RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Политика

Обвинение против Александра Попова выстроено вокруг елки

Следователи по делу экс-главы КГГА отвели новогоднему символу главную роль в обвинительном заключении

Следователи по делу экс-главы КГГА отвели новогоднему символу главную роль в обвинительном заключении Фото: Владислав Содель

Согласно обвинительному акту Генеральной прокуратуры в отношении экс-главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) Александра Попова, копией которого располагает А', вина господина Попова заключается в том, что он, в полной мере осознавая, что завоз конструкций новогодней елки на Майдан является лишь поводом для незаконного разгона участников акции протеста, отдал соответствующие распоряжения. По мнению следствия, сделал он это из мотивов карьеризма, желая сохранить за собой пост главы КГГА. В то же время защита Александра Попова утверждает, что он изначально поддерживал идеи Евромайдана и протестующих, и что обвинение не предоставило ни одного реального доказательства того, что он действовал с умыслом. В связи с этим адвокаты уверены в отсутствии у дела судебных перспектив. Впрочем, по мнению юристов, дело является достаточно сложным, внимания заслуживают аргументы как защиты, так и обвинения, потому говорить об однозначной победе той или иной стороны пока рано.

В распоряжении А' оказался обвинительный акт в уголовном производстве по подозрению бывшего главы Киевской городской государственной администрации Александра Попова. Господин Попов обвиняется в незаконном препятствовании проведению сборов и митингов, которое было совершено должностным лицом в предварительном сговоре с группой лиц с применением физического насилия (ч. 2 ст. 28, ст. 340 Уголовного кодекса; УК). Еще одна статья предъявленного обвинения касается пособничества в превышении власти сотрудниками правоохранительных органов (ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 365 УК). В данный момент дело экс-главы КГГА передано в Шевченковский районный суд Киева, первое заседание по нему состоится 27 февраля.

Напомним, дело о разгоне Майдана в ночь на 30 ноября 2013 года, одним из фигурантов которого является Александр Попов, было заведено Генеральной прокуратурой Украины (ГПУ) в декабре 2013 года. Однако уже 12 февраля 2014 года производство по нему было закрыто решением Печерского районного суда Киева в связи со вступлением в силу закона «О внесении изменений в Закон Украины об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний». Впрочем, в конце июля 2014 года уголовное производство по ходатайству Генпрокуратуры было возобновлено.

В обвинительном акте Генпрокуратуры, датированном 10 февраля, в частности говорится, что Александр Попов был привлечен экс-секретарем Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андреем Клюевым «для реализации преступного умысла Виктора Януковича, состоявшего в силовом разгоне участников акции протеста на майдане Незалежности». Как установило следствие, господин Попов должен был обеспечить прибытие в ночь на 30 ноября на Майдан работников коммунальных служб со спецтехникой, которые должны были начать установку новогодней елки и благоустройство площади. Как считают в ГПУ, эти действия, по замыслу господина Клюева и второго организатора разгона – экс-главы Министерства внутренних дел (МВД) Виталия Захарченко, должны были стать оправданием силового разгона митинга и помочь избежать критики «в зарубежных средствах массовой информации и высказываниях лидеров ведущих мировых государств».

По утверждению следователей Генпрокуратуры, Александр Попов в полной мере осознавал, что завоз конструкций новогодней елки и проведение работ по благоустройству на Майдане являются лишь поводом для незаконного разгона участников акции протеста. «Александр Попов, действуя из мотивов карьеризма, желая и далее занимать пост главы КГГА, согласился на исполнение противоправного распоряжения Андрея Клюева, вступив таким образом в сговор с ним, президентом Виктором Януковичем, а также руководством МВД»,– утверждается в обвинительном акте.

