RU  UA  EN

среда, 25 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Политика

Полуживой "Нормандский формат": возможен ли выход из тупика?

Кремль пытается превратить переговорный формат в формальность, перекладывая ответственность на Киев

Кремль пытается превратить переговорный формат в формальность, перекладывая ответственность на Киев Фото: Getty Images

Киев и европейские партнеры тщетно пытаются вернуть "Нормандский формат" в рабочее состояние, проведя заседание министров иностранных дел государств-участников. Россия фактически бойкотирует процесс, выставляя неприемлемые условия для участия в переговорах министров. Кремль делает все возможное, чтобы "Нормандский формат" стал формальностью следом за "Минским процессом", который россияне хоронят усилиями своих марионеток в ОРДЛО. Подробности читайте в материале "Апострофа".

"Нормандская тройка"

Министр иностранных Дмитрий Кулеба в понедельник 15 сентября провел в Брюсселе встречу с министром иностранных дел Германии Хайко Маасом и главой МИД Франции Жан-Ивом Ле Дрианом. Темой встречи были военно-политические угрозы со стороны России, а также категорическое нежелание Москвы проводить встречи в "Нормандском формате".

"В течении всего года мои немецкий и французский коллега пытались организовать четырехстороннюю встречу глав МИД государств-участников "Нормандского формата". К сожалению, министр Лавров не нашел возможность к нам присоединиться, поэтому сегодня по инициативе Франции и Германии состоялась встреча трех министров. Мы обсудили вопросы безопасности вблизи Украину, на оккупированных территориях, а также последние действия России. Франция и Германия заверили меня, что, если РФ решится на широкомасштабную операцию против Украины, это будет иметь для нее весьма тяжелые последствия", - заявил Дмитрий Кулеба в комментарии отечественным СМИ.

По его словам, немецкий и французский министр также намерены переговорить с высшим российским руководством, чтобы "демотивировать их от каких-либо агрессивных действий".

"Мы также согласились с тем, что "Нормандский формат" на уровне глав МИД следует сохранить. Мы будем работать над тем, чтобы состоялась четырехсторонняя встреча (министров иностранных дел - "Апостроф"), чтобы мы все-таки сели с Россией в лице министра Лаврова и провели предметный диалог. Как вы понимаете, полноценно договариваться в "Нормандском формате" можно только в том случае, когда все четыре участника находятся за столом переговоров", - добавил украинский министр.

Днем ранее Дмитрий Кулеба обсудил с высоким представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем эти же вопросы: ситуацию с безопасностью на Донбассе и перемещения российских войск вблизи украинских границ, в также перспективы проведения саммита "Нормандской четверки".

Министр Кулеба в числе прочего обратил внимание Жозепа Бореля на деструктивную позицию РФ относительно подготовки переговоров в "Нормандском формате" и призвал ЕС предпринять меры для сдерживания Кремля от дальнейших агрессивных действий.

Робкая попытка европейцев

Европейские партнеры Украины на фоне явного обострения между Киевом и Москвой попытались сдвинуть "Нормандский формат" с мертвой точки. В начале прошлого месяца канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон договорились с президентами Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным о проведении встречи глав МИД стран "Нормандской четверки". На словах переговоры были запланированы на середину ноября.

Уже после переговоров министров можно было бы готовиться к очередному саммиту "Нормандской четверки". Париж и Берлин была заинтересованы в личной встрече для выяснения причин нынешнего обострения в ОРДЛО, а также вблизи украинско-российской границы и для обсуждения возможных решений.

Таким был, повторимся, предварительный план, но с самого начала (по вине россиян) все пошло наперекосяк. Москва "выкатила" требование - заранее обсудить проект итогового документа по встрече с министров "Нормандской четверки".

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва готова к встрече министров и лидеров государств "Нормандского формата", но при условии предварительного обсуждения "общего документа".

Текст документа, подготовленный россиянами, категорически не устроил Киев и европейских партнеров. В нем предлагалось урегулировать ситуацию в ОРДЛО исключительно на условиях россиян: "прямые переговоры" Киева с Донецком и Луганском, имплементация "формулы Штайнмайера", закрепление в Конституции Украины "особого статуса" для ОРДЛО.

"Российское предложение состояло преимущественно из штампов российской пропаганды. Это не проект документа, а попытка затормозить процесс, подорвать усилия наших немецких и французских партнеров как посредников, которые пытаются организовать результативные встречи в рамках "Нормандского формата", - заявил в ответ Дмитрий Кулеба.

В итоге все закончилось тем, что глава российского МИД Сергей Лавров отказался ехать на встречу в Брюссель, где представителям Украины, Германии и Франции пришлось заседать в режиме "Нормандской тройки".

"Москва заранее пытается провести некие "красные линии", но делает это так, чтобы продуктивная встреча в рамках "Нормандского формата" не состоялась. Даже если встреча состоится, то Москва готовит участников к тому, что ничего принципиально новое по итогу не произойдет. Причем, неважно, речь идет о встрече министров иностранных дел или глав государств-участников "Нормандской четверки", - пояснил в разговоре с "Апострофом" политический эксперт, руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

Невыполненные договоренности

Минус для Киева в том, что решения минувшего саммита "Нормандки" в основной массе так и остались невыполненными. Хотя тут ответственность лежит преимущественно на Кремле, ставленники которого на Донбассе не прекратили стрельбу и провокации.

