RU  UA  EN

суббота, 18 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.10
НБУ:USD  42.05
Политика

Бучанская резня: хватит ли Европе смелости наказать российского фюрера

Деньги и благосостояние - ключевые факторы, на которые ориентируются европейские политики

Деньги и благосостояние - ключевые факторы, на которые ориентируются европейские политики Фото:

Накануне ВСУ полностью освободили север Киевской области от российских захватчиков, удерживавших эти земли под оккупацией более месяца. Власти освобожденных от российских войск пригородов Киева и сел и городков северной Киевщины сообщают о сотнях убитых оккупантами мирных жителей, тела расстрелянных людей лежат прямо посреди улиц. Часто у них связаны за спиной руки, в некоторых населенных пунктах убитых бросали в братские могилы, где обнаружены сотни тел. Найдены также тела изнасилованных женщин. Как Украина совместно с партнерами должна наказать рашистов за геноцид, решится ли Запад на более серьезную поддержку Киева в войне – читайте в материале "Апострофа".

Не Сребреница и не Вуковар

Ситуация в Буче, Харькове, Мариуполе, Чернигове и других наших городах доказывают, что цель рашистов – уничтожение украинцев безотносительно к тому, как эти люди относятся к "великой русской культуре", на каком языке они говорят. Они ненавидят нас за то, что мы просто существуем. Речь не идет об обычной войне, которую можно измерять военными критериями. Каждый украинский город, каждое украинское село может стать Харьковом или Мариуполем или Бучей.

О масштабах беспредела оккупантов говорят показания очевидцев. Так, 14-летний Юрий, житель Бучи, рассказал, что ехал с отцом на велосипеде, когда встретил российского военного. "Мы остановились, подняли руки, сказали, что у нас нет оружия. Но солдат выстрелил в отца. Он упал. Дальше военный начал стрелять в меня, две пули попали в руку. Я упал на землю. Солдат еще выстрелил в капюшон, но пуля не задела голову", - рассказывает мальчик. Несколько минут ребенок пролежал на земле, а когда русский военный ушел, парень побежал в ближайший приют, где ему оказали первую медицинскую помощь. Отца убили, ему было 47 лет.

Еще одна жительница Бучи рассказала, что в ее квартире двое российских солдат, чеченец и белорус по национальности, устроили дозорный пункт. Ее мужа в течение 4 дней пытали и избивали. Очевидцы также рассказывают, что россияне собрали ребят из бучанской терробороны, положили лицом вниз, связали руки и всех расстреляли.

Российские нацисты расстреляли практически всю охрану местной компании, вламывались в подвалы местных, в которых те скрывались и издевались над ними. Труппы все еще лежат на улицах Бучи. Сотрудники ГСЧС еще не успели их убрать, поскольку заняты аналогичной работой в Ирпене.

Кстати, в Ирпене улицы тоже усеяны трупами. Свидетельства о зверствах русских солдат, в частности "кадыровцев", поступают из других городков Киевской области - Макарова, Гостомеля, сел Броварского района, Мотыжина и т.д.

Сейчас зверства оккупантов начали приравнивать к геноциду в Сребренице, и вообще проводить параллели между тем, что происходило во время войны на Балканах в конце прошлого века, однако отождествлять опыт бывшей Югославии и называть Бучу "новой Сребреницей" некорректно, говорит "Апострофу" аналитик фонда "Вернись живым" Мария Кучеренко, ведь у нас разная природа войн.

"У нас нет внутриукраинского межнационального или межконфессионального конфликта, а на Балканах произошел распад авторитарного государства, несколько составляющих которого воевали между собой по этническому признаку. То есть в нашем случае речь идет об агрессии ядерного государства против страны с давно признанными миром границами – с Крымом, Севастополем, Донецком, Луганском", - говорит эксперт.

Она считает, что цифры жертв гражданского населения в Украине могут превышать количество жертв в бывшей Югославии, ведь по информации представителей Минобороны в одной только Буче погибло больше людей, чем было убито сербами хорватов в Вуковаре. А рядом находятся еще Ирпень, Ворзель, Бородянка.

