RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Операция "Перевозчик": кто виноват в масштабных беспорядках в Броварах

Стрельба под Киевом - вопросы возникают и к полиции, и к властям

Стрельба под Киевом - вопросы возникают и к полиции, и к властям Фото: Апостроф / Коллаж

Утро пятницы, 29 мая, для жителей Броваров началось со стрельбы. На улицах города произошла перестрелка с участием около сотни человек, которые занимаются пассажирскими перевозками, три человека получили ранения. "Апостроф" разбирался, почему после карантина началась война перевозчиков и кто стал истинным виновником стрельбы.

Полиция против чиновников

Ситуация в Броварах на Торгмаше заставила вспомнить лихие 90-ые. Около сотни человек устроили стрельбу. Правоохранители задержали 10 человек, у которых изъяли значительное количество охотничьего и травматического огнестрельного оружия. Главным спикером по данной теме выступил министр внутренних дел Арсен Аваков, который в своем блоге "перевел стрелки" на местную власть, обвинив ее в происшедшем. "Перестрелка утром в Броварах – отголосок коррупции определения квот перевозчиков, привлечения банд в борьбе за маршруты перевозок. Исполнительные органы Киева и области обязаны – у вас… прогнило", - написал Аваков.

Правда, позднее, уже во время встречи с президентом Владимиром Зеленским, глава МВД оправдывался, объясняя, почему полиции не было на месте стрельбы, и как правоохранительные органы допустили подвоз "титушек", многие из которых, как оказалось, приехали в Бровары с оружием из Винницкой области. "Это была неожиданная ситуация… Квалифицировали, что это свозят обычных работников, водителей. Мы хотим закончить сейчас операцию, и у меня есть большие вопросы к броварской полиции", - достаточно сбивчиво сказал Аваков, отвечая на вопрос Зеленского относительно бездействия МВД.

В целом, резкий утренний "наезд" Авакова на власти Киевской области, хоть и имеет под собой обоснования, но ни коем образом не отменяет тот факт, что "прогнило" не только в столичном регионе, но и в системе правоохранительных органов. Ведь буквально пару дней назад в Киевской области – в Кагарлыке – произошла не менее шокирующая история, в результате которой были арестованы полицейские по подозрению в изнасиловании, пытках и избиении 26-летней женщины, которую вызвали в отделение полиции в качестве свидетеля.

Впрочем, об этой истории Аваков и Зеленский почему-то – во всяком случае публично – говорить не стали. По итогу министр в своем глазу бревна не увидел.

Прогнивший конкурс в обладминистрации

Стоит отметить, что разборки с использованием огнестрельного оружия в столичном регионе произошли после трех месяцев карантина, когда транспортные предприятия простаивали. Разрешение на выезд и начало работы получили только лицензированные перевозчики. И тут стоит сфокусироваться даже не на том, что на маршруты вышли люди, которые не захотели получать лицензии, а в самой процедуре конкурса.

Дело в том, что для допуска компании-перевозчика на маршруты необходимо выиграть конкурс, который регулярно проводит Киевская областная государственная администрация. Конкурс регулируется законодательством Украины и внутренними документами КОГА.

Основную законодательную базу предоставляет постановление Кабмина №1081 от декабря 2008 года, которым утвержден Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. Этот документ обозначает, кто и когда должен организовывать конкурс, основы формирования конкурсного комитета и критерии отбора. Схема отбора – абсолютно управляемая: общий список всех участников практически недоступен. Если на конкурс подался один перевозчик – он автоматически становится победителем. Если больше – проходит кастинг на "Лучшие условия", критерии которого необъективны и принимаются конкурсным комитетом на закрытом заседании с закрытым протоколом. Нередко два перевозчика договариваются о разделе маршрутов и тогда заседание комитета проходит в автоматическом режиме, без голосования.

