RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Политика

В огород Порошенко: зачем Зеленский переходит на "правый" фланг

На Банковой демонстрируют смену политического курса: на чем строится расчет

На Банковой демонстрируют смену политического курса: на чем строится расчет Владимир Зеленский Фото: president.gov.ua

Офис президента Владимира Зеленского, атакуя медиа-ресурсы кума российского президента Виктора Медведчука, явно смещается на право-центристские идеологические позиции. Тем самым Банковая наступает на интересы Петра Порошенко, необоснованно считающего патриотическое поле всецело своим. Каковы шансы Владимира Зеленского закрепить за собой электорат экспрезидента и с какими рисками сопряжен подобный "идеологический кульбит", читайте в материале "Апострофа".

Прозападный курс

Офис президента сделал серьезный крен в сторону электората центральных и западных областей. Если политическая война с Виктором Медведчуком продолжится, то на юго-востоке с Владимиром Зеленским останутся только избиратели, искренне поддержавшие его в первом туре.

Недавние заявления Владимира Зеленского о членстве Украины в НАТО при содействии США также нацелены на патриотический электорат. Президент публично демонстрирует, что не только не отказывается от евро-атлантического курса, но и пытается его форсировать при содействии Вашингтона.

"Владимир Зеленский перехватывает повестку Петра Порошенко, но с некоторыми отличиями. Если у экс-президента право-консервативная позиция, то у действующего главы государства – право-центристская с либертарианским уклоном. Владимир Зеленский расширяет электоральный центр, заходя на позиции, на которые могут метить не только Петр Порошенко, но также Владимир Гройсман и Виталий Кличко. Пока сложно сказать, будет ли это долгосрочный (для президента Зеленского – "Апостроф") тренд, но логика политического процесса вынуждает Банковую смещаться в правую сторону", - отметил в комментарии "Апострофу" глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Последние социологические исследования показывают, что Владимир Зеленский во втором туре президентских выборов обходит лидера "Европейской солидарности" Петра Порошенко и потенциального кандидата от ОПЗЖ Юрия Бойко. По данным социологической группы "Рейтинг", Владимир Зеленский выигрывает у Петра Порошенко с результатом 56% против 44%, а у Юрия Бойко - с результатом 60% против 40%.

В случае гипотетического выхода во второй тур Петра Порошенко и претендента от ОПЗЖ, Юрий Бойко побеждает с минимальным отрывом: 51% против 49%. Объясняется это огромным антирейтингом экс-президента, ведь традиционно, тот, кто контролирует центральные и западные области, имеет больше шансов на выигрыш. Жители центральных и западных регионов более активны в политическом плане и многие важные изменения в стране происходят именно при их поддержке. Юго-восток на этом фоне выглядит более апатичным и фрагментированным. Кстати, именно по этой причине в 2014 году Москве пришлось использовать грубую силу, имитируя "народное восстание" в Крыму и на Донбассе.

Скорей всего, Банковая учитывала эти факторы, планируя санкционную атаку на близкого соратника Медведчука нардепа от ОПЗЖ Тараса Козака, которому формально принадлежат опальные телеканалы "112", "NewsOne" и "ZIK".

Токсичность Порошенко

У Владимира Зеленского есть шанс закрепиться на правом фланге ввиду нескольких факторов. Самый важный из них – далеко не все тут поддерживают Петра Порошенко.

После его провала на президентских выборах, прозападная интеллигенция и политические наблюдатели в частных беседах говорили о том, что пятый президент, пытаясь приватизировать патриотический фланг, действует только во вред. Колоссальный антирейтинг ставит крест на серьезном политическом будущем. При этом Петр Порошенко и подконтрольная ему медийная машина осознанно топят альтернативные прозападные проекты.

Вслух такое не произносили, дабы не навлечь на себя гнев сетевых "порохоботов", штурмовые отряды которых плотно расквартированы в Facebook. Первым рискнул открыто высказаться бывший кремлевский узник, режиссер Олег Сенцов. Он заявил, что пятому президенту пора на политическую пенсию, сравнив его сторонников с сектантами.