Все подозрения и обвинения Генпрокуратуры базируются только на допущениях, ни одного доказательства того, что Александр Попов осознавал, что завоз елки является поводом для разгона Майдана, нет – он действовал в рамках своих полномочий, законов и Конституции, уверен адвокат экс-главы КГГА Николай Карнаух. «Уголовный кодекс для предъявления обвинений, которые выдвинуты Попову, предусматривает обязательное наличие умысла. Если нет умысла – нет и соучастия. А никаких доказательств того, что Попов был посвящен в план Клюева и Захарченко, и что он согласился с отведенной ему ролью нет и быть не может»,– заявил А' господин Карнаух.

По словам адвоката, господин Попов был и является убежденным сторонником евроинтеграции, о чем он неоднократно заявлял. «Он поддерживал протестующих против отмены европейского курса Украины и понимал, что эти люди занимают правильную позицию. Конечно же, у него не было никакого умысла, осознания и договоренности о том, чтобы людей разогнать, избить»,– заявил А' Николай Карнаух. Мало того, как рассказал адвокат, за несколько дней до разгона Майдана Александр Попов лично подошел к Виталию Захарченко и сказал, что ни в коем случае нельзя допускать насилия против протестующих. Господин Захарченко якобы пожал ему руку и сказал: «Я полностью с вами согласен».

Фото: УНИАН

Николай Карнаух также рассказал, как, по версии стороны защиты, развивались события накануне разгона Евромайдана, и чем были обоснованы в этой ситуации действия его подзащитного. По его словам, несмотря на поддержку Евромайдана, Александр Попов понимал, что елка должна быть доукомплектована, и хотел довести это дело до конца. 27 ноября он позвонил Андрею Клюеву, чтобы посоветоваться о том, как доставить недостающие елочные конструкции и при этом избежать конфликта с участниками акций. Господин Клюев пообещал подготовить условия для беспрепятственной установки елки. 29 ноября экс-секретарь СНБО позвонил господину Попову и сказал, что сегодня он должен быть готов завозить конструкции елки. Вечером того же дня он перезвонил экс-главе КГГА, чтобы узнать о готовности. Александр Попов отчитался, что готов завозить елку и ожидает команды, когда это сделать так, чтобы было согласовано с участниками протеста. Андрей Клюев дал такую команду.

По информации Николая Карнауха, когда автомобили с конструкциями для елки заезжали на Майдан, сами находившиеся там студенты никаких препятствий не чинили и даже подсказывали, как лучше проехать, чтобы не задеть установленных палаток. «И в этот момент нежданно-негаданно со стороны ТЦ "Глобус" начали двигаться беркутовцы, а со стороны протестующих выскочило человек 40 с закрытыми шарфами лицами, которые начали метать в сотрудников милиции горящие поленья. В свою очередь, бойцы "Беркута" начали бить без разбора всех подряд. Начался силовой разгон Майдана»,– рассказал господин Карнаух. Однако, по словам адвоката, Александр Попов узнал о произошедшем лишь спустя несколько часов.

Учитывая все обстоятельства дела, Николай Карнаух уверен, что в суде они с Александром Поповым выиграют. «Ответственность, в конце концов, понесут те, кто сфальсифицировал дело против Попова, а также реальные виновники избиения на Майдане»,– заявил адвокат.

Впрочем, по мнению юриста Николая Сирого, это дело далеко не так однозначно. «Говорить, что это дело является простым, безусловно нельзя - оно сложное по конструкции»,- отметил он в комментарии А'. Так, по мнению господина Сирого, утверждение о том, что городской глава не понимал тех процессов, которые происходили в конце ноября 2013 года в Украине, и тех средств, которые были задействованы именно для разгона Майдана, является весьма спорным. «Я думаю, что у прокуратуры достаточно оснований ставить вопрос именно таким образом, как это отображено в обвинительном акте, но и контраргументы защиты заслуживают внимания. Это та ситуация, которая требует публичного обсуждения в суде, здесь нет 100-процентной очевидности ни в одну, ни в другую сторону»,- подчеркнул Николай Сирый.

Читайте также