RU  UA  EN

четверг, 2 мая
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

"Решено" или "может быть решено"? Что привезет Зеленский из турне по Европе

После "танковой дипломатии" настала очередь дипломатической борьбы за получение авиации

После "танковой дипломатии" настала очередь дипломатической борьбы за получение авиации Фото:

Президент Украины Владимир Зеленский совершил двухдневный вояж по Европе. В среду, 8 февраля, он побывал с визитом в Великобритании, где встретился с главой правительства Риши Сунаком, а также выступил перед Палатой общин, после чего посетил Париж, где провел переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем. На следующий день Зеленский отправился в Брюссель, выступив в Европарламенте. Главным лейтмотивом европейского турне стал вопрос получения Украиной от союзников боевой авиации. Каковы шансы Украины по итогам визита Зеленского в Европу получить самолеты, а также дальнобойную технику и почему этот вопрос не одного месяца, читайте в материале "Апострофа".

Только обучение пилотов

Поездка Владимира Зеленского в Европу стала вторым выездом за пределы Украины президента с момента полномасштабного нападения России. Первый визит состоялся в декабре в Штаты. Тогда на повестке дня стоял вопрос передачи Украине танков. Сейчас фокус внимания Киева сосредоточен на том, чтобы получить от наших западных партнеров боевую авиацию, которой остро не хватает для ведения контрнаступления и освобождения оккупированных территорий.

Впрочем, пока что говорить о молниеносных результатах не приходится. В случае с Британией вначале казалось, что после яркого выступления Зеленского перед Палатой общин (фраза "В Великобритании король является пилотом ВВС, а в Украине сегодня каждый летчик ВВС – король" вызвала овации) Туманный Альбион оперативно поддержит наши просьбы. По результатам встреч была достигнута договоренность по поставкам бронированной техники и дальнобойного оружия, а также о начале подготовки украинских пилотов. В то же время Риши Сунак заявил, что поставки Великобританией истребителей для украинских военных являются частью переговоров. Впрочем, министр обороны Великобритании Бен Уоллес исключил возможность быстрого предоставления истребителей Украине.

В интервью BBC Уоллес подчеркнул, что поставки самолетов потенциально могут занять месяцы. Министр отметил, что вместо этого Великобритания сосредоточена на использовании альтернативного обеспечения воздушной обороны Украины. По словам Уоллеса, было бы "более реалистично и продуктивно" предсказать, что Британия предоставит Украине самолеты в долгосрочной перспективе для обеспечения ее безопасности уже после завершения войны с Россией.

Уоллес подчеркнул, что его обязанность, как главы оборонного ведомства - обеспечить Великобританию и НАТО самолетами, необходимыми для собственной обороны. Он также отверг предложения бывшего премьер-министра Бориса Джонсона о предоставлении Украине 100 боевых самолетов "Тайфун".

Читайте: По заветам Жукова: как будет выглядеть большое наступление Путина

По его словам, "Тайфуны" производятся коалицией разных стран, и для того, чтобы отправить их в Украину, нужно их разрешение. Он добавил, что "Тайфуны" оборудованы только для боя в воздухе и не пригодны для наземной атаки.

Самолеты нужны самим

Эмоциональное выступление Зеленского в Европарламенте также было встречено бурными аплодисментами. В нем президент Украины также попросил предоставить нам боевые самолеты.

Президент Европарламента Роберта Метсола со своей стороны также призвала страны ЕС как можно скорее выполнить просьбу Украины и предоставить дальнобойные системы и боевую авиацию.

Но, как дальше выяснилось, давать самолеты страны НАТО Украине либо пока не готовы, либо пока не хотят.

В частности, на саммите лидеров ЕС в Брюсселе премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Варшава не будет предоставлять Украине авиацию первой из стран НАТО.

"Наша позиция здесь однозначна. Можем действовать только совместно в рамках целого объединения Североатлантического договора. Если такое решение будет, то мы не будем теми первыми, кто предоставит истребители, но, наверное, будем положительно отвечать на это", - сказал Моравецкий.

Читайте: У нас есть свобода, дайте нам крылья: чего добился Зеленский в Лондоне

Он подчеркнул, что предоставить Украине современные боевые самолеты первыми могли бы те страны, у кого их больше всего.

Моравецкий отметил, что у Польши недостаточно истребителей, поэтому она заказала новые F-35.

Премьер-министр Бельгии Александр де Кроо также заявил, что его страна не может передать Украине истребители, поскольку сама в них нуждается. Премьер сказал, что бельгийские истребители используются для защиты НАТО в странах Балтии, а также воздушного пространства Бельгии и Нидерландов.

А президент Франции Эммануэль Макрон в Брюсселе, отвечая на вопросы журналистов, вообще сказал, что передача Украине истребителей на совместной встрече с Зеленским и Шольцем не обсуждалась.

Кто первый?

Ситуация с авиацией до боли напоминает ту дипломатическую эпопею, которую мы проходили во время танковых дипломатических баталий.

"Говорить о том, что самолеты нам не дают я бы не стал. 14 февраля пройдет очередной Раммштайн, который называют авиационным. На нем и будет окончательно решен вопрос о самолетах", - говорит в комментарии "Апострофу" военный эксперт Александр Коваленко.

"К предоставлению самолетов такие страны, как Британия и Франция подходят более сдержанно, поскольку это более тонкая техника, чем танки. Дело в том, что в странах НАТО существует несколько видов истребителей и они разные по техническим характеристикам. К тому же, обучение пилотов более длительное, чем танкистов", - отметил он.

По мнению эксперта, кто-то должен сделать первый шаг, как было с танками.

"Я думаю, что первый шаг сделает Франция, - считает Александр Коваленко, - Она предоставит первую эскадрилью. Франция и Великобритания сейчас соперничают за влияние. Кстати, Франция, первой дала гаубицы "Цезарь", после чего такое оружие стали предоставлять и другие страны".

Что касается типов самолетов, то, как считает Александр Коваленко, НАТО, скорее всего, остановится на F-16.

А вот директор Института мировой политики Евгений Магда, считает, что Зеленскому не удалось убедить европейских партнеров предоставить Украине боевую авиацию.

"Это вопрос не такой простой. Дело в том, что здесь есть вопрос повышенной эскалации. Боевыми самолетами можно бить по территории России (в признанных международных границах). Западные партнеры этого боятся", - говорит Магда в комментарии "Апострофу".

По мнению Евгения Магды, страны НАТО ждут решения США. Если Америка согласиться дать Украине F-16, то тогда процесс пойдет.

"Что касается украинской власти, то она бежит впереди паровоза", - сказал Магда, намекая на сообщение главы Офиса президента Андрея Ермака.

Отметим, Андрей Ермак по итогам вояжа Зеленского в Европу написал на своей Телеграмм-странице: "Вопрос дальнобойного оружия и истребителей для Украины решен. Детали чуть позже".

Позже Ермак свой пост подкорректировал и перед словом "решено" добавил "может быть".

Читайте также

План успеха для Украины: почему Вашингтон снова обещает нам победу

В США заговорили о серьезной помощи Украине, и это не похоже на предвыборные обещания

Скандинавский расчет: зачем Дания скупает украинское оружие

Помощь по развитию украинского ВПК со стороны западных стран для крайне важна

Помощь США в обмен на российские НПЗ? Пойдет ли Киев на такой компромисс

Украина вынуждена учитывать интересы западных партнеров, но не будет забывать о своих интересах

Новини партнерів