"У него (Петра Порошенко - "Апостроф") большой негативный рейтинг. Он тянет за собой всю партию и отталкивает других. Если ты не поддерживаешь Порошенко, ты – враг. Это риторика "Европейской солидарности". Получается не партия, не открытое движение, а какая-то секта", - сказал режиссер. По его словам, Порошенко позиционирует себя лидером проукраинских сил, но его антирейтинг в 70% мешает консолидировать электорат.

По большему счету, Олег Сенцов лишь озвучил то, о чем непублично говорят многие: политический капитал Порошенко держится лишь на относительно небольшом количестве сторонников, готовых простить своему кумиру что угодно. В том числе и то, что политический и бизнесовый ренессанс Виктора Медведчука произошел при Петре Порошенко и с его, как минимум, молчаливого согласия.

Олец СенцовФото: Апостроф / Александр Гончаров

"Петр Порошенко не может "приватизировать" патриотический электорат. У нас нужно смотреть не столько на рейтинги, сколько на уровень недоверия. В этом смысле пятый президент и его близкое окружение находятся в лидерах политических антипатий. Если по Петру Порошенко со стороны власти начнутся жесткие действия, то две трети страны будут аплодировать. И это электоральное поле мгновенно будет расчищено. Тем более, что со стороны прозападной публики есть запрос на адекватную правую политическую силу", - говорит "Апострофу" политический аналитик Александр Кочетков.

Шансы на успех

Дабы закрепиться на право-центристском фланге команде Владимира Зеленского необходимо будет решить несколько сложных задач. В первую очередь следует довести историю с ОПЗЖ и санкциям против Тараса Козака до логического финала. Необходимо продемонстрировать обществу и зарубежным партнерам реальные результаты уголовного дела, которое сейчас ведет СБУ по Козаку и партнерам. Об этом деле на днях говорил секретарь СНБО Алексей Данилов, анонсируя новые санкции против пророссийских политиков.

Если Банковая и правоохранительные органы не обнародуют серьезные доказательства возможных бизнес-связей верхушки ОПЗЖ с ОРДЛО, то это откроет существенные возможности активной контригры со стороны Виктора Медведчука и компании. Они начнут уничтожать Офис президента электорально при существенной медийной поддержке со стороны кремлевских пропагандистов. Даже без трех заблокированных телеканалов они имеют немалые возможности: в юго-восточных регионах хватает людей, которые до сих пор смотрят кремлевский "ящик".

Также Банковой придется более жестко артикулировать свою позицию по Минским соглашениям (требование пересмотра отдельных пунктов) и по политическим провокациям боевиков в ОРДЛО. Недавний оккупационный "форум" в Донецке, как минимум, позволяет Офису президента требовать от ЕС ужесточения санкций в отношении РФ. Недавнее заявление главы украинской делегации в ТКГ Леонида Кравчука о том, что украинские военные должны стрелять в ответ на силовые провокации, также стоит воспринимать как признак ужесточения позиции.

Владимиру Зеленскому важно закрепиться в центральных регионах. Тут "голой" идеологией не обойтись, и необходимо показывать достижения в других сферах. Прежде всего в экономике, где наиболее болезненная тема – тарифы. Пока власть делает первые шаги, чтобы не допустить роста стоимости отопления и горячей воды. От решения этих вопросов зависит и сохранение базового ядра у Зеленского на юго-востоке, где значительное число людей предпочитают идеологии вполне земные вещи – субсидии и низкие тарифы.

Главные риски - внутри себя

Корректировка курса открывает перед Владимиром Зеленским окно политических возможностей, но "идеологический кульбит" - весьма рискованный проект. Угрозы исходят не только со стороны Петра Порошенко и Виктора Медведчука, но и со стороны самой президентской партии "Слуга народа".

