Президент Владимир Зеленский утвердил состав Консультативной рады по деоккупации Крыма и Севастополя. В ее состав вошли более 40 человек, в том числе председатель Офиса президента и его профильные заместители, секретарь СНБО, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, постоянный представитель президента в Крыму, министры силовых ведомств, депутаты и т.д. О направлениях работы этой Рады, а также важных вопросах, требующих внимания перед освобождением Крыма, рассказал Рефат Чубаров, глава Меджлиса крымскотатарского народа.
– Утвержден состав Консультативной рады по деоккупации Крыма и Севастополя. Она была образована еще в августе 2022 года. С вашей точки зрения, для чего были сделаны подобные изменения в Консультативной раде?
– Вы правильно сказали, еще в прошлом году эта рада была создана. Очень четко были поставлены перед ней задачи, есть положения об этой раде. Я выхожу из своих пониманий по активизации в рамках этой рады. Одобрение состава свидетельствует о том, что все работы, связанные с реинтеграцией Крыма, приобретают особую важность.
Читайте: Крым станет ловушкой для оккупантов, паромы могут даже не готовить, — генерал Маломуж
Скажу, что это было наше предложение тоже. Накануне состоявшейся в четверг встречи с президентом несколько недель назад у нас были встречи с представителями Офиса президента, где обсуждали различные вопросы, связанные с временно оккупированным Крымом. В частности, то, что необходимо уже координировать всю работу, которую проводят различные ведомства в пределах своих полномочий по Крыму. Это, скажем, вопросы подготовки кадров, вопросы, связанные с уточнением действующего законодательства в части коллаборации и т.д.
– Кто должен это координировать?
- Понятно, что самые высокие чины в Украине. По крайней мере, они должны давать основные месседжи, а затем уже законодатель в рамках своих полномочий, исполнительная власть - должны это выполнять. Поэтому мы попросили, чтобы эта Консультативная рада по вопросам деоккупации и реинтеграции временно оккупированного Крыма и Севастополя начал свою работу.
Во время встречи в четверг, когда мы обсуждали ряд вопросов, мы также попросили президента, чтобы заседание этой рады состоялось как можно скорее, чтобы эти основные месседжи были донесены. Речь идет о координации практической работы ведомств, министерств и служб Украины.
– Знаю, что и вы входите в состав рады. Вы отметили, что общались с Зеленским. Скажите, есть ли понимание, есть ли план, как будет происходить реинтеграция Крыма после деоккупации?
– Над этим вопросом сейчас работают и Министерство по реинтеграции ТОТ, и такая рабочая группа во главе с вице-премьер-министром Ириной Верещук. Представительство президента Украины в АР Крым также проводит соответствующие исследования и разработку документов.
Смотрите: В Крыму пустили под откос грузовой поезд: фото с места взрыва
Понятно, что здесь есть обсуждение конкретных предложений, некоторые из них уже обретают форму принятия решений по кадровому резерву, разработку проектов нормативно-правовых актов, которые сейчас находятся в правительстве. В ближайшее время они будут одобрены. В то же время, определены основные субъекты кадрового процесса. Необходимые кадры будут определяться государством среди военнослужащих, подготовленных в вопросах управления обществом – имеющие определенное образование или опыт, а также среди работников органов управления, которые размещены на материковой части Украины. Это будет форма командировки.
Но говорить о таких конкретных формах собственно деоккупации, как будет происходить деоккупация Крыма – это больше дело военных. Это формы, которые будут определяться в ходе дальнейших военных операций со стороны Вооруженных Сил Украины. В то же время есть разные видения статуса крымской автономии. Недавно это в определенной степени обсуждалось в СМИ. Для того чтобы здесь определиться и показать государственную позицию, нужно, чтобы обсуждение проходило на уровне президента и руководителей соответствующих министерств и ведомств, чтобы эти результаты обсуждений затем воплощались в те или иные документы, которые были бы обязательными для всех.
- Расскажите больше о задачах Консультативной рады.
– Они определены по трем направлениям. Во-первых, он рассматривает и одобряет стратегию деоккупации и реинтеграции Крыма. Эта стратегия существует с 2021 года, согласно которой государственные органы работали и работают. Создание Крымской платформы было предусмотрено этой стратегией, и она успешно начала свою работу. В настоящее время нарабатывается обновленная редакция этой стратегии. Если исходить из того, что говорил секретарь СНБО Алексей Данилов, где-то в июне-июле оно должно быть одобрено.
Вторая задача – это ключевые направления Крымской платформы. Мы видим, что формы деятельности Крымской платформы очень успешны без всякого преувеличения. В этом году уже намечена дата парламентского саммита Крымской платформы – он состоится в Чехии в октябре 2023 года. Пока не определено место и дата саммита глав правительств и президентов стран-членов Крымской платформы. Это может быть Киев. Очень хотелось бы, чтобы это был освобожденный Крым. Я думаю, что тоже скоро эта дата будет определена, когда соберется саммит глав государств-членов платформы.
Третье направление, указанное в задачах Консультативной рады – это усовершенствование законодательства. Это, с моей точки зрения, наиболее важное направление, поскольку если Консультативная рада и будет нарабатывать основные месседжи и направления, в которых должны развиваться и устанавливаться четкие нормы, подходы и принципы реинтеграции Крыма, они должны быть оформлены в виде законов и одобрены Верховной радой. Это процесс немного долгий, поэтому нужно спешить, чтобы с тем, как Вооруженные силы Украины зайдут на территорию Крыма, была начата работа военных, а затем и гражданских администраций. Чтобы они опирались на широкий фундамент действующего законодательства.