В понедельник с визитом в Киев прибыл глава Пентагона Ллойд Остин и провел встречи с политическим и военным руководством государства. Остин заявил, что США готовы и дальше поддерживать Украину в военном плане. Вместе с тем, в Штатах вопрос предоставления финансовой помощи Украине на следующий год еще не решен. Почему американские конгрессмены не спешат давать Украине деньги и будет ли вообще финансовая помощь от США – в эфире Апостроф TV рассказал управляющий партнер Национальной антикризисной группы, политолог Тарас Загородний.
Приезд Остина в Киев - это обсуждение конкретных рабочих вопросов, в частности с Минобороны, с главнокомандующим Залужным. И надеюсь, что мы увидим результаты на поле боя. По крайней мере, есть вопросы передачи авиации, поэтому надеюсь, что эти процессы будут ускорены.
Читайте: Быть или не быть: проживет ли Украина без американских денег
Если же учитывать политическую составляющую, то Остин является сторонником расширения поддержки Украины. Он и в Сенате выступал, и делал все, что возможно с его стороны. Дальше это уже политическое решение.
Но есть очень важная деталь. Украинцы должны изменить отношение к западной помощи. Нам прежде нужно относиться к западной помощи как к бонусной. Надо учитывать разные варианты – и сокращение помощи, и ее отсутствие вообще. Такое тоже возможно, при чем по разным причинам – например, "вспышка" других горячих точек, в которых США будут помогать одной из сторон (Южная Корея, Филиппины, Тайвань и т.п.).
К тому же американцы - люди с практическим мышлением, живущие по принципу, "сам себе помогай и тебе тоже помогут - может даже больше, а если ты сам себе не помогаешь, то и помогать тебе будут меньше". Разве американцы должны решать у нас вопросы с той же налоговой, когда возникают вопросы с налогообложением предприятий из-за неразберихи в постановлениях Кабмина?
Другой вопрос, я бы сказал ключевой, по расширению производства оружия. Тратить деньги не на брусчатку или еще что-нибудь, а прежде всего на производство оружия. Должны ли это делать американцы? Нет. Поэтому возникает важный вопрос, есть ли у нас сценарий на случай, если помощь будет сокращена.
Американцы же все прекрасно знают о нашем государстве – какая ситуация внутри страны, сколько ресурса может быть использовано для поддержки экономики, в частности расширения производства. Поэтому они и не хотят тратить лишние деньги, понимая, что американские налогоплательщики с них спросят, зачем вы финансировали то, что можно было не финансировать. Потому что американцы спрашивают, почему в 1941-45 годах тратились деньги на ВПК, в стране была карточная система перераспределения продуктов, люди не могли, например, купить новый автомобиль, потому что все шло на оборонную отрасль, а сейчас украинцы этого не делают. И когда мы начнем такие вопросы решать внутри страны, то не будем хапаться за сердце от того, голосуют нам помощь или нет. И чем сильнее мы будем, тем меньше вопросов будет у конгрессменов, потому что они будут видеть конкретные шаги со стороны нашего государства и общества. А не наоборот.
Читайте: Мы помогаем Украине, чтобы не воевали американские солдаты: Байден выступил с новым обращением
Простой пример. Вы идете в магазин, стоит на входе человек, лет 30-40 – вы видите, что это не инвалид – и просит у вас денег на хлеб. И что в таких случаях в большинстве отвечают люди: "иди заработай денег, почему ты у меня просишь". Так на нас смотрят и американцы. Когда наши партнеры видят никому не нужные ремонты дорог в какой-то глубинке, или озеленение, или брусчатка, я уже молчу о таможне, черной дыре нашей экономики. И если мы будем продолжать в таком русле, то вероятность сокращения помощи достаточно велика.
Мы должны понимать, что американцы и британцы открыли для нас окно возможностей. А как мы их используем, это полностью зависит от нас. Вот например, ЕС фактически открыл для нас внутренние рынки – и как мы этим пользуемся? Зерно вывозим, но так, что поссорились со всеми соседями. А как же производство – американцы с немцами за нас этим заниматься не будут.
Есть надежда, что будет принят закон о налогообложении сверхприбылей банков за 2023 год. Дело в том, что банки и банкиры, не финансирующие оборонную отрасль, являются паразитами и врагами государства. Банкиры начинают говорить о рисках, но каковы риски у них, сидя в теплых офисах? Это у предпринимателей, производящих оружие, есть риски, у наших воинов на фронте и т.д. Поэтому мы должны понимать, где есть ресурс.
Также надо сокращать государственный аппарат, который сейчас не нужен в таком количестве. У нас до сих пор закупается коммунальная техника и осуществляются другие закупки горсоветами Мариуполя, Мелитополя, которые вообще то оккупированы. До сих пор финансируются эти горсоветы – зачем это все нужно? Вместо этого надо сокращать эту армию чиновников.
Читайте: В США назвали дату, когда Конгресс проголосует помощь Украине и Израилю