11 февраля Окружной административный суд написал очередную страницу в эпопее с переименованием проспекта имени лидера ОУН Степана Бандеры в Киеве, вернув ему старое название Московский. Заодно судьи возвратили названия ряду других киевских улиц. Это уже не первая попытка ОАСК отменить решение Киевгорсовета, однако на этот раз за этим судебным вердиктом может стоять личный мотив — у одиозного главы суда Павла Вовка обострились проблемы с законом. Как властелин ОАСК пытается выдать за себя за борца с декоммунизацией и зачем — читайте в материале “Апострофа”.
Вовк играет с Кличко в пинг-понг
Эта история тянется еще с 2016-го года, когда Киевсовет переименовал Московский проспект в честь Степана Бандеры. Понятно, что резонанс история имела большой — украинцы традиционно перессорились между собой, а отдельные государства выступили с осуждением этого решения. Для Польши и Израиля этот вопрос всегда был болезненным.
1 июня 2017 Киевский горсовет проголосовал еще и за переименование проспекта генерала Ватутина на проспект командующего УПА Романа Шухевича. Через несколько дней после этого в игру вступил ОАСК, который запретил Киевсовету подписывать и публиковать решение о переименовании проспекта, а Апелляционный административный суд оставил в силе это решение. Повод — голосование якобы проводилось с нарушением процедуры.
В июне 2019 суд Вовка вынес еще одно решение, которым и вовсе отменил переименование Московского проспекта и проспекта Ватутина в честь Бандеры и Шухевича. Украинский Институт нацпамяти подал апелляционную жалобу и в декабре того года очередная инстанция оставила переименование в силе.
И вот наконец в феврале 2021 наблюдаем за новым эпизодом: ОАСК решил удовлетворить иск истца организации "Громадський контроль та порядок" и отменил переименование. Впрочем, это далеко не конец - в КМДА уже заявили о том, что собираются подавать апелляцию. В ответ на запрос "Апострофа", в Институте нацпамяти заявили, что тоже готовятся к апелляции.
"Речь идет не только о проспекте Степана Бандеры, а о целом ряде улиц, которые были переименованы в честь совершенно разных исторических фигур - от военных Армии УНР, таких как Алексей Алмазов и Михаил Омельянович-Павленко до писателя-шестидесятника Евгения Гуцало и известного врача, педагога и гуманиста Януша Корчака, погибшего от рук нацистов. Все переименования без исключения попали под решение суда. Институт готовится подать апелляционную жалобу", — заявил председатель института Антон Дробович.
Также глава Института заметил, что то, как развивается ситуация с указанными переименованиями в Киеве, заставляет провести параллели с судебными процессами вокруг переименования проспекта Маршала Жукова на проспект Петра Григоренко в Харькове: "Мы уже получали решения судов первой инстанции, которые потом отменяют апелляционные суды".
Поэтому судебные баталии точно продолжатся. Вопрос в другом - есть ли в этом решении личный интерес Павла Вовка?
Павел Вовк
Глава ОАСК убегает, а НАБУ догоняет
Павел Вовк — уже практически легендарная личность. Он возглавляет ОАСК с 2010-го года. За это время суд принял столько резонансных решений, что их даже сложно сосчитать. Помимо борьбы с Бандерой и Шухевичем, судьи ОАСК отменяли национализацию "Приватбанка", снимали запрет с показа сериала "Сваты" в Украине, запрещали Уляне Супрун быть и.о министра здравоохранения, лезли в церковные разборки между УПЦ МП и УПЦ КП и так далее.
При этом совсем не секрет, что Павел Вовк фактически выстроил собственную судебную империю, контролируя не только свою вотчину, но и Высший совет правосудия, который вообще-то должен был быть "занозой" для всех украинских судей, а вместо этого стал еще одним способом давления на "непослушных" судей.
Прошлым летом его делами плотно заинтересовалось НАБУ. В июле детективы опубликовали видеозапись, где Вовк и судьи ОАСК обсуждали, как "будут захватывать власть". Детективы попытались добиться его отстранения, но Вовк назвал видео сфальсифицированным и уходить в отставку отказался.
Более того, глава ОАСК систематически игнорирует вызовы в Высший антикоррупционный суд, который занимается рассмотрением его дела из-за чего ему не могут избрать меру пресечения. Его могли бы доставить в суд принудительно, однако детективы НАБУ не могут его найти ни по месту прописки, ни на работе.
Впрочем, вечно так продолжаться не может. "Я думаю, что НАБУ найдет варианты, чтобы господина Вовка доставили в суд для избрания меры пресечения. Вся страна знает про одиозный ОАСК, который вообще предлагают расформировать и создать новый", — сказал в эфире "Апостроф ТВ" представитель президента в Конституционном суде Федор Вениславский.
Зачем нужна эпопея с проспектом Бандеры?
Трудно поверить в то, что Павлу Вовку (а без его разрешения в ОАСК вряд ли бы стали принимать такое решение) идеологически важно, каким будет название проспекта в Киеве - Степана Бандеры или Московский. Больше похоже на то что одиозный глава суда решил подстраховаться на случай возникновения у него еще более серьезных проблем с НАБУ.
"Учитывая проблемы самого Вовка с правоохранительными органами, такие решения ОАСК дают ему возможность говорить, что против него ведутся политические репрессии из-за его позиции. Если, конечно, в этих делах будет какое-то продвижение. Вообще решения такого рода во многом политические. Ведь были уже и кассации, и апелляции. Если бы остальные суды подтверждали решения ОАСК, то уже мы бы говорили больше о юридической стороне вопроса. А так действительно много политики. Я бы еще видел в этом и личные идеологические предпочтения отдельных людей, которые принимают такие решения", — сказал в комментарии "Апострофу" политолог Ярослав Макитра.
"Решение - типа реванш за телеканалы. Обществу это еще один знак — больше всего страна нуждается в судейской реформе. Вовки и Тупицкие не могут издеваться над историей и настоящим страны. Хотя это мобилизует патриотов. Медведчуки и портновы расшатывают ситуацию, пытаясь довести все до открытого противостояния. Провокации будут продолжаться и дальше. Ситуацию будут расшатывать до того, чтобы слова: "Ребята, давайте жить дружно" - считались трусостью и предательством", — считает политолог, руководителю Бюро анализа экспертной политики Виктор Бобыренко.
Благодаря свои действиям Вовк теперь сможет заявлять о том, что преследование против него ведется по политическим мотивам: дескать, его суд встал на пути процесса декоммунизации в Киеве. Даже в столице - не говоря уж о юго-востоке страны - есть немалое количество людей, выступающие против переименований. А значит, этой истории вполне достаточно для создания шумихи во всеукраинском масштабе. Тем более, что Вовк таким образом еще и может передать привет "за поребрик", демонстрируя свою беспредельную лояльность. С расчетом на то, что ему оттуда помогут. Но спасет ли его этот замысловатый финт?
"С точки зрения Национального антикоррупционного бюро, собранных доказательств более чем достаточно, чтобы привлечь Вовка к ответственности и довести дела до логического завершения. Главная идея любой юридической ответственности — это ее необратимость. Если любой человек будет понимать, что невзирая на статус он будет привлечен к ответственности, то сознательность в обществе резко изменится", — считает Федор Вениславский.