Между тем, можно только догадываться, сколько жертв в Мариуполе и других городах востока, против которых Россия продолжает агрессию. Трудно будет установить, сколько людей погибло в Донецке за 8 лет, ведь чем больше времени проходит, тем сложнее найти и идентифицировать останки тел, говорит Кучеренко.

По словам эксперта, зверства рашистов в Киевской области – наш очень серьезный аргумент для цивилизованного мира не только в том, что касается предоставления оружия или закрытия неба, но и для честного, откровенного и жесткого диалога с миром относительно того, какие уроки Сребреницы и Вуковара он выучил. Правда, кажется, что Запад эти уроки не усвоил, ведь в конце боснийской войны небо над Боснией было закрыто, а наше - нет, и вряд ли это произойдет в ближайшее время.

"В нашем диалоге с государствами Западных Балкан мы должны апеллировать к тому, что мы не сравниваем войны и не меряемся страданиями, но и здесь, и там убивали гражданских, а мир не извлек из этого никаких уроков. Кстати, эти государства тоже затронула российская агрессия: вспомним беспилотник в Хорватии, попытку переворота в Черногории, где сейчас активная росагентура, эти страны уже в НАТО и должны быть нашим крупнейшими адвокатами Украины по предоставлению оружия. Потому как если не остановить Россию тут - Балканы следующие, это факт: мы уже слышали открытые угрозы российского посла в Боснии Ивана Калабухова, и это не риторические упражнения. Здесь нужно вспомнить слова узников нацистских концлагерей: верьте тем, кто говорит, что хочет убить вас - они не шутят", - отмечает Кучеренко.

По мнению политолога Алексея Голобуцкого, то, что мы увидели в Буче - это поворотный момент в войне.

"Не верю, что массовые убийства и мародерства в Киевской области были неорганизованными, потому что все-таки в росармии есть иерархия, и если мобилки и деньги мародеры могли воровать без одобрения командиров, то тянуть технику, мебель и ковры без разрешения сверху рашисты точно не могли. Был приказ и об убийстве гражданских - ведь десятки погибших еще можно объяснить, но счет уже идет на сотни людей, у которых, к примеру, связаны руки. Это не могла быть разовая акция, обусловленная страхом оккупантов", - говорит эксперт.

Вместе с тем политический эксперт Виктор Небоженко напоминает, что более 20 лет путинская пропаганда тратила огромные средства на подкуп СМИ и политиков в Европе, и сейчас заставить этих людей поменять их точку зрения на Россию сложно, однако преступление есть преступление, и нужно позаботиться о том , чтобы он был наказан.

Новый Нюрнберг?

По мнению Марии Кучеренко, надо инициировать отдельный трибунал по делам российско-украинской войны, ведь уже сейчас мы видим: количество преступлений заслуживает создания отдельного органа. Об этом уже говорили британские чиновники. В частности, бывший премьер-министр Джон Мейджор отметил, что Россия в Совбезе ООН будет очень усложнять все процессы, касающиеся расследования преступлений России и ее наказания. Собственно, Россия уже заявила о созыве СБ ООН по "провокации" в Буче, пытаясь каким-то образом выкрутить ситуацию в свою пользу.

Алексей Голобуцкий обращает внимание на то, что для европейцев возникает морально-нравственный вопрос, ведь они постоянно говорят о ценностях, вспоминают о Второй мировой и ее преступлениях.

Народный депутат, председатель Комитета по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко считает то, что поступили рашисты в киевских пригородах, целенаправленной политикой геноцида.

"Я – юрист-международник и считаю, что это не только военные преступления, нарушения Женевской конвенции и преступления против человечности, это целенаправленная геноцидная политика России. Конечно, Запад должен реагировать остро и быстро", - говорит Мережко.

