Уходящий год стал для Украины годом тотальной декоммунизации. По всей стране валили памятники Ленину, активно переименовывали улицы, села, населенные пункты и даже целые города. Естественно, не обошлось и без громких скандалов, которые тут же подхватывались российскими СМИ. В итоге процесс удалось завершить на 90%. По словам директора Института национальной памяти Владимира Вятровича, в будущем году декоммунизация будет происходить как информационно-просветительская работа, направленная на распространение информации о советском прошлом, тоталитарном режиме и борьбе с ним украинцев.
Цифры и "хвосты"
Согласно данным Института национальной памяти, по состоянию на конец 2016 года в Украине переименовали 51493 улицы, 32 города, 25 районов и 955 населенных пунктов. Кроме того, коммунальщики и активисты демонтировали 2389 монументов и памятных знаков тоталитарным вождям, а популяция памятников Ленину сократилась на 1320 единиц.
Рекордсменом по переименованию улиц, скверов, городов и населенных пунктов в уходящем году стала Винницкая область. Здесь новые имена получили 4882 топонима. Больше всего коммунистических памятников свалили в Харьковской области — 256. Здесь же отправили в небытие и больше всего монументов Ленину — 155 штук.
По оценкам экспертов Института национальной памяти, декоммунизация в стране выполнена на 90%. "Можно сказать, что декоммунизация состоялась. Цифры говорят о том, что задание, которое мы поставили перед собой, выполнено. Правда, остаются еще "хвосты" в виде некоторых топонимов или населенных пунктов, по которым нужна дополнительная информация - подпадают ли они под действие закона. Остались и некоторые памятники Ленину на территории отдельных предприятий или в селах", - пояснил "Апострофу" директор Института Владимир Вятрович.
Дополнительная информация, которую собирают по городам и селам специалисты, крайне важна, чтобы не переименовать топоним, который не имеет никакого отношения к тоталитарному режиму. Например, село Хрущовая Никитовка в Харьковской области. На первый взгляд думать здесь нечего — переименовать. На самом же деле село было названо не в честь Никиты Хрущева, а по имени одного казацкого полковника XVII века и фамилии другого.
Однако самый большой "хвост" остается в столице в виде памятника Щорсу. Монумент закрыт лесами, но все еще находится на своем месте, ведь он внесен в список объектов культурного наследия.
"То что монумент является памяткой искусства, абсолютно не значит, что он должен остаться на своем месте. Законом абсолютно четко предусмотрено, что его нужно удалить из общественного пространства. Если он составляет определенную ценность, это означает только то, что памятник должен быть сохранен и может экспонироваться в музее или заповеднике. Соответственно, мне непонятна позиция ни киевской власти, ни Министерства культуры. Все процедуры по исключению памятника Щорсу из списка объектов культурного наследия можно было бы завершить в 2016 году", - добавил Владимир Вятрович.
Скандалы
Несмотря на то, что декоммунизация стала логичным следствием победы революции на Майдане, не везде по стране она проходила гладко. После того, как в Харькове еще в 2014 году снесли 20-метрового Ильича, самым высоким монументом вождя оставался памятник Ленину в Запорожье — 19,8 метров. Когда стало известно о планах местной власти снести монумент, возле мэрии прошла акция протеста, на которую собрались в основном пенсионеры. Проукраинские активисты закидали защитников Ленина яйцами и облили зеленкой. Отстоять памятник вождю не получилось, но эпопея по его демонтажу растянулась на несколько дней. Сначала монумент оградили забором, затем рабочие принялись пилить основание скульптуры, но Ильич падать не хотел: у коммунальщиков несколько раз ломалась техника, рвался распилочный трос. В итоге вождь, который в процессе сноса успел обзавестись профилем в Twitter, пал 17 марта. "Ночью приходил Петр Симоненко (лидер украинских коммунистов, - "Апостроф"). Просил прощения, что не уберег", - гласит последняя запись в Twitter павшего Ильича.
В процессе декоммунизации с неожиданной стороны открылся губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль. Чиновник порадовал украинцев хорошим художественным вкусом, переименовав Октябрьскую площадь в Ужгородском селе Минай в площадь Энди Уорхола, а улицу Ленина в закарпатском селе Калины в улицу Джона Леннона.
Премию "переименование года" могли бы получить депутаты парламента, которые из Днепропетровска сделали Днепр. Кстати дискуссия о том, как правильно теперь называть город в русском языке идет до сих пор. По словам Вятровича, верным является название Днипро, однако лингвисты уверены, что калька с украинского здесь неуместна, соответственно правильное название "Днепр".
Еще один громкий ребрендинг произошел с Московским проспектом в столице. С легкой руки депутатов Киевсовета проспект получил имя Степана Бандеры. В Москве отреагировали молниеносно: "Это прямое издевательство над памятью всех, кто пал в борьбе с нацизмом и фашизмом, с его местными подельниками", - завил тогда уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
Впрочем, проспект Степана Бандеры могут снова переименовать. На сайте Киевсовета появилась петиция, в которой депутатов просят назвать проспект в честь Владимира Великого.
Добралась декоммунизация и до оккупированных территорий Украины, правда, пока только на бумаге. Так, на востоке Украины народные депутаты переименовали 76 населенных пунктов, подконтрольных боевикам, а в Крыму новые названия получили 75 топонимов.
Отчаянная попытка декоммунизации в начале года произошла и в занятом боевиками Донецке. На главной площади города в январе неизвестные пытались подорвать памятник вождю, но в результате взрыва пострадал лишь гранитный постамент памятника, сам же Ленин остался цел.
Цена вопроса
Критики декоммунизации упрекают власть в том, что в условиях финансового кризиса спускать миллионы на борьбу с тоталитарным прошлым, по меньшей мере, нецелесообразно. В бюджете на это деньги не предусмотрены, поэтому вся финансовая нагрузка ложится на плечи местных советов.
"Весь этот процесс стоит больших денег. Например, смена названий топонимов связана с заменой всех табличек и указателей, а это деньги. Во-вторых, в ряде случаев предприятия, которые находятся по измененным адресам, должны перерегистрироваться, ведь предприятие или фирма, естественно, не могут находиться по несуществующему адресу. Это влечет за собой замену большого массива документов. Если ставить вопрос, сколько в процессе декоммунизации обоснованных расходов, то я считаю, что их вообще нет. По стране в год это выливается в миллиарды гривен расходов, а при этом Украина в тяжелейшей финансовой ситуации. Лучше бы на эти деньги купили лекарства больным детям или потратили на что-то более нужное. Это было бы разумно", - пояснил "Апострофу" экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.
Местные общины выкручиваются как могут, чтобы отбить деньги, затраченные на демонтаж советских памятников. Например, на одном из сайтов бесплатных объявлений говорится следующее: "Община села Коржи проводит продажу памятника Ленина для достройки купола церкви".
А вот в городе Изюм Харьковской области местная власть также решила продать демонтированного Ильича, а на вырученные деньги купить медицинское оборудование.
Впрочем, Владимир Вятрович уверяет, что несмотря на всю критику, процесс будет продолжаться и в 2017 году, но уже в других формах. "Продолжение декоммунизации мы видим как информационно-просветительскую работу, направленную на распространение информации о советском прошлом, тоталитарном режиме и борьбе с ним украинцев. Таким образом, мы должны разрушить мифы и стереотипы, существующие до сих пор в украинском обществе, которые очень активно использует российская пропаганда. Декоммунизация входит в другую фазу, она продолжается", - резюмировал Вятрович.