"Чаще всего конкурсы проходят только на бумаге. Перевозчики, которые годами эксплуатируют маршруты на транспортных единицах низкого качества, вообще не соответствующих нормам, просто договариваются между собой. Этот маршрут – мне, а два менее прибыльных – тебе. И на условиях полной монополизации заходят без реального конкурса. Попытки привлечь отрасль к аудиту и прозрачным тендерам всегда заканчиваются звонком сверху", - рассказал в комментарии "Апострофу" сотрудник управления инфраструктуры КОГА.

Самые "жирные" маршруты – из городов-спутников в Киев, которые обеспечивают пассажиропоток до 400 тысяч людей в сутки. Именно за них и начинается основная борьба. На данный момент КОГА регулирует 512 маршрутов по всей области, из них 400 заезжают в столицу.

Показательно, что в открытом реестре судебных данных на данный момент 80 открытых производств с требованиями отменить результаты конкурсов именно по Киевской области от различных перевозчиков. Почти все они сформулированы как "признать противозаконным и отменить решение, принятое с нарушением норм законодательства".

Карантин не только отменил перевозки, он еще и перенес проведение конкурсов (согласно информации на сайте КОГА), поэтому даже при большом желании перевозчики не смогли бы легализировать свою работу.

Кто виноват на самом деле

"Ситуация с нелегальными перевозками в Киевской области зрела годами. Борюсь с этой проблемой с первых дней своей работы в КОГА. Уверен, что сегодняшний инцидент отобьет какие-либо отрицательные аргументы оппонентов построения прозрачной системы пассажирских перевозок в области. И правоохранители прекратят коррупционные схемы в этой области", - отметил и.о. руководителя КОГА Василий Володин.

Володин, к слову, занимал должность ответственного за управление инфраструктуры заместителя главы КОГА еще с декабря 2019 года, но видимо, полгода чиновнику не хватило для решения или хотя бы обращения внимания этой проблемы.

Мэр Броваров Игорь Сапожко также обвинил руководство КОГА.

"Считаю, что из-за отсутствия диалога между местными органами власти и областной администрацией, ситуация обострялась каждый день", - отметил Сапожко. Он разъяснил, что по решению конкурсной комиссии КОГА в Бровары на существующий маршрут зашла новая компания. По его словам, все междугородние маршруты утверждает Киевская обладминистрация. Он сообщил, что мэрия неоднократно обращалась к руководству области относительно утверждения нового маршрута, но все обращения были проигнорированы. По словам Сапожко, вместо того, чтобы решать вопрос, областная администрация создала и утвердила другой маршрут, который полностью дублирует уже действующий, это и могло привести к конфликтам между перевозчиками.

Впрочем, в этой истории вновь не обошлось без "полицейского" следа. "Одна из сторон конфликта сегодня в Броварах - транспортная компания ЧП "А.Т.Н.", активно заходит на рынок пассажирских перевозок в разных районах. Такими методами. Случай этот уже далеко не первый и, наверное, не последний", - сказал известный активист Роман Синицын, отметив, что данная компания якобы принадлежит Олегу Полищуку – зятю экс-замминистра внутренних дел Сергея Чеботаря, которого связывают с Арсеном Аваковым. "Еще до этого, Чеботарь - фигурант пленок о "рюкзаках Авакова", где он в собственном кабинете на Богомольца планирует и реализует преступную схему по хищению бюджетных средств в интересах сына Авакова", - отметил Синицын. Официальная позиция от МВД относительно данной информации на момент выхода материала отсутствовала.

"Вопрос коррупции при назначении победителей всех этих конкурсов должен был быть решен еще давно. Вместо прозрачных и адекватных тендеров власть решает то отменить маршрутки, то закрывает глаза на это вообще. И такая ситуация по всей стране", - отметил в комментарии "Апострофу" экс-председатель Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте Валерий Черненко.

Вопрос передела рынка с маршрутками касается не только правоохранителей и органов власти, но и требует глобального пересмотра законодательной базы. Знают ли жители Киевской области, заходя в "убитую" маршрутку, что она "отвечает экологическим требованиям"? Знает ли водитель маршрутки, что по правилам он должен получить лицензию и установить систему GPS? Вряд ли…

Читайте также