По его словам, есть несколько вариантов, как реализовать наказание за преступления рашистов. Да, существует модель, согласно которой заниматься этим будет Международный уголовный суд в соответствии с Римским уставом, ведь он имеет юрисдикцию в отношении 4 видов преступлений: военных, преступлений агрессии, геноцида и преступлений против человечности. Другая модель – создание отдельного специального органа, вроде Трибунала для расследования преступлений во время войны в бывшей Югославии.

"Я склоняюсь к новому Нюрнбергу, предлагал в свое время делать его в том же здании, где заседал трибунал после Второй мировой – это было бы символично. Но есть политические вопросы, ведь создать новый трибунал ad hoc с чистого листа – сложнее, чем воспользоваться возможностями существующего МКС. Он уже начал расследование, ведет их, но этот суд имеет юрисдикцию только в отношении физлиц, а надо говорить, как это было в Нюрнберге, об ответственности государства в целом и его организаций и партий. То есть должны говорить и об ответственности роспартий, ФСБ и других причастных организаций – подходить к обвинению более широко с точки зрения субъектов ответственности", - говорит нардеп "Апострофу", обращая внимание на то, что нельзя допустить, чтобы мир привык к этой войне, а политики начали о ней постепенно" забывать".

Эмбарго и оружие

Сейчас очень важно ставить вопрос о полной изоляции России и предоставлении нам оружия, ведь одних только санкций мало. Однако главным ударом по Москве должно стать энергетическое эмбарго, которое лишит ее почти половины доходов. Глава МИД Дмитрий Кулеба уже требует от стран G7 ввести против РФ жесткие санкции, в частности ввести эмбарго на российские нефть и газ и отключить все банки от SWIFT, президент Владимир Зеленский резонно спросил западных политиков, что должно произойти, чтобы те наконец-то приняли нужные нам решения - ядерная (химическая, биологическая) атака, которой так боятся в НАТО?

Европейские политики начали реагировать на свидетельствах ужасающих преступлений, но пока это выглядит не слишком убедительно.

Так, президент Евросоюза Шарль Мишель запустил хештег "Бучанская резня". Он анонсировал новые санкции против РФ, а также пообещал поддержку со стороны Евросоюза в расследовании военных преступлений, совершенных армией оккупанта на территории Киевской области. Об этом он написал в Twitter.

"Шокирован ужасающими фотографиями зверств, совершенных российской армией в освобожденной Киевской области #BuchaMassacre. ЕС помогает Украине и неправительственным организациям собрать необходимые доказательства для исков в международных судах. Дальнейшие санкции и поддержка ЕС на подходе. Слава Украине!", - написал он.

Однако пока не похоже, что европейские политики способны на изоляцию России, поставку Украине тяжелого оружия и установление эмбарго на российские углеводороды. Приведем всего несколько ярких высказываний.

Так, министр финансов Германии Кристиан Линднер высказался против эмбарго в рамках санкционной политики ЕС за вторжение в Украину. На вопрос журналистов, почему Германия продолжает финансировать кампанию разжигателя войны Путина в Украине за счет импорта газа и нефти, министр ответил: "Все варианты на столе. Санкции уже беспрецедентны. Но они должны ударить по режиму Путина и не поставить под угрозу стабильность Германии" . Министр заявил, что "война в Украине делает всех нас беднее, например, потому что мы должны платить больше за импортные энергоносители".

Здесь, наверное, стоит напомнить читателю: посол Украины в Германии Андрей Мельник рассказал, что после нападения России на Украину Линднер заявил ему в Берлине, что Украине осталось "всего несколько часов", поэтому выступил против поставок оружия Киеву и отключения РФ от SWIFT.

Не менее циничным оказался и министр экономики и вице-канцлер Германии Роберт Габек, заявивший, что его страна не может оказывать большую помощь, о которой просит Украина – очевидно, речь идет об отказе поставлять Украине 100 БМП Marder.

По словам Габека, большая поддержка в борьбе с Россией может оказаться опасной. Об этом он сказал в интервью Rheinische Post.

