То, чего Украина ждала много месяцев, свершилось. Во вторник, 16 мая, премьер-министр Великобритании Риши Сунак и глава правительства Нидерландов Марк Рютте заявили о создании международной коалиции по закупке для Украины истребителей F-16. Великобритания также обязалась готовить украинских летчиков. О готовности обучать украинских летчиков-истребителей "прямо сейчас" заявил и президент Франции Эмануэль Макрон. Создание так называемой "коалиции истребителей" стало реальностью после официальных визитов президента Украины Зеленского в Италию, Германию, Францию и Великобританию. О том, когда Украина может получить западные истребители и почему европейские страны все же приняли такое решение, читайте в материале "Апострофа".
История повторяется
История создания "коалиции истребителей" напоминает историю с передачей Украине западных танков и тяжелой бронетехники. В конце прошлого года наша страна долго просила об этом оружии западных партнеров. Сначала нам отказывали, но в конце концов Британия в январе первой объявила о передаче своих танков Challenger, и дальше механизм поставок танков сдвинулся с мертвой точки. Потом пошли американские Abrams, а затем и немецкие Leopard. С истребителями вышло точно также.
Читайте также: Танки Abrams для ВСУ: бочка меда с чайной ложкой дегтя
Еще в марте в комментарии "Апострофу" эксперт-международник Алексей Кафтан отмечал, что Украина все же получит истребители и это произойдет по аналогии с танками. "Я предполагаю, что может повториться ситуация, как с танками. Какая-то страна нам первой даст самолеты, а потом подтянутся и другие", – сказал тогда эксперт.
И здесь инициатором снова стала Британия.
"Британия занимает первое место по решительности, - говорит в комментарии "Апострофу" военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко, - Британцы действуют самостоятельно и без бюрократических проволочек, как это происходит в других странах Европы. И не удивительно, что Британия стала во главе инициативы с истребителями".
Как стало известно, к инициативе Британии уже присоединились Нидерланды и Франция.
"Авиационная коалиция сформируется в этом году. А когда конкретно западные самолеты с нашими пилотами будут контролировать украинское небо, это требует дополнительного ответа. Но когда сформируется коалиция, все будет происходить очень быстро", – отметил в телемарафоне министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
"Первые самолеты мы получим тогда, когда у нас будут готовы пилоты, когда все будет согласовано с аэродромами. Это вторая половина 2023 – до конца 2023 года в лучшем случае", – отметил Александр Коваленко.
Сдвиг со стороны НАТО
То, что "коалиция истребителей" создана – большой сдвиг со стороны НАТО, считает политолог Виктор Небоженко.
"Здесь главное слово "коалиция", которое означает объединение усилий разных стран в борьбе с агрессией против Украины, - говорит в комментарии "Апострофу" политолог, - Говоря простым языком коалиция – это сожительство с определенной целью, это не союз, как допустим альянс. И НАТО нашло такую форму сотрудничества с Украиной".
По мнению Виктора Небоженко, создание коалиции истребителей – тяжелый удар по России со стороны НАТО.
"Северо-атлантический альянс постоянно подчеркивал, что он не воюет с Россией, но вот теперь он показывает, что воюет его оружие и НАТО России не боится", - говорит эксперт.
По словам Виктора Небоженко, в НАТО пришли к выводу, что войну нужно как можно быстрее заканчивать победой Украины.
"Созданием коалиции истребителей Запад показывает, что он не оставит нас и после войны, поскольку взялся готовить наших пилотов, а это довольно длительный процесс", - говорит эксперт.
О том, что в сознании лидеров западных стран произошел заметный сдвиг говорит и Александр Коваленко.
"Вспомните, как в прошлом году наши западные союзники тянули с поставками оружия. НАТО реально боялась войны с Россией и считала российскую армию второй армией мира. Теперь же миф о второй армии рухнул. Миф о каких-то красных линиях Путина тоже рухнул. Поэтому Запад будет нам давать и танки, и самолеты", - отметил он.
Истребители и контрнаступление
Впрочем, судя по всему, в передаче нам современных военных самолетов может возникнуть ряд нюансов. К примеру, базироваться истребители, вероятнее всего, будут на аэродромах стран, граничащих с Украиной.
"Но нужно понимать, что эти самолеты не будут использованы в контрнаступлении, - говорит Александр Коваленко, - Сначала нужно подготовить необходимое количество пилотов, а на это уйдет полгода. Мы с контрнаступлением столько времени ждать не можем".
Политолог Виктор Небоженко также считает, что украинские истребители в целях безопасности будут расположены на аэродромах стран-членов НАТО, имеющих общие границы с Украиной, но получить их мы сможем значительно быстрее.
"Самолеты будут вылетать, допустим, из Румынии, Болгарии, Польши и принимать участие в боевых действиях. Не исключаю, что вести эти истребители будут иностранные летчики, вступившие добровольцами в ВСУ. У нас нет времени на длительную подготовку своих пилотов", - резюмировал политолог.
Процесс передачи Украине современных военных самолетов запущен, и это главное. А чтобы этот процесс шел быстрее, Британия предлагает помощь странам, которые готовы поставить Украине истребители.
"Если мы получим 2-3 эскадрильи F-16, то будем иметь возможность осуществлять серьезное огневое влияние по позициям врага. Особенно дальнобойным ракетным оружием. И мы даже не будем заходить в зону риска", – подчеркнул Александр Коваленко.
Подтверждают данные расчеты и в Минобороны. Там, отвечая на запрос журналистов "Громадського", рассказали о том, сколько нужно F-16.
"Передача нескольких единиц этой техники (F-16 - "Апостроф".) не даст желаемого эффекта... Например, 2-3 эскадрильи F-16 (более 30 самолетов - "Апостроф") сегодня бы существенно повлияли на ход боевых действий - это бы полностью изменило ситуацию на фронте", - сообщили в Минобороны.
Читайте также: Не только ЗРК "Куб": что еще могут получить ВСУ от Чехии