Президент Владимир Зеленский снял с должности трех глав областных военных администраций (ОВА): Сергея Гайдая (Луганская область), Сергея Гамалия (Хмельницкая ОВА) и Максима Марченко, руководившего Одесщиной. Формальной причиной названо "повышение качества управления" в регионах, хотя в каждом из трех случаев реальные мотивы отличаются от заявленных публично. Почему Офис президента на самом деле решился на очередную волну перестановок в областях и почему открытое вторжение россиян никак не изменило принципы кадровой политики Банковой, читайте в материале "Апострофа".
Послом в Казахстан?
Из всех трех экс-руководителей, "проще всего" обстоит ситуация у Сергея Гамалия. В середине марта в Хмельницких телеграмм-каналах начали тиражировать информацию, что полиция Черновицкой области 11 марта задержала Сергея Гамалия нетрезвым за рулем и составила на него протокол. Полицейские от комментариев отказались, хотя и не стали отрицать, что такой инцидент мог иметь место. В итоге Сергей Гамалий написал заявление "по собственному желанию".
"В случае с перестановками в Хмельницкой ОВА речь идет о неэффективной работе, неудовлетворенностью Банковой тем, как местная администрация занималась вопросами восстановления инфраструктуры, социалки и дорог, а тут еще и публичные скандалы начались. Сергей Гамалий, с точки зрения ОП, ничем себя особо не проявил, и было решено заменить его на более активного претендента. Учитывая, что область удалена от линии фронта, то имеет место обычный рабочий процесс", - говорит "Апострофу" политический эксперт Александр Кочетков.
По информации "Апострофа", на данный момент есть два основных претендента на вакантную должность в Хмельницкой области. Речь идет о депутате Хмельницкого облсовета Инне Ящук, которая после падения вертолета в Броварах и гибели руководства МВД является исполняющим обязанности госсекретаря министерства. Также среди возможных руководителей Хмельницкой ОГА называют нардепа от "Слуги народа" Сергея Мандзия.
В свою очередь представитель президента в Луганщине Сергей Гайдай в недавнем интервью сообщил журналистам, что может получить должность посла в Казахстане, отметив, что его уход с руководства ОВА был "обычным" кадровым решением Офиса президента (ОП).
Читайте: Скандал с Шевченковской премией: почему награда не нашла героев
"Если коротко, то я знал об этом решении заранее, за несколько месяцев до этого. Это обычная ротация, не нужно искать какое-либо подводное течение или какие-либо негативные моменты. Все запланировано, согласовано с президентом, был разговор раньше. Потому для меня это рабочие моменты. Для того чтобы назначили на должность, нужно уволить с другой", - сообщил Сергей Гайдай в эфире "Радио НВ".
Военные эксперты называют основной причиной отставки Сергея Гайдая – его провалы на должности главы ОВА, неготовность области к открытому вторжению РФ.
"Под контролем ВСУ находится 2% территории Луганской области, а Донецкой области – около 50%. И дело не только в ВСУ, но и в готовности военных администраций, подготовки территориальной обороны и строительстве оборонительных линий и укрепрайонов. На это выделялись бюджетные средства. Получилось, что в Донецкой области такими вопросами занимались, а в Луганской нет, невзирая на многочисленные замечания", - отметил в комментарии "Апострофу" военный эксперт, сопредседатель гражданской инициативы "Правое дело" Дмитрий Снегирев, который сам является выходцем с Луганской области.
Почему ушел Гайдай?
Если вопросы строительства укреплений и обороны области от рашистов еще можно "поделить" между руководством Луганской ОВА и армейским командованием, то комплектования сил территориальной обороны было прямой обязанностью Сергея Гайдая на посту.
Увы, как настаивает эксперт Дмитрий Снегирев, руководитель области с задачей не справился.
"Сергей Гайдай на момент вторжения россиян не находился на территории области, фактически сбежав. Далее, именно на нем персональная ответственность за назначение на должности в военно-гражданские администрации коллаборантов, которые в свое время массово перешли на сторону оккупантов. Это касается даже руководителей некоторых ВГА. Это уже уголовная ответственность. И тут уже вопросы к СБУ, почему нет реакции на то, что глава ОВА подписывал документы на назначение коллаборантов", - отмечает Дмитрий Снегирев.
