В Беларуси заявляют, что вышли с Россией на финишную прямую по согласованию всех союзных программ. Сам проект Союзного государства обсуждается уже более 20 лет, однако Лукашенко постоянно оттягивает момент его реализации, не желая расставаться с единоличной властью и контролем над государством. Однако с каждой новой выходкой "последнего диктатора Европы" друзей у официального Минска все меньше, а санкций – все больше. "Апостроф" разбирался, будет ли Союзное государство создано в ближайшее время, или же Лукашенко сумеет удержать бразды правления и тем самым избежать цепких лап Кремля?
Во вторник, 1 июня, премьер-министр Беларуси Роман Головченко после совещания у самопровозглашенного президента Александра Лукашенко по вопросам белорусско-российского сотрудничества, заявил, что переговоры по Союзному государству подходят к финальной стадии.
"Фактически мы выходим на финишную прямую по согласованию всех союзных программ, которые охватывают построение единого экономического пространства двух стран для того, чтобы обеспечить равные условия работы субъектов хозяйствования Беларуси и России", – заявил белорусский премьер-министр.
По его словам, Беларуси осталось "дошлифовать" немного вопросов с тем, "чтобы не позднее лета завершить всю работу и внести главам государств подготовленные решения по этому поводу".
Эти заявления происходят на фоне перманентного политического кризиса в Беларуси, а также попыток России принудить соседнее государство к осуществлению полномасштабной интеграции. В информационном пространстве идет много разговоров о Союзном государстве. Однако этот проект не могут реализовать уже много лет. В дорожной карте было несколько этапов интеграции, которые продолжаются с 1999 года, но в Минске максимально блокировали данный процесс. Однако дела у режима Лукашенко с каждым месяцем идут все хуже и хуже - страны ЕС, а с ними и Украина регулярно "одаривают" санкциями "бацьку" из-за его выходок.
К особым методам борьбы Лукашенко с оппозицией относится недавний арест экс-редактора оппозиционного телеграмм-канала Роман Протасевича "NEXTA", путем перехвата самолета авиа-компании "Ryanair", когда воздушное транспортное средство было посажено в Беларуси под предлогом устранения террористической угрозы на борту самолета. Однако если для ключевых стран Евросоюза - Германии и Франции - санкции и обострение с официальным Минском не несут больших рисков, то в случае Украины речь о достаточно плотной интегрированности экономик и более чем 1000 километров общей границы, которую могут начать контролировать российские силовики, в случае создания Союзного государства Беларуси и России.
Лукашенко уже в кармане?
Как рассказал "Апострофу" белорусский журналист Денис Стаджи, Лукашенко уже более 20 лет говорит о Союзном государстве, а воз и ныне там.
"До сих пор, каждое такое заявление о том, что Беларусь готова к интеграции в Союзное государство, означало, что Лукашенко нашел тысячу отговорок, почему он сейчас не может подписать дорожные карты и действительно достроить Союзное государство. То есть Лукашенко говорит, что Беларусь готова, а потом оказывается, что где-то появляются неприемлемые условия - заявляет, что мы (Беларусь - "Апостроф") потеряем свой суверенитет. И в результате все остается незавершенным", - рассказал Денис Стаджи.
Лукашенко находит тысячи отговорок
Как отмечает аналитик "Украинского института будущего" Игар Тышкевич, заявления, подобные тем, что сделал недавно белорусский премьер-министр Головченко, звучат еще с 2018 года, и пока что это полностью укладывается в логику затягивания времени со стороны официального Минска, поскольку не достигнут компромисс по ключевым вопросам.
"Сейчас Россия давит намного сильнее, то есть, она создает сразу несколько политических и экономических ловушек для дальнейшего втягивания Минска в свою зону влияния. Но, судя по всему, пока что официальный Минск хочет получить экономическую поддержку, не слишком делясь политическими рычагами власти, чтобы не потерять контроль над ситуацией. Поэтому заявление Головченко - одно из заявлений, которое часто следует после встречи Лукашенко и Путина – разговоры о прогрессе. Пока что я бы не стал придавать ему какого-то большего значения. Судя по интенсивности работы и встреч межведомственных комиссий - до какого-то компромисса по ключевым вопросам пока еще относительно далеко. Для России ключевыми вопросами являются налоги, таможня, и несколько совместных программ в промышленности, когда фактически новые российские владельцы в лице российского бизнеса получают контроль либо напрямую над белорусским экспортом, либо над белорусскими экспортными потоками. В этом отношении компромисс между Москвой и Минском пока что не достигнут. Если же говорить с точки зрения политической интеграции, то Москва на данном этапе играет другую игру: не педалирует вопрос именно в политической привязке, а пытается создать ситуацию, при которой при любой власти в Беларуси официальному Минску будет очень сложно выйти из-под влияния Российской Федерации. Это несколько иная и чуть более долгая операция, но она не предполагает жесткого политического давления на данном этапе", - объяснил "Апострофу" эксперт.
Почему Запад сам толкает Беларусь в руки Кремля
На самом деле Запад до сих пор ни разу не ввел серьезных санкций против Лукашенко. Запреты на въезд чиновникам неэффективны. Лукашенко тоже не мешали ездить в Европу: он посещал и Италию, и Австрию, и даже ездил в Ватикан к Папе Римскому. По мнению белорусского журналиста Денис Стаджи, подобные санкции смехотворны. А нововведенный запрет полетов — это очень ограниченные санкции, которые ударили больше по людям, нежели по государству, считает Денис Стаджи.