"Во всем, что мы делаем, мы очень осторожны. Чтобы не предпринять необдуманные шаги, которые могут сделать Германию мишенью для России", - отметил он. Вице-канцлер подчеркнул, что в политике нет безупречной позиции по отношению к морали. Однако все шаги – производные из соображений о предотвращении "большого зла".

Не удивил и министр экономики Словакии Рихард Сулик, готовый согласиться с требованием РФ оплачивать газ в рублях, поскольку "снабжение топлива не должно прекращаться".

"Поставку газа нельзя остановить. Поэтому я и говорю, хотя это, возможно, для некоторых слишком прагматичная позиция. Если есть условие платить (за газ из РФ) рублем, то платим рублем", – сказал министр. Он сказал, что импорт из РФ составляет 85% всех закупок газа в Словакии. По словам министра, Братислава поддерживает диверсификацию поставок, но для этого нужно несколько лет.

По мнению Алексея Голобуцкого, эмбарго на углеводороды должно быть общественно-политическим решением, то есть общества стран Запада должны смириться с тем, что будут жить хуже, по крайней мере, несколько лет.

"Власть на Западе зависит от избирателей – например, Орбан делает на благосостоянии избирателей акцент. Думаю, часть популистов уже готова на нужные решения, а часть еще нет, и Буча их к этому подтолкнет. Ведь если они не хотят повторения произошедшего у нас у себя, надо идти на большие жертвы, и это уже на такая абстракция для них, как закрытое небо", - считает эксперт.

С ним не соглашается Виктор Небоженко, выражающий скепсис по поводу эмбарго на российские нефть и газ.

"Не думаю, что энергетическое эмбарго будет введено ЕС. Не потому, что они боятся Россию. Мы должны смотреть правде в глаза: они не считают Украину Европой. Если Европа согласится с тем, что Россия совершила страшные преступления в киевских пригородах, следующий шаг – международный трибунал по российской агрессии, который должен состояться где-то в Европе. Она должна организовать и нести за это ответственность, а Европа этого не хочет, ведь это еще одна форма зависимости от страшных событий в Украине", - говорит эксперт.

По его мнению, роспропаганда будет оперативно создать "геноцидные" месседжи с оккупированных территорий – мол, бесчинствуют украинские "нацисты", а Европа скажет, что преступления и жестокость совершаются с обеих сторон. Небоженко добавляет, что сейчас трудно бороться с роспропагандой в Европе – там нет такого количества проукраинских политиков и журналистов, которые бы доносили нашу точку зрения.

Александр Мережко все еще надеется, что Европа даст нам соответствующее современное оружие, чтобы защитить себя – противоракетное, противовоздушное и противотанковое, ведь западные страны несут моральную ответственность за происходящее, если не оказывают соответствующую помощь или просто наблюдают.

Но говорить о гуманизме, когда Словакия готова платить за российский газ в рублях или о правах человека, когда немецкий министр обороны отказалась предоставить нам ненужные Германии БМП, или о европейских ценностях, когда Макрон не хочет провоцировать Путина резкими высказываниями, вряд ли приходится.

Единственные отреагировавшие страны это Польша, Эстония, Латвия и Литва, которые планируют в течение 48-72 часов полностью закрыть границы с РФ и Беларусью. Премьер Польши Моравецкий созывает экстренный саммит ЕС для обсуждения полного разрыва торговых отношений с РФ и Беларусью в качестве реакции на зверства российских военных. Но даст ли это результат?

Похоже, что люди, для которых европейские ценности — лишь хорошая метафора, будут решать, брать ли в свой союз страну, которая за эти ценности теряет тысячи жизней. Вдумайтесь: отказ от российских энергоносителей будет стоить Европе около 3% ВВП. Абсолютно не смертельно, мягко говоря. ЕС мог бы пойти на такую жертву, чтобы совсем рядом не бомбили больницы и не убивали мирных людей выстрелами в затылок.

Читайте также

Новини партнерів