RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Политика

Беларусь без головного мозга: чем опасны для Украины санкции против Минска

Экономики двух стран достаточно тесно интегрированы

Экономики двух стран достаточно тесно интегрированы Фото:

Западные страны одна за другой вводят санкции в отношении Беларуси, в связи с событиями 23 мая, когда самолет компании Ryanair, совершавший рейс Афины-Вильнюс, был посажен белорусскими властями в Минске под предлогом минирования. После этого был арестован белорусский оппозиционер, экс-главред Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич. Ситуация вызвала международный скандал. Так, ЕС принял решение прекратить авиасообщение с Беларусью. Кроме того, планируется ввести секторальные и персональные санкции в отношении РБ, ее лидеров, а также связанных с ними компаний. Президент США Джо Байден объявил, что уже поручил своей команде, в сотрудничестве с ЕС и союзниками, разработать возможные варианты ответа на действия белорусских властей. Украина не осталась в стороне и с 26 мая прекратила авиасообщение с Беларусью. "Апостроф" разбирался, что произойдет, если Украина не остановится на прекращении авиасообщения, а начнет действовать в русле санкционной политики ЕС в отношении Беларуси.

Как ранее сообщал "Апостроф", 23 мая в аэропорту Минска экстренно приземлился самолет компании Ryanair, который совершал рейс по маршруту Афины-Вильнюс. На борту самолета находился основатель оппозиционного Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, которого после посадки самолета задержали белорусские власти. На этот шаг со стороны Беларуси уже отреагировали в Европарламенте, Еврокомиссии, свою позицию высказали также Украина, Литва, Польша и другие страны, и организации. В ЕС прозвучали намерения ввести секторальные и персональные санкции против Беларуси и ее лидеров. Украина тоже не осталась в стороне. Так, Кабинет министров решил прекратить авиасообщение между Украиной и Беларусью с 26 мая, а также запретил полеты над белорусской территорией. Но что будет, если Украина не ограничится прекращением авиасообщения с Беларусью, и введет санкции, аналогичные европейским.

По данным Государственной службы статистики, среди торговых партнеров Украины Республика Беларусь, по итогам I квартала 2021 года, заняла 2 место среди стран СНГ и 6 место среди стран мира, пропустив вперед Китай, Германию, РФ, Польшу и США. Так, за I квартал 2021 года общий товарооборот с Республикой Беларусь составил 1219,3 млн долларов США и, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, увеличился на 97,9 млн долларов США или на 8,7%. При этом экспорт украинских товаров и услуг за I квартал 2021 года достиг $334,3 млн, уменьшившись на $59,3 млн или на 15,1%. Импорт товаров и услуг из Беларуси в Украину составил $885 млн и увеличился на $157,2 млн или на 21,6%.

Кроме того, прямые белорусские инвестиции в экономику Украины в 2020 году составили $97,1 млн, в то время как прямые инвестиции из Украины в Республику Беларусь составили $2,4 млн. Основу украинского импорта из Беларуси составляют нефтепродукты, минеральные, азотные и калийные удобрения, нефтяной кокс и битум, углеводороды, тракторы и седельные тягачи, грузовые автомобили, плиты ДВП, шины. Украина экспортирует в Беларусь сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, вагоны грузовые железнодорожные или трамвайные, части подвижного состава, прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный, пластмассовую и картонную тару.

Исходя из этого, становится очевидно, что украинская экономика тесно интегрирована с белорусской, и поэтому, в случае введения Украиной санкций против Беларуси в русле политики ЕС, это будет иметь для нас определенные последствия. По мнению эксперта Международного центра перспективных исследований Егора Кияна, в истории с Беларусью Украине не следует ставить политическую целесообразность впереди экономических аспектов. По его словам, страны ЕС могут вводить любые санкции, потому что это группа государств, которые самодостаточны и независимы. Но этот тезис не относится к Украине.

"Возможное решение Украины присоединиться к санкциям ЕС, как будто мы с ними какой-то единый организм – будет экономически нерациональным. Мы говорим об экономическом аспекте, который должен доминировать. Украина еще не доросла до уровня государств major powers, мы пока еще middle powers. И, к сожалению, мы пока не можем диктовать условия, а больше следуем им. Иногда это следование носит слепой характер, когда мы принимаем какие-то решения, не задумываясь о последствиях", - считает Егор Киян.

