RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Жители Донецка: территорию ДНР мы часто называем "Мордором"

Жители ДНР испытывают депрессию, возвращаясь домой из подконтрольных Украине городов

Жители ДНР испытывают депрессию, возвращаясь домой из подконтрольных Украине городов После возвращения "из Украины" жителям оккупированных территорий Донбасса приходится заново привыкать к обстрелам по ночам и одновременно к тишине улиц Фото: EPA/UPG

Поездки жителей оккупированных территорий Донбасса в подконтрольные украинским властям города могут привести к настоящей психологической "ломке". Как рассказали дончане, возвращение в Донецк после хотя бы нескольких дней, проведенных на свободных территориях, чревато настоящей депрессией. Это поясняется тем, что жизнь за пределами незаконной ДНР оказывается гораздо лучше, чем ее пытается представить пропаганда боевиков.

"Не секрет, что оккупированные территории мы сами часто называем "Мордор". Это из книги Толкиена – там была такая "черная, умирающая, но не умершая страна", - говорит житель Донецка Анатолий Мурзаев. – С 2014 года я так называю Донецк и другие города, захваченные натуральными "орками" - боевиками. По работе часто езжу в Мариуполь. Когда возвращаюсь, поражаюсь контрасту – насколько провинциальный, по моему мнению, приморский город выглядит живее и лучше шахтерской столицы. Дня два после поездки испытываю настоящую "ломку" - накатывает апатия, депрессия, никакой радости. Пустые улицы контрастируют с заполненными улицами того же Мариуполя. Комендантский час вообще вызывает желание зарыться куда-нибудь и не выходить".

С 2014 года дончане получили прекрасную возможность своими глазами увидеть, насколько "правдива" пропаганда в так называемой ДНР, которая, не жалея красок, описывает разруху и нищету на подконтрольных территориях. Хотя бы раз, но дончане выезжали за линию разграничения – в командировку ли, на отдых или по другим делам.

"Мои родители – пенсионеры, всей душой воспринявшие "республику" и мечтавшие прожить остаток жизни не столько в России, сколько в реанимированном СССР, с удивлением увидели, что в Бахмуте, Константиновке и Краматорске нет полицейских, которые заставляют людей говорить исключительно на украинском языке. Нет памятников Гитлеру и Бандере, в магазинах присутствуют продукты, работают аптеки, банки и почтовые отделения. Когда они вернулись, то несколько дней буквально переваривали увиденное и задали мне только один вопрос: "А почему по телевизору сказали, что в Украине стоят заводы, безработица и все люди уезжают на заработки в Россию?" Я не смог ничего ответить, посоветовал лишь поменьше слушать, что говорят по ТВ", - рассказал житель Макеевки Юрий Селезнев.

В течение лета дончане постарались вывезти на отдых детей – в лагеря, пансионаты, профилактории. Как оказалось, возвращение в "Мордор" было травмирующим для малышей. "Проведя две недели в пансионате под Святогорском, 7-летний сын после возвращения в Донецк очень изменился. Как он признался, его страшат пустые улицы, отсуствие людей по вечерам и присутствие множества военных. К тому же, в нашем районе хорошо слышно, как со своих позиций стреляют боевики. Ребенок расплакался вечером, когда услышал первые "бабахи" - за 14 дней он отвык от выстрелов, от тревожных новостей, от наших перепуганных лиц, - говорит мама донецкого мальчика Людмила. – Да и мы с мужем, когда возвращались и пересекли первый блокпост ДНР, ощутили какую-то депрессию. Словно мы уехали из какой-то нормальной жизни и вернулись в ненормальную. Где надо не жить, а выживать".

Пожилые жители оккупированных городов уверяют, что больше года были убеждены - мол, в Украине дефолт. "Дети купили нам путевку в Бердянск и буквально заставили поехать отдохнуть. Когда мы приехали, то увидели неимоверные очереди к аттракционам, кафе были забиты, а в дорогих пансионатах места были забронированы вплоть до сентября. Тогда мы поняли, что нас в Донецке тупо зомбируют неправдой. Я не могу сказать, что в Украине все хорошо и гладко, есть проблемы, но то, что нам рассказывают – ложь. Знаю, что многие верят, но те, кто хоть раз съездил и посмотрел, уже не доверяют местным газетам и телевизору", - считает Александр Павлюков. Мужчина также говорит о том, что несколько дней после возвращения "с Украины" испытывал подавленные чувства, объяснить которые он не смог. "Накатывала тоска какая-то, как будто что-то потерял", - говорит пенсионер.

Психологи говорят, что на третий год войны в Донбассе местные жители начинают ощущать последствия психотрамв, полученные еще в 2014-м. "Я вижу это так: два года людей натурально обрабатывали. Помните митинги, например, в марте-мае 2014-го в Донецке? Я видел их почти все и могу с уверенностью говорить об использовании различных психотехник со сцены. В народе это называется "зомбирование". Кому-то покажется это смешным? Просмотрите еще раз кадры с митингов и попристальнее взгляните на руки выступающих "лидеров ДНР", отметьте интонации их голоса, слова-якоря, - поясняет психолог Александра Гуляева. - Дальше: третий год жителям оккупированного Донбасса морочат голову по телевизору: постоянно твердят о войне, о разрушениях, муссируют темы обстрелов. Это не может не накладываться на психику, ведь с 2014 года дончане живут с психотравмой. Каждый, кто хоть раз видел или слышал обстрел, получает психотравму. Возможно, на всю жизнь, если с человеком не поработают психологи. И с вот такой набитой черт знает чем головой человек из Донбасса выезжает на подконтрольные Украине территории. Что он видит? Младенцев не едят, свастику на спине не рисуют, пенсии и зарплаты платятся день в день, в магазинах люди выбирают колбасу из 20 видов, на море можно кататься на "банане", а по ночам - спокойно гулять по улицам. Начинаются проблемы в восприятии: а как же, по телевизору сказали, а вот тут все по-другому… Вернувшись в Донецк, люди несколько дней переживают этот конфликт пропаганды и реальности. Оглянувшись, понимают, в каком "мордоре" живут – и это естественно вызывает депрессию. Масла в огонь подливают те, кто продолжает уверять, что в ДНР все хорошо, а будет еще лучше".

Дончане говорят: соскучились не только по большому количеству людей на улицах но даже по автомобильным пробкам и очередям в кассы супермаркета. "Когда вернулись, вдруг осознали, насколько пуст и уныл наш город. А ведь казалось, только недавно у нас было Евро-2012, и к нам приехали куча друзей и знакомых. Каждый раз, проходя мимо закрытого супермаркета "БУМ" возле "Донбасс Арены", мы вспоминаем, сколько пива здесь было куплено и выпито за нашу команду. Возле ж/д вокзала без слез не пройдешь… И после возвращения "из Украины" нас ломает – приходится заново привыкать к обстрелам по ночам и одновременно к тишине улиц. Это безумно действует на нервы, и от этого никуда не деться", - резюмирует житель Донецка Семен Висленко.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства