны позицию, что такие высказывания Киев считает недружественным актом, поскольку Крым — территория Украины. "Фактически со стороны сирийцев (посольства Сирии в Украине, — "Апостроф") не были приняты никакие меры. То есть они просто приняли заявление и сказали, что доведут до ведома столицы", — добавила спикер МИД. По ее словам, активизация политического диалога между Украиной и Сирией из соображений безопасности не планируется.
Аннексия Крыма Россией не признается правомерной Евросоюзом, США, такими международными организациями как ООН, ПАСЕ и ОБСЕ. Список стран, которые считают Крым российским, относительно небольшой, и в нем — страны с неоднозначной репутацией на международной арене. Можно базироваться на резолюции Генассамблеи ООН о поддержке территориальной целостности Украины от марта 2014 года, в которой, в частности, подчеркивается, что референдум в Крыму и Севастополе не имеет юридической силы. Против резолюции тогда проголосовали 11 стран — Армения, Беларусь, Боливия, Венесуэла, Зимбабве, Куба, КНДР, Никарагуа, Россия, Сирия и Судан. Еще 58 государств воздержались, а 100 - поддержали резолюцию.
Помимо этого, результаты референдума также в виде официальных заявлений признали Казахстан и Кыргызстан, частично признанные Абхазия, Южная Осетия и Нагорно-Карабахская Республика. Если же анализировать другие официальные заявления правительств государств, то в разное время признали "российские и другие интересы в конфликте" Индия и Афганистан. Израиль, ЮАР, Бразилия, Уругвай, Пакистан, Вьетнам, Сальвадор просто высказывали беспокойство или выступили за мирное завершение конфликта. Многие страны (Эквадор, Перу, ОАЭ, Йемен, Оман, Ирак, Таджикистан, Монголия, Мьянма и половина стран Африки) просто воздержались от высказываний на тему аннексии Крыма Россией. Другие государства или поддержали территориальную целостность Украины, или в разной форме осудили российское вторжение.
Народный депутат и глава одного из подкомитетов Комитета Верховной Рады по иностранным делам Светлана Залищук напомнила, что упомянутые заявления представителей Сирии и Молдовы — не единственные в своем роде. Так, например, целая группа французских парламентариев выступает за признание Крыма частью РФ. "Я лично на уровне ПАСЕ много раз сталкивалась с позицией некоторых депутатов, которые говорят, что в "Крыму состоялся референдум, а это право на самоопределение народа", — добавила она.
Появление таких заявлений член комитета ВР объясняет несколькими факторами. Во-первых, российскими деньгами. "В самом ЕС были расследования относительно финансирования "Национального фронта" Ле Пен российскими деньгами. В Европе рассматривают вообще вопрос роли российских денег в европейской политике", — объяснила нардеп. Еще один фактор — мощная российская пропаганда. Но Залищук убеждена, что главной стратегической проблемой для Украины в этом отношении является то, что вопрос деоккупации Крыма не является частью Минского либо какого-другого проактивного формата переговоров. Например, заглохла инициатива восстановить Женевский формат, в котором бы участвовали США и ЕС как институты и оговаривалась бы в том числе проблема Крыма.
"Да, с самого начала (после аннексии, — "Апостроф") был принят ряд важных документов — резолюции ООН, решения Совета Европы, резолюции ПАСЕ, парламентских ассамблей ООН и НАТО, — но они, к сожалению, остаются на данный момент политическими заявлениями. Поэтому вопрос Крыма и сползает с повестки дня для многих наших партнеров. И мы это видим по тому, как вяло мир отреагировал, когда Верховный Суд России окончательно одобрил решения о признании Меджлиса террористической организацией", — считает Залищук.
По ее мнению, Украине следует активизировать работу на международных площадках — на уровне Совбеза ООН, Совета Европы, ОБСЕ, НАТО — "относительно динамики выполнения Россией тех резолюций относительно деоккупации Крыма, которые были одобрены международными организациями".
"Я на сегодняшний день не вижу возможность официального признания Крыма частью РФ вопреки резолюции ООН, где четко сказано, что эта оккупация никогда не будет признана. Но бездеятельность приведет к тому, что на политическом уровне проблема будет забываться. И мы будем просто отдалять возможность деоккупации. А это будет означать потерю жизней", — резюмировала Залищук.