"Потери "Белавиа" - десятки миллионов долларов, но это не цифры в масштабах государства. Другие санкции - более жесткие - это запрет на то, что Европа будет покупать белорусские удобрения, но их покупает Индия, Китай, Бразилия, а Европа покупает их немного. Ну и так далее. Самой тяжелой санкцией, конечно, может стать отказ европейцев и украинцев от покупки белорусских нефтепродуктов из российской нефти. Но Лукашенко может просто объявить дефолт по внешним долгам, и сказать: вы сами видите, как со мной поступают. В тоже время, независимая Беларусь куда нужнее очень многим башням в Кремле и Брюсселю, просто как такая "теневая" страна, через которую делаются очень многие теневые сделки. В этом плане она более ценная. Хочу обратить внимание, что несколько дней назад Лукашенко был на встрече с Путиным в Сочи, где российский президент ему прямым текстом заявил, что строительство Союзного государства — это не та тема, где надо торопиться, мол, давайте все делать размеренно и спокойно. Полагаю, что Лукашенко сам был этим ошарашен, поскольку прежде Кремль вел себя совсем иначе. С 2018 года он продавливал всячески подписание всех дорожных карт и объединения, а теперь вдруг перестал", - рассказал "Апострофу" Денис Стаджи.
Однако аналитик "Украинского института будущего" Игар Тышкевич обращает внимание, на то, что для понимания позиции Запада относительно роли РФ в разрешении белорусского кризиса уместно вспомнить резолюцию Бундестага от 3 ноября 2020 года по Беларуси, где пункт 11 напрямую указывает на желательность участия Кремля как ключевого актера с "возможностью, в лучшем случае" оформления своей роли через ОБСЕ. Иными словами, позиции Евросоюза и ряда ключевых государств-членов ЕС состоят в том, чтобы просто не обращать внимание на проблемы, которые происходят под носом.
"И это не новость. Можно вспомнить один пример из истории. С 2008 по 2010 годы в Беларуси было политическое потепление, улучшение отношений с ЕС, проводились реальные (а не на бумаге) реформы. И, если говорить об интеграции, то в начале 2010 года Медведев заявлял, что Таможенный союз может заработать без Беларуси. В октябре этот тезис повторил Путин. Но в декабре прошли президентские выборы. Были акции протеста, разгон, репрессии. И в 2011 году Беларусь попала под санкции ЕС, и буквально четырех месяцев под санкциями и финансовой поддержки со стороны России хватило на то, чтобы Беларусь вошла не только в Таможенный союз, но и в Евразийское экономическое сообщество. Такое уже было в истории", - объяснил эксперт.
Байден не будет провоцировать Путина
В отношениях Вашингтона и Москвы весьма много очень острых и конфликтных вопросов, все из которых вряд ли удастся охватить на предстоящей встрече Байдена и Путина в Швейцарии. Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков считает, что Байдена интересуют глобальные проблемы, в том числе ядерного оружия, Сирии, и проблемы двухсторонних американо-российских отношений. На фоне этой глобальной повестки, тема Беларуси возможно и будет звучать, но акцент на ней делаться не будет.
"То, что Беларусь не будет находится в эпицентре дискуссии, мне представляется, вполне очевидным. Тем более, что на сегодняшний день формируется повестка дня НАТО и ЕС в целом по Европе, и то, что позиции европейских лидеров четко определились по Беларуси, это тоже очевидно. Байден вряд ли будет вносить какую-то проблематичность в сотрудничество с европейскими партнерами, идя на какие-то уступки по Беларуси. В тоже время, Байден понимает, что для России эта тема не просто принципиальна, а ключевая. Поэтому создавать лишний трек конфликта - маловероятно. Запад не пойдет на прямой открытый конфликт с Россией из-за Беларуси. Будут применены другие методы, по принципу "Закона Магнитского". Также, судя по всему, США с ЕС будут ориентироваться на поддержку гражданского общества Беларуси, при сохранении санкций против режима Лукашенко и их усилении. Дело в том, что ситуация с посадкой самолета компании "Ryanair" — это Запад просто промолчать не сможет, поэтому здесь позиция будет четко обозначена. Но то, что она будет радикальной, и что она будет определять повестку дня переговоров Путина и Байдена, я думаю, что это маловероятно", - рассказал он.
Рука Поднебесной
Синхронно с заявлениями о финишной прямой, во вторник, 1 июня, под Минском в Китайско-белорусском индустриальном парке открылась выставка "Белагро-2021", которая традиционно является одним из самых масштабных событий для агропромышленного комплекса Беларуси. В выставке приняли участие более 350 компаний из 16 стран: Беларуси, Китая, России, Италии, Иордании, Германии, Литвы, Нидерландов, Польши, Франции, Чехии, Великобритании, Сербии, Швеции, Бельгии, Австрии. Главным организатором мероприятия был Пекин.
В ходе десятков тематических конференций и семинаров обсуждаются вопросы по обеспечению конкурентоспособности сельхозпродукции, использованию земельных ресурсов, развитию племенного животноводства, перспективы международного сотрудничества Беларуси в сфере производства инновационных технологий в сельском хозяйстве. В этой связи, следует выделить роль Китая, который, несмотря на все санкции и международное давление на режим Лукашенко, по сути, легализирует "бацьку", демонстрируя международное сотрудничество с Беларусью со стороны разных государств. Таким образом, Поднебесная оставляет для Лукашенко "китайский коридор", что дает ему возможность для маневра.