Партия Владимира Зеленского и парламентская мега-фракция "слуг" представляет собой лоскутное одеяло. Ранее это приводило к скандалам и бардаку на уровне региональных парторганизаций. В "Слуге народа" оказались политики с диаметрально противоположными взглядами: к примеру, Никита Потураев представляет прозападное крыло партии, а вот "любитель СССР" Максим Бужанский ориентирован на избирателей юго-востока.

"Противостояние Банковой с ОПЗЖ обострит внутренние конфликты в "Слуге народа". Далеко не все в партии поддерживают решение СНБО и Зеленского по санкциям. Часть нардепов от СН были частыми гостями на эфирах этих телеканалов. Фрагментация фракции в парламенте продолжится. Формально она не развалится, но собирать голоса под нужные решения Банковой станет еще труднее", - говорит эксперт Украинского института политики Кирилл Молчанов.

Депутаты "Слуги народа"Фото: Апостроф / Александр Гончаров

"Допустим, части "слуг" не нравится ситуация вокруг ОПЗЖ и телеканалов. И что дальше? Выходить из фракции? Суть фракционной дисциплины в том и состоит, что, невзирая на персональные предпочтения, нужно соблюдать партийные решения. Если совсем уж невмоготу, то нужно выходить из фракции. В данном случае это будет выход в никуда. Либо ожидать другого маневра партии в надежде, что нынешняя ситуация с санкциями – сугубо конъюнктурное решение. Если речь идет о долгосрочном тренде, то таким депутатам придется меняться, соотносить свои личные убеждения с политическими реалиями. Политикам приходится меняться, и это нормально", - добавил Вадим Карасев.

Внешние факторы

Правый крен Банковой будет критически воспринят в Кремле, где вновь зазвучали невнятные рассуждения о несуществующем "русском мире" в Украине. Москва не оставит без ответа "репрессии" против партии Виктора Медведчука. Судя по кремлевской риторике, россияне намерены дать политический ответ, попутно выискивая возможности для силового шантажа.

В такой ситуации Офису президента не обойтись без содействия со стороны Вашингтона. В окружении Петра Порошенко это понимают, и пытаются испортить отношения Банковой с Белым домом. "Европейская солидарность" вместе с адвокатами Петра Порошенко отрабатывают месседж о том, что Офис президента Зеленского потакает кремлевской агентуре, действуя против национальных интересов США.

Сближение Владимира Зеленского с Джо Байденом весьма невыгодно не только Петру Порошенко, но и бывшим союзникам "Зе-команды": экс-премьеру Алексею Гончаруку, бывшему генпрокурору Руслану Рябошапке и бывшему секретарю СНБО Александру Данилюку.

Как отмечают эксперты, Вашингтон намерен провести негласный кастинг среди претендентов на "должность" лидера прозападных сил. Шансов у Петра Порошенко немного, ввиду его провалов с "пленками Деркача", а также активного сотрудничества двух его генпрокуроров – Виктора Шокина и Юрия Луценко - с администрацией Трампа, но он будет пытаться. Его недавний пошаговый план членства Украины в НАТО – попытка перехватить инициативу в этом вопросе у Офиса президента. Задача минимум – показать прозападному электорату, что только Петр Порошенко заинтересован в интеграции Украины в Североатлантический альянс.

Если для Владимира Зеленского переход на правый фланг является долгосрочным решением, то Банковой крайне важно продемонстрировать ряд внешнеполитических достижений. Прежде всего, в вопросе оккупированных территорий. Эффективное проведение саммита "Крымской платформы", к примеру, может стать таким достижением. В таком случае у Владимира Зеленского получится то, что в свое время не удалось Петру Порошенко – создать международную площадку по оккупированном Крыму. Правда, многое тут будет зависеть от того, удастся ли команде Зеленского уговорить западных партнеров выставить для участия в "Крымской платформе" топовое представительство. Иначе это может, наоборот, нанести болезненный удар по имиджу Зеленского, чем обязательно воспользуются его враги – как "справа", так и "слева".

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин