Очередной фильм под незатейливым названием "Президент", прославляющий Владимира Путина,— классический учебник о том, как следует формировать в умах электората культ "отца народов" и хранителя государства российского. Основная мысль фильма — куда бы не повел страну российский президент, его народ готов терпеть в благодарность за то, что сделал Владимир Путин для России.
Все держится только на нем. Он спас Россию от развала и хаоса в начале нулевых, он приструнил олигархов, этих ненасытных "волков", уже почти поделивших между собой богатства многострадальной страны, он разобрался с живущими по-барски губернаторами, отдал внешние и внутренние долги, возродил армию и восстановил "историческую справедливость" в Крыму. Он всегда знал, что надо делать, даже когда полчища российских чиновников пребывали в растерянности. "До прихода Путина ничего подобного в новой России никто не делал",— вещают люди из окружения президента РФ и, буквально расталкивая друг друга локтями, возносят его на пьедестал, с раболепием и обожанием натирая до блеска и без того сияющий образ нового "отца народов". Какие бы страшные трагедии ни случались в России, будь то чеченская война, теракты или затонувшая подлодка "Курск", все это подается под особенными соусом — и вот уже беды народа превращаются в очередной триумф главы российского государства.
Это для Запада и его спикеров вроде Мадлен Олбрайт война в Чечне — свидетельство того, как Россия не желает решать вопрос политическим путем. Заметьте, тогдашняя госсекретарь США еще давно отметила эту особенность кремлевского стиля ведения дел. Однако для демотивированной на тот момент армии России — это шанс спасти страну от развала. Об этом Путин прямо заявляет военным, к которым приехал еще в статусе председателя правительства России. Правда, во время своей поездки на Северный Кавказ Путин еще не бросался фразами "наши войска станут позади женщин и детей", он призывал помнить о том, что в кавказских городах и селах, кроме боевиков, есть женщины, дети и старики, он пожимал руки местным аксакалам и выслушивал плачущих вдов. Проводилась работа с местным населением, признаются за кадром, и в результате огромное количество людей вдруг полюбили Россию всей душой и встали на сторону федеральных войск. И никто не вспоминает, сколько мирных жителей погибло за время этой военной кампании. По данным Международной Амнистии, их количество составляет не менее 25 тыс. человек. Об этом в победоносном рассказе о президенте не упоминается.
Две другие трагедии — гибель подлодки "Курск" и захват заложников на Дубровке во время спектакля "Норд-Ост" — тоже освещают, тщательно подбирая факты. В первой истории немного смещают акценты и рассказывают, как приехавший на встречу с родными моряков Путин возмутился: это же как все разворовали — и флот, и государство, что лодка утонула! Российский журналист Андрей Колесников поясняет зрителю — Владимир Путин смог так расположить к себе людей, что слушавшие его родственники моряков "перешагнули вместе с ним это понятие жизни и смерти и пошли дальше". Оказывается, если с Путиным, то и родного человека похоронить можно без истерик и скандалов.
Теракт на Дубровке во время спектакля "Норд-Ост" упоминается коротко, называется только задача, поставленная Путиным,— спасти людей. И тут решение о штурме должно было стать провалом, ведь 119 из 130 погибших — это люди, умершие в больницах после завершения операции с применением газа. Но нет, об этих умерших в фильме уже никто не вспоминает. Зато говорят об очередной победе над террористами.
В фильме несколько раз подчеркивают: Путин — выходец из рабочей семьи, да и он сам не раз противопоставляет себя элитам. Это олигархи довели страну, а он-то всегда был защитником пенсионеров и рабочих, поэтому народ его понимает лучше, чем чиновники и интеллигенция (вот еще один посыл электорату — это интеллигенция будоражит и пытается расшатать построенный за 15 лет "путинизм").
Несколько историй как нельзя лучше описывают ручной стиль управления: вот Сибирь замерзает от лютых морозов — и Путин отдает приказ вернуть проданный уголь из портов в города и на самолетах отвезти нуждающимся чугунные батареи. Вот она, широта президентской души — пусть это совершенно безумная идея с точки зрения логистики и бюджета, но если Путин сказал — значит, надо выполнять.
Время от времени в кадре появляются простые россияне, чтобы разбавить чиновничью любовь к президенту любовью народной. Он — лучше всех, заявляет петербургская пенсионерка, прозябающая в коммуналке. Хотя чем именно он лучше, объяснить старушка не может. Суфлеры из окружения подсказывают народу: Путин всегда думает о людях, на встречах собирает нацарапанные неуверенной народной рукой просьбы, подчас написанные корявым почерком и карандашом на смятых клочках бумаги, передает в руки сопровождающих его лиц, а потом строго требует вернуть ему эти челобитные.
Вообще эта идея — что он успевает и страну из руин поднимать, и английский выучить неожиданно для всех, и научиться играть на фортепиано, и кататься на коньках — напоминает детскую песенку (только с поправкой на главного героя): "Путин может, Путин может все, что угодно!".
Ода радости вдалбливает в головы россиян: за 15 лет Россия получила рекордное увеличение ВВП, рост рождаемости и общее благосостояние страны, и все это — заслуги президента РФ. Проект "Олимпиада в Сочи" — это тоже победа, он предстает не бездонной бочкой, в которую ушли десятки миллиардов, а показателем того, что "Россия – это самостоятельная страна, а не осколок империи".
Никита Михалков (куда же без него!) строго заявляет, что власть для Путина — это крест, называет его собирателем духовной силы, который за всех несет ответственность, а за это окружающие готовы терпеть. Что уж терпеть — не уточняется, но мы и так знаем, о чем идет речь.
Автору фильма "Президент" и интервьюирующему его Владимиру Соловьеву хозяин Кремля признается: еще на заре своего президентства он понял, что на международном уровне решили — Россия уже прекращает свое существование. Эта тема проходит через фильм красной нитью — и проделанной работой Путин доволен, страна спасена, хотя ей по-прежнему угрожают внешние враги.
По сути, весь фильм, который длится два с половиной часа,— это демонстрация того, как отважно принимает Путин все вызовы судьбы и с какой решительностью он одним движением руки разделывается с любыми внутригосударственными проблемами: далее звучат фразы вроде "вывел на траекторию устойчивого развития", пропадал в командировках, "объятых дымом и пламенем" и "научил молодое поколение патриотизму".
Только одна кампания, начатая президентом РФ, остается забытой и намеренно неозвученной в фильме — война на востоке Украины, хотя, комментируя аннексию Крыма, Путин с удовольствием в очередной раз называет власть в Киеве "неонацистами, бандеровцами и националистами", от которых пришлось "спасать" крымчан. Но ведь российских военных на востоке, согласно кремлевской легенде, нет. И только снова упомянутая в конце фильма чеченская война и рассказ одной из российских матерей, чей сын погиб на Кавказе, словно намекают — где бы ни сложили голову кадровые военные РФ, их родители должны гордиться тем, что они исполнили приказ. А значит, россиянам еще долго придется терпеть, куда бы ни завел свою галеру российский президент.
Тот самый фильм о Путине