Что это могут быть за последствия? Как отмечает Егор Киян, поскольку мы граничим с Беларусью, то наши экономики взаимосвязаны. Последствия для нас зависят от ответных действий со стороны Беларуси. "Насколько мне известно, мы очень зависим от горюче-смазочных материалов, которые поступают через Беларусь. Мы экспортируем и импортируем товары агропромышленности и энергоресурсы, и любые неаккуратные меры, могут привести к ответным действиям, которые могут превышать наши возможности. И вот в таком случае, возможен негативный сценарий, когда нам придется искать какие-то товары-заменители у других стран, которые обойдутся нам гораздо дороже, чем, если бы мы торговали с белорусами", - пояснил Киян.

С экспертом МЦПИ согласен и директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров. По его словам, в условиях коронакризиса и связанного с ним экономического спада, который продолжается уже пять кварталов, для Украины чрезвычайно важно расширение рынков сбыта. А сейчас, у нас идет постоянное сужение поступлений в бюджет. Как следствие, украинская власть уже практически не в состоянии выполнять социально-экономические обязательства. "Я не оправдываю действия политической верхушки Беларуси. Но если мы соседи и интегрированы с белорусским рынком, то резкое сокращение возможностей для экономического сотрудничества - очень больно ударит по нашему бизнесу. Ради чего Украине, которая находится в такой тяжелой ситуации, идти на такой шаг? Кроме проблем, мы ничего не получим", - предупреждает Гончаров.

Впрочем, далеко не во всех случаях санкции против Беларуси могут принести вред нашей экономике. К примеру, экономист Василий Невмержицкий, рассказал, что если ранее большое количество автобусов и сельхозтехники поставлялось в Украину именно из Беларуси, то сейчас ситуация меняется.

"В прошлом месяце были подняты пошлины на ввоз автобусов и сельхозтехники, и соответственно, цены на белорусскую технику сравнялись с европейскими аналогами. Из-за этого украинцы все чаще начали отдавать предпочтение европейским и турецким поставщикам", - пояснил Невмержицкий.

Отметим, что Украина довольно активно закупала белорусские автомобили МАЗ для нужд Вооруженных сил. Вместе с тем, заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь считает, что возможное перекрытие и такого сотрудничества не будет иметь для нас критических последствий. "Мы находимся в рыночной среде, когда можно совершенно спокойно заменять одних поставщиков другими. Если мы говорим, что Беларусь нам поставляла грузовые автомобили для ВСУ, то их можно заменить на другие автомобили, которые представлены на международном рынке. В частности, для ракетных комплексов "Нептун" у нас будут закупаться чешские автомобили Tatra, потому что они как раз лучше всего подходят для конкретного вида вооружений. Раньше "Нептуны" планировалось размещать на базе украинских автомобилей КрАЗ. Поэтому, возможно, нам надо обратить внимание на украинские возможности, на тот же КрАЗ, вместо того чтобы закупать автомобили МАЗ. У нас почему-то считается, что если нам перестанут поставлять МАЗы, то Вооруженные Силы остановятся. Напротив, это МАЗ может остановиться, а ВСУ просто купят себе другие автомобили", - рассказал Апострофу эксперт.

По этой причине, как считает Самусь, именно белорусский режим больше зависит от отношений с Украиной, чем наоборот. "Они принимали нефтепродукты от России внутренним российским ценам, а продавали Украине по европейским ценам. И вот на этой марже, Беларусь ежегодно зарабатывала до 3 миллиардов долларов. Я считаю, что санация отношений между Украиной и Беларусью, пойдет нам пользу, потому что Украина станет еще более прагматичной", - полагает эксперт.

Таким образом, если Украина вслед за ЕС введет санкции против Беларуси, то это будет продиктовано, скорее политическими, чем экономическими соображениями. При этом, собственно, каких-либо политических дивидендов мы от этого не получим, а вот экономические проблемы в отдельных сферах двухстороннего сотрудничества вполне вероятны.

Читайте также

Новини партнерів