Отношения Офиса президента Украины с Кремлем обострились. Владимир Зеленский прямым текстом говорит об оккупации Крыма и российской агрессии на Донбассе, настаивая на создании международной платформы по освобождению полуострова. Кремлевскую верхушку, в свою очередь, раздражает нежелание Офиса Зеленского давать воду в Крым и проводить выборы в ОРДЛО на условиях оккупантов. Москва не способна справиться с катастрофой на полуострове, которую сама же и спровоцировала, но публично просить о помощи не станет. "Апостроф" выяснял причины нынешнего дипломатического противостояния, а также проанализировал возможности, которые "крымская засуха" открывает перед украинской властью.
Невыученные уроки войны
Президент Украины Владимир Зеленский выступил на торжественном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по случаю 75-й годовщины ООН. В своей речи он напомнил, что Украина является одним из государств-основателей организации, а также в очередной раз обратил внимание на аннексию Крыма и кремлевскую агрессию на Донбассе.
"Сегодня мы вспоминаем о судьбоносной конференции в Сан-Франциско. Тогда тяжелое и нестабильное послевоенное время объединило государства-учредителей, побуждая их отбросить противоречия, чтобы построить лучший мир. Мир мира, уважения, верховенства международного права, прав человека и правды", – заявил Владимир Зеленский.
Он добавил, что и сегодня мир полон конфликтов, агрессии, диктатуры и нарушений прав человека. "75 лет назад основания ООН стало символом того, что человечество должно было усвоить трагический урок Второй мировой войны. Но оккупация Крыма и военная российская агрессия на Донбассе свидетельствуют о том, что этот урок не усвоили. Я хотел бы напомнить, что это не только война в Украине. Это война в Европе. И это не просто посягательство на суверенитет независимого государства, это похоже на попытку вернуться к разделению сфер влияния в мире", – сказал глава государства.
Далее, выступая на дебатах Генассамблеи, президент категорично обвинил РФ в нарушении украинского суверенитета и в злоупотреблении правом вето на заседаниях Совбеза ООН. По его мнению, Объединенным нациям необходимо совершенствовать механизмы коллективной безопасности, а также ускорить процесс освобождения аннексированного Крыма. Одним из способов глава государства видит создание международной Крымской платформы.
"Хочу пригласить наших друзей к участию в создании международной Крымской платформы с целью совместных действий для защиты прав крымчан и деоккупации полуострова", – заявил Владимир Зеленский.
Ему далеко не в первый раз приходится напоминать с высоких трибун о том, что агрессия Кремля против Украины – это не только проблема Киева. Одно из категоричных заявлений прозвучало на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале текущего года, когда Владимир Зеленский фактически упрекнул Запад в поспешном "успокоении" по поводу Крыма и Донбасса. "Я хочу обратить ваше внимание, что не совсем корректно говорить "война в Украине". Это – война в Европе. И она вместе с аннексией Крыма уже длится столько же, как и Вторая мировая война – представьте себе", – заявил тогда глава государства.
Российские оккупационные войска в Крыму
На этот раз дополнительным поводом для жестких высказываний стало фактическое блокирование россиянами прогресса в переговорах в Минске.
"С одной стороны, тональность выступления зависит, как бы парадоксально не звучало, от президентских спичрайтеров. С другой стороны, на риторику президента повлияло последнее обострение отношений с Беларусью и Кремлем. Переговорный трек в Минском процессе и в рамках "Нормандского формата" оказался в глухом тупике. Последняя встреча советников глав государств была провальной - ни о чем так и не договорились. Нынешняя риторика Владимира Зеленского может указывать на его раздражение от безрезультатности переговоров, прогресс в которых сейчас особенно необходим власти", – отметил в беседе с "Апострофом" руководитель Украинского института политики Руслан Бортник.
Крымская катастрофа и выборы
Выступлению украинского президента на Генассамблее ООН предшествовала перепалка между Владимиром Зеленским и руководством российского МИД. Находясь с недавним визитом в Австрии, он сообщил, что лидеры государств "Нормандской четверки" подтвердили готовность к предстоящей встрече. Российский МИД устами замминистра Андрея Руденко заявил, что слова Владимира Зеленского – якобы ложь. "Я скажу, что это неправда. И на переговорах советников и политсоветников в Берлине в прошлую пятницу Дмитрий Николаевич Козак четко сказал, что оснований для проведения нового саммита пока нет", — сказал Руденко в комментарии московским журналистам.
Фактически российские власти обвинили Владимира Зеленского во вранье, что, с дипломатической точки зрения, оскорбительно. Россияне начали открыто хамить по двум причинам. Их раздражает, что Киев не выполнил фактическое требование Кремля изменить проставление Верховной Рады о местных выборах, и не позволил организовать голосование на территории ОРДЛО без вывода оккупантов.
