RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Премьериада в Украине: как Гройсмана уговаривали возглавить Кабмин

Для отставки Яценюка может еще не хватить голосов

Для отставки Яценюка может еще не хватить голосов Владимир Гройсман неожиданно передумал становиться премьер-министром, но на Банковой его убедили в обратном Фото: Владислав Содель

После того, как глава правительства Арсений Яценюк объявил в воскресенье 10 апреля о своей отставке, смена премьера казалась делом техники. В "Блоке Петра Порошенко" (БПП) так долго пытались заставить его уйти, что фактически никому и в голову прийти не могло, что команда президента и самая большая фракция в парламенте окажутся к отставке абсолютно не готовыми! В понедельник вечером, когда после заседания фракций БПП и "Народного фронта" (НФ) все уже ждали объявления кандидатур новых министров, вдруг оказалось, что Владимир Гройсман отказывается быть премьером. Это, по сути, перечеркнуло всю конструкцию будущего правительства.

О том, что главным кандидатом от БПП на пост премьера является спикер парламента Владимир Гройсман, известно уже более месяца. В случае отставки Яценюка Гройсман считается лучшей кандидатурой для коалиции, поскольку имеет поддержку не только в БПП, но и в других фракциях парламента. Фракцию "Народного фронта" Гройсман в качестве премьера устраивает, поскольку в этом случае освободившееся кресло спикера переходит к Андрею Парубию. Кроме того, как рассказали "Апострофу" депутаты от НФ, именно с Гройсманом как будущим премьером "фронтовики" вели все переговоры о распределении министерских портфелей.

"Мы вели переговоры именно с Гройсманом. Он был хорошим кандидатом, потому что к нам отходила должность спикера, мы с ним уже обо всем договорились, а теперь рушится вся конструкция", рассказал "Апострофу" один из депутатов от "Народного фронта".

Информация о том, что за новое правительство депутаты будут голосовать во вторник 12 апреля, появилась еще в воскресенье, сразу после заявления Яценюка об отставке. Однако на утро понедельника согласованных кандидатур министров ни от одной, ни от другой фракций еще не было. В СМИ появлялись противоречивые данные о различных претендентах на министерские портфели. Действующему главе Администрации президента Борису Ложкину то прочили кресло первого вице-премьера, то говорили, что он отказался "по семейным обстоятельствам" или просто решил не идти в правительство, поскольку ему не доверяет. Противоречивая информация о назначении в Кабмин появлялась и о заместителе главы АП Виталие Ковальчуке.

Днем в понедельник стало известно, что фамилии министров должны назвать по результатам заседания парламентских фракций "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта". Однако время заседаний несколько раз откладывалось. К концу дня в БПП заявили, что соберутся в 19:00, а в "Народном фронте" на час позже. После заседаний фракции должны были объявить списки министров и коалиционное соглашение.

Впрочем, ближе к вечеру депутаты от БПП отмечали, что предварительные договоренности между двумя фракциями, достигнутые утром, уже не действительны, а переговоры продолжаются. Нардеп от БПП Сергей Березенко, рассказывал журналистам о том, что голосование за нового премьера состоится во вторник, "если Гройсман согласится". "Если Гройсман согласится?!" переспрашивали журналисты, ведь такая формулировка не могли не удивлять после того, как о Гройсмане как о будущем премьере, было заявлено не один раз. Более того, на выходных в СМИ появилась статья Владимира Гройсмана, фактически, его правительственная программа, и вопрос премьерства казался решенным.

Перед заседанием фракции "Блока Петра Порошенко" депутаты раздавали комментарии довольно неохотно, а те, кто соглашался пообщаться, говорили сразу о нескольких кандидатурах на одно министерство. Или о нескольких возможных портфелях для одной кандидатуры. Во всем этом было довольно сложно разобраться. Например, Юлию Ковалив называли и претендентом на пост министра экономического развития, и на министра энергетики. А Геннадия Зубко и на главу Минрегионстроя и, опять-таки, на Минэнерго. Будущим министром энергетики называли также нардепа Игоря Насалика. Представителя президента в правительстве Александра Данилюка предлагали сразу на Минэкономразвития и Минфин. Впрочем, кого только возможным главой Минфина не называли. Как заметила одна журналистка: "Я сегодня в новости передала восемь возможных составов правительства". Казалось, что главной интригой остается, кто будет первым вице-премьером ... Но не тут то было.

Владимир Гройсман на заседание фракции не пришел, а остался на Банковой, где шли переговоры при участии президента и действующего пока премьера. В БПП приняли троих новых нардепов Юрия Бублика, Сергея Рудика и Андрея Немировского. Для того, чтобы создать коалицию, не хватило всего одного депутата. Но, как оказалось, это была наименьшая из проблем. Юрий Луценко вдруг сообщил депутатам о том, что Гройсман отказывается быть премьером, так как требует выполнения его условий, и переговоры с ним могут продолжаться до утра. Как оказалось, Владимир Гройсман видит себя в кресле премьера вполне самостоятельной фигурой и поэтому хочет иметь свою команду, в которой видит заместителя Винницкого городского совета Андрея Реву министром труда и социальной политики, руководителя секретариата председателя ВРУ Александра Саенко министром Кабинета министров, а первого заместителя министра регионального развития Владимира Кистиона главой этого ведомства. Депутаты рассказывают также, что Гройсман хотел бы видеть заместителя Министра экономического развития Максима Нефедова во главе Минэкономразвития.

