В четверг, 8 октября, в Верховной раде прошло голосование за пакет законопроектов, необходимых для введения безвизового режима между Украиной и Европейским союзом. Из 12 документов народные депутаты поддержали семь, пять из которых — только в первом чтении. Парламентарии даже не рассматривали инициативы об ограничении иммунитета судей и лишении неприкосновенности народных депутатов, принятие которых необходимо для отмены виз со странами ЕС. Собеседники "Апострофа" в ВР отметили, что сейчас для этого нет политической воли. В таком случае, предупреждают эксперты, дата отмены виз для Украины может сместиться на неопределенный срок.
Вопрос рассмотрения в Верховной раде "безвизового пакета" законопроектов был крайне важным для Украины. Дело в том, что если к концу октября ВР не проголосует за необходимые документы, это может значительно снизить шансы Украины на положительное решение миссии Европейской комиссии, которая 15 декабря представит отчет о технической готовности страны к безвизовому режиму с ЕС в 2016 году. С учетом того, что в октябре пленарные заседания Верховной рады были назначены на период с 6 по 9 текущего месяца, а следующее состоится только 3 ноября, рассмотрение соответствующих законопроектов 8 октября накладывало на депутатов большую ответственность. Особенно на фоне того, что Украина уже достигла значительного прогресса в выполнении Плана действий по визовой либерализации с Евросоюзом, а принятие соответствующих законопроектов является, фактически, последним шагом на пути к приведению украинского законодательства в соответствие с требованиями ЕС.
Тем не менее, из 12 законопроектов "безвизового пакета" украинскому парламенту удалось принять только 7. За некоторые инициативы приходилось голосовать по нескольку раз, а пять законопроектов приняли только в первом чтении. Так, Верховная рада приняла законопроект по трудовым мигрантам, несколько антикоррупционных инициатив, а также законопроект "О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений". Во втором чтении поддержку получили два закона, которые внедряют госфинансирование политических партий.
А вот законопроекты о снятии неприкосновенности с народных депутатов и об ограничении иммунитета судей; о запрете дискриминации при устройстве на работу, а также об управлении миграцией в Верховной раде не рассматривались вообще. "Принятие этих нормативных актов так же необходимо для визовой либерализации с Европейским союзом, как и остальных законопроектов "безвизового пакета", — заявила "Апострофу" руководитель общественной организации "Европа без барьеров" Ирина Сушко. В противном случае предоставление Украине безвизового режима с начала 2016 года может быть отложено.
Как заявляют собеседники "Апострофа" из числа народных депутатов, несмотря на то, что за соответствующие законопроекты нужно проголосовать как можно быстрее, проблемой отечественных парламентариев является отнюдь не время. "В случае необходимости, мы можем собраться на внеочередное заседание в этом месяце, как это уже случалось по ряду важных инициатив. Тем не менее, тут (в поддержке снятия неприкосновенности и других "безвизовых законопроектов", — "Апостроф") вопрос — не во временных ограничениях, а в наличии политической воли", — заявил один из нардепов.
Следует отметить, что проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно отмены неприкосновенности народных депутатов и ограничения неприкосновенности судей был зарегистрирован в Верховной раде еще 16 января 2015 года по инициативе президента Петра Порошенко. Тем не менее, в конце августа глава комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич (внефракционный) заявил, что законопроект не будет рассматриваться в парламенте, поскольку не поступило ни одного предложения от народных депутатов в соответствии с решением Конституционного суда.
"Это значит, что законопроекты, которые не рассматривались в Верховной раде 8 октября, крайне болезненно воспринимаются народными депутатами, поскольку они будут обязывать их быть более прозрачными и ответственными. Очевидно, что это было демонстрацией того, что депутатам есть чего бояться", — предположила Ирина Сушко. Эксперт напомнила, что требование по ограничению иммунитета народных депутатов и судей прописано в третьем блоке Плана действий по визовой либерализации, касающегося необходимости реформирования правоохранительной системы Украины. Кроме того, на выполнении соответствующего требования со стороны украинских властей делается акцент в последнем отчете оценочной миссии Еврокомиссии за май 2015 года.
Как заявил "Апострофу" народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Владимир Арьев, законопроект о неприкосновенности судей и членов парламента не рассматривался ввиду того, что в ходе заседания Верховной рады 8 октября было недостаточно голосов для поддержания этой инициативы. "Данный вопрос был единственным, который требовал 300 голосов. И если мы с трудом набирали 229 и 230 голосов, то понятно, для такого серьезного решения, как внесение изменений в Конституцию (что для многих моих коллег является болезненным вопросом), надеяться на 300 голосов было неразумно", — сказал он. Вместе с тем господин Арьев предположил, что попытка проголосовать за эту инициативу может состоятся после местных выборов.
Другие собеседники "Апострофа" среди народных депутатов говорят, что принятия законопроекта Петра Порошенко ждать сейчас вообще не стоит, поскольку абсолютное большинство нардепов выступают против него. "Это обусловлено тем, что часть депутатов боятся того, что лишение иммунитета позволит манипулировать ими и не даст возможности свободно выражать свои мысли", — сказал один из источников издания. Кроме того, министр юстиции Павел Петренко заявил 9 октября, что сейчас в Украине не следует полностью отменять депутатскую неприкосновенность. "Когда мы ее полностью снимем, это то будет молчаливый парламент", — подчеркнул он, добавив, что в Украине должна быть ограниченная неприкосновенность судей и народных депутатов. Таким образом, не исключено, что документ может быть переработан, соглашаются собеседники "Апострофа".
Впрочем, даже если в парламенте найдется политическая воля, голосование по данным законопроектам вряд ли состоится 3 ноября, считает председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук. "Тем не менее, — отметил эксперт, — вплоть до представления отчета Еврокомиссии у украинских властей есть время". Если же "недостающие законопроекты" не примут, Украине необходимо будет ожидать новой оценочной миссии ЕК. "Тогда очередного отчета нужно будет ждать до мая 2016 года. Или до декабря, и так далее. Пока мы, наконец, не выполним всех технических требований", — отметил Филипчук. Следовательно, вопрос предоставления безвизового режима будет отсрочен.
Того же мнения придерживается и Ирина Сушко: "Если Верховная рада не проголосует за остальные законопроекты "безвизового пакета" в ближайшее время, мы получим отчет Еврокомиссии, в котором будет говориться, что мы движемся в правильном направлении, но что это еще не финишная прямая, и нам есть над чем поработать". А с учетом того, что сейчас в Европейском союзе сильно озабочены миграционными рисками, последующий возможный прогресс Украины может быть нивелирован политическими опасениями руководства ЕС, предупредила она. В таком случае вопрос отмены виз для Украины со странами ЕС отодвинется на неопределенный срок.