Также, по словам эксперта, в перечне претензий к Сергею Гайдаю такая "мелочь", как отсутствие контактов с местным движением сопротивления. Как настаивает Дмитрий Снегирев, луганское активисты неоднократно выходили на него лично, предлагали действующую с 2014 года сеть информаторов, готовых сообщать о действиях оккупантов, но тогдашний глава ОВА все проигнорировал.
Косвенно на военные провалы указывает и публичная позиция Банковой. По словам пресс-секретаря президента Сергея Никифорова, Луганскую ОВА может возглавить военный.
"В случае с Луганской областью, руководителем будет вероятнее всего человек военный, собственно, это и была мотивация (увольнения Гайдая - "Апостроф")", — отметил Сергей Никифоров.
Коррупционный интерес
Причины отставки полковника ВСУ Максима Марченко, руководившего Одесской ОВА с марта прошлого года, неизвестны. Он сообщил, что намерен отправиться на фронт, вернувшись в ряды Сил обороны Украины.
"Борьба продолжается… и я считаю, что должен делать то, что умею лучше всего — убивать врагов и воевать ради будущего Украины. Надеюсь, что скоро я вернусь к своему любимому делу. Но моя душа и сердце навсегда остаются в Одессе", - написал Максим Марченко в своем канале в Telegram.
Вместе с тем, как отмечают наблюдатели, причиной ротации могли быть именно коррупционные "тучи", которые в последние месяцы сгущались над Одесской ОВА. В январе по подозрению в коррупционных деяниях правоохранители задержали замглавы ОВА Олега Муратова, а в начале марта сотрудники СБУ пожаловали к другому заму Марченко – Игорю Ткачуку. Через несколько дней появился указ президента Зеленского об увольнении Максима Марченко.
"Коррупционные расследования на уровне областей и кадровые решения на их фоне – внешнее проявление внутренней борьбы внутри Офиса президента. Все зависит от того, "чей ты будешь". У каждого руководителя ОВА есть свой условный "патрон" в Киеве. Если он теряет влияние, то и глава области (особенно там, где проходят существенные потоки) также уходит. Зато перед Западом изображают красивую картину борьбы с коррупцией внутри самой власти. Хотя рискну предположить, что уголовные дела по Одесской ОВА ничем особенным не завершатся", - отметил в комментарии "Апострофу" политический эксперт Бюро анализа политики Виктор Бобыренко.
Аналогичная ситуация была на Сумщине, где прежнего главу областной администрации Дмитрий Живицкого снимали с должности именно на волне антикоррупционных расследований против его окружения. Область, граничащая с РФ, до сих пор не имеет "полноценного" руководителя. Тарас Савченко продолжает работать в режиме "и.о".
"Кадровая политика Банковой осталась такой же, как и до открытого вторжения россиян. У нас на Сумщине, например, придет новый руководитель области вместе с новыми заместителями – один "уполномоченный" из Офиса президента, второй от союзнической партии, и только третий умеет работать. В идеале, конечно, будет, если пришлют технократа, который просто будет "тянуть лямку", но такой вариант маловероятен. Пока же ОП находится в поисках подходящего "варяга", которого можно будет направить на руководство Сумской ОВА", - резюмировал Виктор Бобыренко.
Как рассказали "Апострофу" источники в Офисе президента, важной проблемой является упорное нежелание потенциальных претендентов идти на должность главы Сумской ОВА.
"В частности, одной из таких фигур называют Дмитрия Назаренко, который после перехода Алексея Кулебы в ОП является и.о. главы Киевской ОВА. Сам он является уроженцем Сумщины и был главой одного из районов. Его кандидатуру рассматривали на место Живицкого. Однако возвращаться в родные места Назаренко не спешит. Аналогичная проблема с другими кандидатами, которые прекрасно знают, что Сумщина сейчас – прифронтовая область с большим количеством проблем ", - отметил источник на Банковой.