RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

"Такие дела обречены": за что задержали крупных чиновников Минобороны

Чиновников Минобороны подозревают в растрате 149 миллионов гривен

Чиновников Минобороны подозревают в растрате 149 миллионов гривен Фото: nabu.gov.ua

Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) совместно со Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП) задержали двух высокопоставленных чиновников Министерства обороны по подозрению в растрате 149 миллионов гривен бюджетных средств при закупке топлива для ведомства. Еще двоим чиновникам обещают предъявить подозрения уже в ближайшее время. В чем суть дела и почему в Верховной Раде есть пессимизм насчет перспектив наказания его фигурантов, разбирался "Апостроф".

Задержанными по подозрению в растрате оказались заместитель министра обороны и директор Департамента государственных закупок и поставки материальных ресурсов Минобороны Украины. По имеющейся информации, это генерал-лейтенант Игорь Павловский и полковник Владимир Гулевич.

По версии следствия, в начале 2016 года министерство организовало открытые торги для закупки жидкого топлива, в результате которых был выбран победитель. 13 и 18 мая 2016 года между ним и Минобороны было заключено 14 договоров о поставках топлива на общую сумму свыше 1 миллиарда гривен.

"В течение июня-августа 2016 года при отсутствии каких-либо правовых оснований заказчик и поставщик заключили ряд дополнительных соглашений, согласно которым была безосновательно увеличена цена за единицу товара в среднем на 16% от начальной стоимости", - говорится в заявлении НАБУ.

Вследствие этого в пользу поставщика, как установило следствие, безосновательно и незаконно были перечислены бюджетные средства на общую сумму 149 млн 339 тыс. грн. Досудебное расследование по делу длится еще с сентября 2016 года.

Как сообщила "Апострофу" пресс-секретарь НАБУ Светлана Олифира, в среду, 11 октября, чиновникам из Минобороны были вручены подозрения в совершении преступлений по ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины ("Присвоение, растрата или завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением").

Судебное заседание по двум фигурантам планируется уже в четверг, 12 октября. Как рассказал глава САП Назар Холодницкий, им грозит от 8 до 12 лет заключения. Прокуратура будет просить об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей на 2 месяца с альтернативой внесения залога.

Ряд народных депутатов уже успели заявить, что в преступной схеме в Минобороны участвовала компания "Трейд Коммодити", которую связывают с близким окружением президента Петра Порошенко.

"За компанией "Трейд Коммодити", которая подозревается в причастности к коррупционной схеме, стоит Андрей Адамовский – партнер близкого друга президента Игоря Кононенко (замглавы фракции БПП, - "Апостроф") – Александра Грановского (народный депутат Украины, - "Апостроф"). Суть схемы заключалась в том, что в тендере на поставку топлива для техники специального назначения выиграла "Трейд Коммодити", предложившая наиболее экономически выгодную цену. А уже после тендера заказчик и поставщик заключили ряд дополнительных сделок, согласно которым внесли изменения в первоначальные договора и увеличили цену закупок на 16% от начальной цены", - написал в Facebook народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Мустафа Найем.

Заместитель министра обороны Игорь Павловский mil.gov.ua
1 / 1
Директор Департамента государственных закупок и поставки материальных ресурсов Минобороны Владимир Гулевич
1 / 1

Более жестко о задержании высказался коллега Найема из БПП Сергей Лещенко.

"Джедаи идут в атаку! Задержание и уголовное дело связаны с компанией "Трейд Коммодити", за которой стоит партнер и сосед Грановского по офису Адамовский. Конкретный удар под дых коррупционной гидре Порошенко-Кононенко", - написал он в соцсети.

Стоит отметить, что в СМИ уже появлялась информация о том, что в "Вестнике государственных закупок" есть данные о топливных контрактах Минобороны от 13 и 18 мая 2016 года именно с компанией "Трейд Коммодити" на сумму более одного миллиарда гривен. А на странице мониторингового портала публичных закупок DoZorro был опубликован тендер с перечнем сделок с договорами по поставкам топлива в Минобороны, в каждом из которых фигурирует "Трейд Коммодити".