"Он серьезный политик, ему 38 лет, он хочет иметь свою команду и чтобы ему дали работать, а не навязывали ему каких-то людей", объяснил позицию Гройсмана "Апострофу" один из народных депутатов от БПП.

Оказалось, что один Гройсман в правительстве всех вполне устраивал, но вот Гройсман со своей командой это уже другой вопрос. Кроме того, Гройсман не захотел, чтобы его первым замом в правительстве был замглавы АПУ Виталий Ковальчук, которого решили согласовать на эту должность вместо Бориса Ложкина. Фактически, это и стало главным камнем преткновения. "Они с Ковальчуком очень разные люди, это еще мягко говоря", пояснил один из депутатов от президентской фракции.

В результате заседание фракции БПП закончилось ничем. Юрий Луценко присоединился к переговорщикам на Банковой, а депутаты просто разошлись. Теперь БПП остается убедить еще одного нардепа вступить в их фракцию, чтобы число депутатов в коалиции достигло 226. Ранее рассматривался вариант, что в НФ может вернуться нардеп Вячеслав Константиновский, но договоренность об этом достигнута так и не была. "Они (БПП) захотели переформатирования правительства, вот пусть они эти вопросы и решают. Это было бы слишком, чтобы мы за свои похороны платили", описывает ситуацию один из "фронтовиков".

Для "Народного фронта" отказ Гройсмана от премьерства, как оказалось, стал настоящим шоком. "Фронтовики" рассчитывали на должность спикера и уже даже договорились с Гройсманом о семи министерствах для себя. Напомним, в действующем правительстве, кроме должности премьера, "Народный фронт" имеет еще четыре министерства.

"У нас продолжалось заседание фракции и вдруг мы стали получать смс. Мы были в шоке. Арсений Петрович сидит весь красный, прямо пятнами покрылся", рассказал "Апострофу" один из депутатов от "Народного фронта". Как оказалось, Яценюк принял для себя окончательное решение, и ни при каких условиях больше не хочет быть премьером, поэтому в случае отказа Гройсмана ничего, кроме досрочных парламентских выборов, не остается.

"Они три месяца мариновали ситуацию, говорили, что проблема в Яценюке. Они все развалили, а сами даже не смогли подумать на два шага вперед. Нужно думать перед тем, как что-то разваливать", жалуются в "Народном фронте". У "фронтовиков" на этот счет позиция однозначна: если в БПП так стремились к отставке Яценюка, то отказ Гройсмана возглавить правительство явно не проблема "Народного Фронта".

Однако отправить премьера в отставку может оказаться делом не из легких. В БПП уже есть более 20 депутатов, которые не соглашаются голосовать за постановление об отставке в том виде, в котором предлагает Яценюк. Премьер поставил условие, чтобы в постановлении, помимо вопроса о его отставке, значилось также, что парламент отменяет результаты голосования парламента о признании работы правительства неудовлетворительной. Во время заседания фракции БПП в понедельник вечером этот вопрос был поставлен на так называемое пробное голосование. В результате 10 нардепов воздержались, а 15 проголосовали против.

Что же касается министерств, которые отойдут к "фронтовикам", то в отличие от БПП, здесь ситуация более или менее понятна. "Апостроф" уже писал о том, что НФ в ходе переговоров потребовал больше министерств. Однако у БПП остаются должности вице-премьеров, которых может быть пять. Из этого списка министров НФ едва ли не самой неожиданной является кандидатура Остапа Семерака в качестве министра экологии. "Он был министром Кабинета Министров, следовательно, по факту способен возглавить любое министерство", убеждает "Апостроф" глава фракции НФ Максим Бурбак. Сам Бурбак говорит, что хотя и был министром инфраструктуры, снова идти в правительство не хочет.

Не хочет в правительство и Арсений Петрович Яценюк, для которого, судя по всему, эта страница уже закрыта. Выбор времени отставки Яценюка оказался для него очень удачным: рейтинг Президента идет вниз из-за офшорного скандала, а теперь еще добавятся распри в БПП относительно министерских портфелей. Премьер выторговал для себя больше министерств, чем имеет в действующем правительстве, и при этом вся ответственность за деятельность Кабмина ложится на плечи президента и его команды.

"Почему Яценюк заговорил о Конституции, судебной реформе и вступление в НАТО? Ему в трудовой книжке просто не хватает еще одной строчки", отметил "Апострофу" один из соратников Яценюка, говоря о президентских амбициях Арсения Петровича.

Как стало известно "Апострофу", поздно ночью на Банковой смогли убедить Владимира Гройсмана пойти в премьеры. Впрочем, а что ему оставалось? По соглашению с НФ кресло спикера отходит Парубию, и, следовательно, Гройсман остался бы вообще ни с чем.

Читайте также