Вторая претензия, которую кремлевские эмиссары озвучивают исключительно кулуарно, заключается в снятии водной блокады с Крыма. Ситуация на полуострове обостряется буквально с каждым днем. Из-за засухи жесткие ограничения ввели сначала в Симферополе, Бахчисарае и ближайших населенных пунктах. Кроме этого нехватка воды наблюдается в регионах Восточного Крыма и на Южнобережье. Прежде всего, в Алуште, Партените и Малом маяке. Из последних сообщений оккупантов – практически без воды остались еще 29 населенных пунктов. Как отмечают, в том числе, и украинские эксперты, ситуация с водой в регионе будет усугубляться и дальше.
В то же время, как признают наблюдатели, Кремль, невзирая на показное нежелание встречаться в рамках "Нормандского формата", заинтересован в проведении саммита. В том числе, для обсуждения ситуации на оккупированном полуострове.
"Россиянам встреча в "Нормандском формате" нужна, как и Владимиру Зеленскому. Во-первых, Кремлю необходимо обсудить с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном не только Украину, но и другие вопросы, связанные с заморозкой "Северного потока-2", отравлением Алексея Навального. Личный контакт тут очень желателен. Во-вторых, с Зеленским нужно поговорить, в том числе, и по воде для Крыма, который страдает от засухи на грани катастрофы. Но в публичном дискурсе россиян тема полуострова звучать не будет", – пояснил в разговоре с "Апострофом" политический эксперт, глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Высохший пруд в селе Залесное Бахчисарайского района,сентябрь 2020 года
Президент РФ Владимир Путин вряд ли станет публично обсуждать с Владимиром Зеленским водный вопрос. Российское руководство с момента оккупации полуострова постоянно заявляет, что тема Крыма якобы "закрыта" и впредь обсуждаться не будет. Открыто попросить у Киева воду – означает для Кремля расписаться в собственной несостоятельности, лишний раз подчеркнув, что россияне сами довели полуостров до катастрофы.
Окно возможностей
Россия в Крыму сама себя приперла к стенке. Соответственно, перед Киевом открылось окно возможностей, предполагающее два сценария поведения: условно мягкий и второй – более жесткий. Первый вариант – апеллировать к международному сообществу, постоянно напоминать, что Россия сама создала проблему с водой, заполнив Крым войсками и "колонистами", но при этом оставлять себе пространство для маневра.
"Киев пытается использовать водный фактор для давления на Москву, но не ведет политических торгов. Условно говоря, если бы украинская власть вела торги, то руководство страны могло бы заявить россиянам: да, вы отвечаете за территорию, это ваши проблемы, но мы согласны поставлять воду при определенных условиях. Например, при условии восстановлении работы на полуострове украинских СМИ, доступа украинских и международных правозащитных и гуманитарных миссий для мониторинга ситуации с правами человека. Такого диалога со стороны нет. Киев перекрывает воду, рассчитывая, что Россия оттуда просто уйдет, но это работает только на озлобление рядовых крымчан", – говорит Руслан Бортник.
У такого подхода есть недостатки. Часть западного истеблишмента (особенно европейского) может расценить подобные действия, как готовность Киева "торговать" Крымом в целом.
"Пока что водная блокада стала самым эффективным невоенным средством давления на оккупанта. Нет никакой нужды направлять в Крым мониторинговые миссии, чтобы на месте выяснять, какова ситуация с водой. Все это – российская линия. Есть многолетняя статистика по естественному водному стоку на полуострове. Эту воду необходимо более эффективно использовать, а для этого нужны деньги. Россия готова тратиться на войну и агрессию, но не на социальные нужды", – заявил в беседе с "Апострофом" бывший народный депутат от Крыма, глава организации "Сила права" Андрей Сенченко.
Соответственно, вырисовывается второй – более жесткий – вариант. Офис президента и украинская дипломатия совместно с западными партнерами инициирует ряд резолюций (в рамках ООН и ПАСЕ), осуждающих милитаризацию Крыма, искусственное изменение демографической ситуации на полуострове, а также критикующих неспособность России, как государства-оккупанта, обеспечить крымчан водой.
В логику такого подхода также укладывается нынешнее жесткое требование Владимира Зеленского создать международную площадку по Крыму, усмирив геополитические аппетиты Кремля. С точки зрения международного права, Киев не обязан поставлять воду на полуостров. Ответственность за водную катастрофу лежит всецело на РФ. Но в случае реализации именно такого сценария, Офис президента должен быть готов к тому, что россияне всерьез заморозят Минский процесс, угрожая очередными эскалациями на Донбассе.