Международная платформа по деоккупации Крымского полуострова, о которой на 75-й Генассамблее ООН заявил президент Украины Владимир Зеленский, пока не имеет четких перспектив. Прежде всего мы должны услышать от власти, в чем суть платформы и как она повлияет на Россию. Об этом в эфире Апостроф Live заявил дипломат, бывший министр иностранных дел Украины КОНСТАНТИН ГРИЩЕНКО.
- Как вы оцениваете жизнеспособность идеи создать международную платформу по деоккупации Крыма?
- Наверное долго ждали или думали о том, каким образом реанимировать вообще эту тему. Пока не совсем понятно, что именно закладывается в так называемую платформу. Кого будут приглашать в качестве участников, с кем, собственно, разговаривать?
Конечно, с западными партнерами мы можем вести переговоры, можем акцентировать и стараться получить максимальную поддержку. Но с Россией вести переговоры по Крыму пока просто нереально.
С одной стороны, надо чтобы власти - МИД или Офис президента - объяснили, в чем суть этого предложения. С другой - рассчитывать, что платформа будет активной даже по сравнению с минской площадкой - не стоит. Вряд ли она будет столь же эффективной, если минскую площадку вообще можно называть действенной. Больше вопросов чем ответов.
- Какие месседжи во время выступлений мировых лидеров на 75-й Генассамблеи ООН вы бы отметили? На какие стоит обратить внимание?
- Я думаю, что общее недовольство эффективностью деятельности ООН - это то, что объединяет очень много выступлений. Это с одной стороны, а с другой - мы это все слышим уже много лет, если не десятилетий. Некоторые из постоянных членов Совета ООН не готовы отказываться от права вето.
Поэтому главный центральный пункт, который может стать отправной точкой для повышения эффективности деятельности всей организации - всех ее структур - блокирован. Я не вижу перспектив разблокирования этого вопроса.
Кроме этого, есть и другие сферы, где реформа просто необходима. Очень неэффективным является бюрократический аппарат, но его очень сложно менять. Я сам работал в ООН и не думаю, что многое изменилось за это время. Люди садятся на какую-то должность и после этого у них нет мотивации что-то делать дальше. Вводная система не позволяет практически никому сделать реальную карьеру.
Было одно исключение - человек, который сделал полную карьеру и дошел до Генерального секретаря. Но это исключение, все остальное там не работает. Финансирование, опять же: есть страны которые платят членские взносы, а есть те, которые не хотят платить. В частности Соединенные Штаты, которые постоянно пытаются использовать это как рычаг против ООН.
Кроме этого, я бы сказал, это глобальные проблемы: вопросы климата, коронавируса, борьбы с пандемией. В принципе, все эти вопросы, которые озвучил наш президент, были подняты и в выступлениях других мировых лидеров.