"Основное условие для проведения очередного саммита "Нормандской четверки" - выполнение договоренностей, которые были достигнуты на предыдущей встрече. Договоренности остались невыполненными. Встречаться только ради того, чтобы сказать друг другу "у нас есть встречный план" - контрпродуктивно. Вина лежит на нашей стороне и на российской. В одинаковой мере сторонами не выполняются решения Парижского саммита 2019 года", - пояснил в разговоре с "Апострофом" политический эксперт Кость Бондаренко.

Первый и пока последний саммит "Нормандской четверки" состоялся в декабре 2019 года в Париже. Фактически встреча завершилась без особого прорыва. Наиболее спорный момент - второй пункт итогового коммюнике саммита, в котором речь шла об имплементации "формулы Штайнмайера" в украинское законодательство согласно версии, согласованной в рамках "Нормандского формата" и Трехсторонних контактной группой (ТКГ) в Минске.

В тексте коммюнике упоминается и "особый статус" для ОРДЛО, но без указания того, что именно Киеву следует сделать для его реализации. Такое положение дел позволило президенту Зеленскому заявить по итогу переговоров, что никакой "федерализации" Украины не будет.

Тогда же стороны договорились провести следующую встречу "Норманди" через четыре месяца, но планы пришлось пересмотреть из-за карантинных ограничений и последующих политических пикировок между Украиной и РФ.

Нюанс в том, что Киев и Москва изначально по-разному понимали смысл решений, принятых на саммите. Украинские эксперты настаивали, что "Нормандский формат" не имеет конкретного правового измерения, а стороны ведут политический диалог, который не накладывает на них никаких юридических обязательств.

В Кремле же были уверены, что Владимир Зеленский получил "домашнее задание", с которым по итогу "не справился".

Угрозы Лаврова

Невзирая на то, что Сергея Лаврова не было на последней встрече в Брюсселе, глава российского МИД периодически передавал "приветы" Киеву, формально обращаясь при этом к европейцам.

Сергей Лавров, анонсируя недавнюю встречу с французскими министрами обороны и иностранных дел, пригрозил Парижу "серьезным разговором" об Украине.

"То, что Франция предупреждает, что она поставит вопрос об Украине, я расцениваю как понимание наших французских коллег, что им не уйти в завтрашнем разговоре, да и в целом, от ответственности за поведение их подопечных в Киеве, имею в виду режим президента Украины Владимира Зеленского", - заявил Сергей Лавров.

Уже тогда было понятно, что поведение министра Лаврова было продиктовано стремлением сорвать встречу глава МИД государств-участников "Нормандского формата".

"России важно, чтобы европейцы (в частности, Франция) меньше поднимали вопрос Донбасса в контексте, который не нравится Кремлю. Российское руководство не заинтересовано в полноценной работе "Нормандского формата", так как участие в нем обязывает Москву предпринимать конкретные шаги по урегулированию. Итоговые документы встреч в "Нормандском формате" подписываются главами государств. Россия же хочет уйти от любых обязательств по Донбассу. Россияне заинтересованы в том, чтобы нивелировать сам формат, дабы он существовал в некоем "вялотекущем режиме", но без встреч и обязательств, под которыми будет стоять подпись Владимира Путина", - заявил в комментарии "Апострофу" представитель Украины в ТКГ Сергей Гармаш.

Путинская имитация

Судя по риторике Сергея Лаврова, в Кремле руководствуются двумя установками. Первое - Украина "не является" самостоятельным государством, находясь в политической зависимости от США и государств ЕС, особенно Германия и Франции. Вторая установка - Кремль "не имеет обязательств" в переговорах по Донбассу.

Владимир Путин в своих выступлениях на разные лады склоняет эти два тезиса. В недавнем интервью программе "Москва. Кремль. Путин" российский лидер пустился в пространные рассуждения о том, что Кремль "не обязан" выполнять Минские соглашения, но допустил возможность продолжения "Нормандского формата", в который РФ вовлечена напрямую.

"Я считаю, что других механизмов у нас нет, и... как бы тяжело ни было сегодня, как бы сложно ни было решать эту проблему, но этим механизмом нужно воспользоваться", - заявил Владимир Путин, рассуждая, есть ли смысл собирать очередной саммит в "Нормандской четверки".

Формально Владимир Путин демонстрирует оптимизм, но поведение Сергея Лаврова демонстрирует обратное. Кремль имитирует готовность продолжать общение в рамках "Нормандского формата", рассчитывая, что сможет направить переговорный процесс в выгодное для себя русло.

"Минские соглашения - "гибридная" капитуляция Киева в "гибридной" войне с РФ. Вне зависимости от того, как будут продвигаться "Минский" или "Нормандский" процессы, Москва останется в выгодной позиции. Если соглашения выполняются, значит Киев идет на политические уступки по ОРДЛО – выборы и "особый статус". Если не выполняются договоренности, то еще в большем выигрыше, так как можно будет постоянно перекладывать ответственность на Украину", - резюмировал Кость Бондаренко.

Читайте также

Новини партнерів