Тендер с перечнем сделок с договорами по поставкам топлива в Министерство Обороны Фото: facebook.com/dozorro.org

Однако сам нардеп Александр Грановский в комментарии "УП" опроверг свою причастность к данной компании и сообщил, что готов помогать следствию в этом деле.

В профильном комитете Рады сложившуюся ситуацию комментируют неохотно. Секретарь комитета по вопросам национальной безопасности и обороны нардеп Иван Винник (БПП) сообщил, что плохо ознакомлен с сутью подозрения.

"Я плохо знаком с делом. Я понимаю, что у нас работают, и уважаю работу уполномоченных антикоррупционных органов, на что мы и обеспечили их соответствующими полномочиями. Но по сути подозрения, насколько оно обоснованно, я не смогу сказать. Я, во-первых, его не видел, А, во-вторых, даже если увижу, я все же позволю себе не комментировать, чтобы это не считалось давлением на правоохранительную систему", - ответил "Апострофу" депутат.

Также Винник заявил, что профильный комитет старается контролировать действия Минобороны. Однако депутатам сложно проконтролировать действия, касающиеся профильных договоров по ведомству.

"Мы приглашаем на заседания комитета представителей министерства, и они нам отчитываются в работе, которая ведется. Но когда подписываются дополнительные соглашения профильных договоров, прошедших через систему ProZorro, то это не является предметом, доступным для анализа нам, потому как мы не можем найти никаких публичных следов подписания договоров. Поэтому за этим следить довольно сложно", - уточнил нардеп.

Однако, по словам украинского волонтера Романа Доника, как такового контроля, который должен осуществляться по отношению к Минобороны в военное время, нет.

"Туда вроде как зашла общественность, которая должна была контролировать процессы. Но общественность, на самом деле, туда зашла с конкретными целями, чтобы трясти корочками. Безусловно, общественность должна контролировать, но это должны быть люди, которые действительно будут контролировать, а не те, кто под видом общественности туда приходят, чтобы зарабатывать", - сказал Доник "Апострофу".

Подозрения чиновникам из Минобороны были вручены по ч.5 ст.191 Уголовного кодекса Украини ("Присвоение, растрата имущества или завладение ним путем злоупотребления служебным положением") Фото: nabu.gov.ua

Пока никто из опрошенных "Апострофом" политиков не берется прогнозировать, чем закончится громкое дело. Но, по мнению главы антикоррупционного комитета ВРУ, депутата от "Самопомочи" Егора Соболева, все дела против высокопоставленных чиновников, включая и это, обречены в ныне действующих судах.

“В наших судах все дела против чиновников обречены, потому что руководство государства, которое контролирует Высший совет правосудия, посредством него контролирует судей, и, таким образом, возникает круговая порука. Судьи не могут судить людей, которые являются друзьями руководства государства, поскольку от руководства государства зависит благополучие самих судей. Также многие судьи сами замешаны в коррупционной системе, сами являются участниками круговой поруки в обмен на то, что им это прощает и сам Высший совет правосудия, контролируемый руководством страны. Эти судьи прощают руководству государства те дела, которые открывает САП вместе с НАБУ", - сказал Соболев “Апострофу“.

Депутат полагает, что ситуацию могло бы решить создание Антикоррупционного суда.

“Если в этом суде будут работать действительно достойные и независимые судьи, то это будет обязывать их выносить приговоры по таким делам. Не только в этом деле, но и по делам Мартыненко (экс-народный депутат Украины, фигурант расследования НАБУ, - “Апостроф“), Охендовского (глава ЦИК, фигурант расследования НАБУ, - “Апостроф“), Насирова (отстраненный от должности глава ГФС, фигурант расследования НАБУ, - “Апостроф“), Одесского припортового завода”, - считает политик.

Но, как ранее писал “Апостроф“, у президента не спешат с созданием Антикоррупционного суда.

Читайте также