В прошлый четверг, 21 марта, Верховная Рада приняла уникальное решение, фактически обнулив представительский орган в одном из прифронтовых регионов. По решению парламента все полномочия Запорожского областного совета были переданы военной администрации до конца военного положения. Почему речь идет о знаковом решении и станет ли оно прецедентом для других украинских областей и общин, разбирался "Апостроф".
Прогульщики рядом с фронтом
В Верховной Раде впервые за два года полномасштабной российской агрессии пошли на кардинальные шаги по передаче полномочий органа самоуправления областного уровня военной администрации. Ранее военные администрации все же занимались преимущественно вопросами безопасности и обороны. Хозяйственные задачи преимущественно сохранялись за местными советами. Но случай с Запорожьем имеет свои особенности.
Дело в том, что за два года войны облсовет не принял ни одного решения.
"Это фактическая безответственность значительного числа депутатов. Они забыли, наверное, свою ответственность перед избирателями и фактически игнорировали сессионные заседания. И это касалось депутатов от разных политических сил", - говорит "Апострофу" депутат Запорожского областного совета Аскад Ашурбеков.
Читайте: Как ракетная атака на ДнепроГЭС повлияет на Днепр и Запорожье: эксперты оценили последствия
Главная причина саботажа депутатского корпуса – коллаборанты и их неформальное влияние, которое сохраняется в Запорожской области до сих пор.
"Там был вопрос выбросить Евгения Балицкого, еще несколько предателей. Но они между собой были настолько связаны, что никто не хотел этим заниматься, поэтому решили просто не проводить сессии", - говорит "Апострофу" один из причастных к облсовету запорожских чиновников.
Напомним, одиозный экс-нардеп-мажоритарщик от "Оппозиционного блока" Евгений Балицкий в 2020 году перебрался из Верховной Рады в Запорожский областной совет. После полномасштабного вторжения Балицкий открыто перешел на сторону россиян и стал гауляйтером временно оккупированной территории области. Несмотря на это, он потерял мандат депутата облсовета только в июле прошлого года. Да и то из-за приговора суда, заочно получив 15 лет за коллаборационизм.
На практике отсутствие депутатов привело к полному управленческому параличу в области.
"У нас был очень досадный прецедент, когда государство выделило 60 миллионов гривен на реконструкцию Хортицкой академии после прилетов. Это наше коммунальное заведение. И фактически мы эти деньги не смогли принять из-за того, что не было сессионного одобрения этих работ. Законодательная коллизия", – рассказывает Аскад Ашурбеков.
Сферы воздействия и потоки
Большинство полномочий Запорожского областного совета, в частности бюджетные, отошли военной администрации еще в начале полномасштабного вторжения. Но то, что осталось, все равно крайне важно для жизнедеятельности региона.
Речь идет о принятии управленческих решений относительно около 150 областных предприятий, учреждений и учреждений, а также вопросах коммунальной собственности и строительства. И именно на этом уровне во многом сохранялось влияние коллаборантов.
"Аппарат областного совета работал, координация коммунальных учреждений происходила, назначения происходили, утверждение смет и прочего, - говорит Аскад Ашурбеков, - поэтому ключевое в постановлении Верховной Рады – это самоуправляющиеся полномочия. То есть, если раньше там назначение и увольнение руководителей происходило только по решению сессии, то сейчас это переходит к полномочиям начальника областной военной администрации".
Как говорят собеседники издания в Запорожье, решение по облсовету давно витало в воздухе. Однако сдвинулось с мертвой точки только со сменой главы Запорожской военной администрации.
В начале февраля возглавил мэр Мелитополя Иван Федоров. Он стал известен за пределами региона после того, как побывал в плену россиян. После освобождения Федоров как один из активных спикеров "единого марафона" значительно увеличил свою узнаваемость за пределами региона. И, наконец, пошел на повышение.
По словам источников "Апострофа" в профильном комитете Верховной Рады, обнуление Запорожского облсовета при всей необходимости - неоднозначное решение, но новый глава ОВА может его "прикрыть" своим имиджем.
Пример для других?
Военные администрации после полномасштабного вторжения – достаточно распространенный инструмент центральной власти для удержания управляемости на местах. Впрочем, все полномочия у местных советов на уровне области все же раньше не забирали. Учитывая это, парламентская оппозиция начала озвучивать опасения.
"Этим решением создается прецедент роспуска местных советов на территориях, которые не были оккупированы и передача их полномочий ВГА. Это удар по самоуправлению", - прокомментировала решение парламента нардеп от "Евросолидарности" Ирина Геращенко.
По ее словам, проблема в Запорожье действительно существует, но нужно прекратить полномочия коллаборантов и коррупционеров в облсовете и перезагрузить его работу за счет новых честных депутатов. Как это можно сделать во время войны, когда выборы проводить невозможно, нардеп не уточнил.
А это один из ключевых вопросов, который решить сейчас, во время войны, фактически невозможно.
"Наступление на местное самоуправление и потребность уменьшить возникший реально неофеодализм, это две совершенно разные вещи. Децентрализация – это тонкая грань между централизацией и неофеодализмом", - сказал "Апострофу" эксперт по управлению территориями, нардеп VI созыва Юрий Ганущак.
Поэтому, считает он, в нынешних условиях, несмотря на все нюансы, решение парламента забрать у областного совета все полномочия было верным.
"Верховная Рада сказала: мы не можем распустить облсовет просто так, потому что нужно делать перевыборы, так как недееспособный областной совет. Но это в нормальное время. А когда есть военное положение, тогда решение такое. И Верховная Рада воспользовалась этим, что я абсолютно его поддерживаю. Будут ли злоупотребления со стороны областной администрации? Ну будут, конечно же. Но это уже вопрос контроля", - говорит Юрий Ганущак в комментарии "Апострофу".
Впрочем, повторение запорожского прецедента в других областях возможно только в крайних случаях. Хотя механизм для этого уже давно отработан: у президента при помощи своих указов есть возможности для создания военных администраций разного уровня, даже поселковых, как это произошло в пристоличном Гостомеле во время наступления россиян на Киев в 2022 году. Но передать им все полномочия от местных советов может только Верховная Рада.
Глава профильного подкомитета Верховной Рады от "Слуги народа" Виталий Безгин заявил у себя в Facebook: "Решение не может быть масштабировано на любой функционирующий областной совет".
Вместе с тем в Украине до сих пор четко не прописаны права местных государственных администраций, то есть правила игры на местном уровне.
Соответствующий законопроект (№4298) должен четко определить кто за что отвечает. Также – кого привлекать к ответственности за провалы. И хотя окончательную версию презентовали 22 февраля, в Верховной Раде пока нет понимания, когда все же примут соответствующий документ.
Читайте: Удары по ДнепроГЭС: история гидроэлектростанции и ее значение для Украины