В последние дни наблюдается поток вип-гостей в Украину. Сначала бывший британский премьер Дэвид Кэмерон в статусе министра иностранных дел, затем глава Пентагона Ллойд Остин, а в день годовщины Революции достоинства - немецкий министр обороны Борис Писториус, президент Молдовы Майя Санду и глава Европейского совета Шарль Мишель. Цели и причины их визитов разные. На что же надеяться Киеву по итогам этих визитов – в эфире Апостроф TV рассказал политический эксперт, руководитель Центра общественной аналитики "Башня" Валерий Клочок.
В общем, наблюдается определенная интенсивность - вчера Остин, сегодня Писториус и Санду. Но сегодняшний приезд накладывается на десятую годовщину начала Революции достоинства, которая продолжается по сей день. Мы эту дату вспоминаем и с грустью, и с радостью – с грустью по погибшим, начиная с 2013 года и до сегодняшнего дня, а праздник потому, что мы все же определили наш вектор развития. И это во многом является предпосылкой того, что мы сейчас движемся в правильном русле. Но риторика относительно якобы государственного переворота звучит по сей день, к большому сожалению. Это наболевшее, особенно для тех, кто был причастен к этим событиям тогда. Поэтому благодарю всех, кто защищал тогда и защищает сейчас независимость нашей страны.
Читайте: Ситуация на поле боя и не только: что стоит за неожиданными визитами в Киев Остина и Писториуса
Приезд Санду связан именно с датой годовщины революции. И надо учитывать, что Украина и Молдова идут в параллельном фарватере относительно движения в Европейский Союз.
А приезд Писториуса и его встреча с министром обороны Украины накануне очередного заседания в Формате "Рамштайн" - это более технический вопрос, касающийся наших дальнейших возможностей сопротивляться наступательным действиям россии и освобождать территории, особенно накануне зимнего периода.
То есть все эти визиты имеют разные цели и сейчас я бы их не связывал с какими-то конспирологиями.
К примеру, когда мы говорим о передаче ракет Taurus, то здесь важно, сколько мы их получим. Ибо одна вещь - это 3-5-10 ракет, а другая - это систематическая поставка. Так же, как когда-то велась дискуссия с передачей "Леопардов", то те же танки "Леопард 1А" - это не те машины, которые нужны на поле боя. Хорошо, что они есть, но кто-нибудь из военных скажет: "ну ок, есть танки, но это позавчерашний день". Поэтому Taurus – это круто, но вопрос в количестве и они нужны нам на вчера.
Читайте: Пока без ракет Taurus: войдет в новый пакет помощи Украине от Германии
Посему визиты Писториуса и Остина я связываю с оценкой возможностей Западного мира помогать Украине. Надо реально признать, что Запад оказался не готов к этой войне россии против Украины. А для Запада опасность одинакова, как и для Украины. Если вы не будете помогать Украине, будете воевать сами. В начале вторжения поляки были очень перепуганы, и начали очень быстро перевооружаться. Еще в феврале 2022 года они поняли, что им нужно современное оружие и начали закупать кучу современной техники. А вот Германия и еще ряд стран подумали, что это где-то далеко. А то, что немцы сейчас нам начали активно помогать, у них понемногу происходит смена мышления. Но сегодняшние решения немцев все еще не адекватны тем вызовам, которые сейчас есть. И когда я слышу, что Германия готова увеличить помощь Украине с 4 до 8 миллиардов в год – спасибо и за это – это не то, что нам сегодня нужно. Безотносительно того, сколько и что мы не сделали в начале вторжения – политическая ответственность за все несовершенные действия однозначно будет. Но нужно оценивать то, с чем мы сейчас работаем. И вот эти 8 миллиардов...
С другой стороны, они нам ничего не должны. Но они обязаны делать это для своих избирателей, для своих налогоплательщиков, чтобы донести до них необходимость увеличения расходов на обороноспособность Украины. Это прямая зависимость. Ибо эта опасность, о которой на днях говорил Байден – чтобы наши военные не воевали в Украине и не воевали потом в Европе – она угрожает не только Украине.
Поэтому эти суммы, которые они выделяют на Украину... Тот же пакет помощи от Штатов, который вчера объявил Остин (на 100 миллионов долларов), мягко говоря, был скромным. Нам нужны десятки миллиардов, чтобы мы могли быть достаточно обороноспособными.
Читайте: Пентагон объявил помощь Украине на 100 млн долларов: вошедшее в новый пакет
Что касается американской финансовой помощи, то еще в октябре спецпредставитель США по вопросам экономического восстановления Украины Пенни Прицкер дала четко понять нашим чиновникам, что "вы будете получать деньги, если в Украине будут осуществляться эффективные реформы". И да, Прицкер говорила о том, что Украина должна быть готова к тому, чтобы, например, не получать финансовую или военную помощь от США, потому что такое может произойти в определенный период. То есть Украина должна трансформироваться, чтобы быть самодостаточной. Но при этом должны быть созданы условия, чтобы сюда заходили деньги. Именно об этом шла речь у госпожи Прицкер с украинским правительством.
Однако дело в том, что в силу обстоятельств войны правительство не занималось вопросами реформирования экономики страны. И за последние два года мы имеем ситуацию, когда мы потребляем оказываемую военную помощь, и при этом мало производим продукта с добавленной стоимостью, который способен обеспечить большую налогооблагаемую базу. Простыми словами мы мало зарабатываем денег для финансирования как бюджета, так и обеспечения войск. А визит Прицкер строился на том, что внутри страны должны происходить такие законодательные изменения, которые будут способствовать заходу сюда иностранных компаний, в том числе и американских.
Если возвращаться к визитам Писториуса и Остина, то важный вопрос заключается не только в том, где найти деньги, но и в производственных мощностях, где можно выработать достаточное количество боеприпасов и бронированной техники. Это тоже большая проблема. И в этом смысле американцы двигаются быстрее. Там уже даже пенсионеров привлекают, чтобы они работали на предприятиях, которые на протяжении последних лет уменьшали свое производство. В Европе таких проблем еще больше. Но из-за неповоротливости, непонимания опасности, сотрудничества с россией и т.п. – этот процесс запускается труднее.
Поэтому я убежден, что если мы увеличим свои производственные мощности в военной сфере, то мы и заработаем, и обеспечим себя. Потому что у нас есть уникальные возможности сотрудничества с западными партнерами, чтобы они были заинтересованы в том, что здесь территория будет ими же контролирована - а это и наша безопасность.
Читайте: Джо, дай денег: как Украине получить большую помощь от Запада