RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Вычисляем коллаборанта: за что в Раде хотят наказывать жителей Крыма и ОРДЛО

В парламенте зарегистрировали законопроект о наказании за коллаборационизм

В парламенте зарегистрировали законопроект о наказании за коллаборационизм Чиновникам и представителям властей "ДНР" законопроектом предусмотрено до 15 лет лишения свободы Фото: EPA/UPG

Украинские парламентарии предлагают окончательно обрубить все связи с оккупированными территориями и ввести в уголовном кодексе ответственность за коллаборационизм. Наказанием за сотрудничество с оккупационными властями в Крыму и неподконтрольной части Донбасса должно стать лишение свободы на срок до 15 лет. Соответствующий законопроект на днях был подан в Верховную Раду. Кого нардепы рекомендуют считать злостными предателями и что им за это будет, разбирался "Апостроф".

Ты - коллаборант!

Автор законопроекта №6170 нардеп от "Народного фронта" Игорь Лапин разработал пошаговую инструкцию по вычислению типичного коллаборациониста. Итак, если украинский гражданин сотрудничает с российской оккупационной властью в Крыму или созданными Россией марионеточными правительствами в ДНР и ЛНР, то 100% это коллаборант. Ходил на митинги в поддержку оккупантов? Поддерживал их на фейковых референдумах или даже участвовал в незаконных выборах? Ты - коллаборант.

По мнению Лапина, типичного коллаборанта выдает и бизнес с оккупированными территориями, поэтому ведение хозяйственной деятельности с оккупационной властью и с любыми другими субъектами такой деятельности на территории Крыма и ОРДЛО запрещается проектом закона. Отговорки по поводу того, что предприятие только находится в ОРДЛО, а зарегистрировано в Украине, не прокатят. Кроме того, коллаборанта от неколлаборанта всегда можно отличить по "паспорту" непризнанной "республики" либо по любым другим документам, полученным из рук оккупантов. Есть такие документы? Ну, хотя бы справка из ЖЭКа ДНР? Ты - коллаборант! Ну и естественно, коллаборант в квадрате тот, кто входит в состав фактических властей Крыма или Л/ДНР. Правда все перечисленное не относится к сотрудникам Минобороны, СБУ, МВД, Службы внешней разведки или Госпогранслужбы, которым пришлось маскироваться под коллаборантов, чтобы выполнить важное государственное задание.

Наказывать пособников российской оккупационной власти планируют строго. Для этого законопроектом предлагается ввести в уголовный кодекс статью о коллаборационизме, которая предусмотрит лишение свободы на срок от 12 до 15 лет. "Я бы, конечно, был не против высшей меры – пожизненного заключения в зависимости от уровня сотрудничества и последствий, но я понимаю, что у нас общество гуманное и наши европейские партнеры будут критиковать нас за такую жесткость. Поэтому есть понятие "особо тяжкое преступление", соответственно, амнистия на таких людей не будет распространяется", - рассказал "Апострофу" автор законопроекта Игорь Лапин.

Но есть один нюанс: от ответственности предполагают освободить тех украинцев, кого пытками и физическим принуждением заставили сотрудничать с оккупационной властью. Правда, о том, что кроме пыток существуют еще и угрозы, которые также являются вполне действенным инструментом принуждения, в законопроекте не упоминается.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что введение понятия "коллаборационизм" в украинском правовом поле – архиважный вопрос для страны. "Сложилась ситуация, когда наши военные ценой собственной жизни и здоровья защищают суверенитет и территориальную целостность на востоке Украины, а отдельные граждане успешно сотрудничают и ведут бизнес с российской оккупационной властью, увеличивая свои доходы. Такое положение вещей в современных условиях является недопустимым", - говорится в тексте документа.

Пробелы закона

В российских СМИ с традиционным "сочувствием" к угнетенным русским отреагировали на законопроект о запрете коллаборационизма. Пропагандисты уже успели назвать его "фашистским механизмом", который позволит посадить в тюрьмы миллионы человек. В реальности же отрицать необходимость ответственности того же Аксенова, Захарченко или Поклонской нельзя. Правда, в уголовном кодексе уже есть статья за государственную измену, но вряд ли ее можно применить к тем людям, которые ходили на пророссийские митинги или активно ратовали за фейковые референдумы в Крыму и на Востоке.

"Мы придем в Крым и на Донбасс с украинским флагом. Что мы будем предъявлять людям, которые сотрудничали с оккупационными властями? По какому законодательству мы их будем судить? В этом и состоит необходимость закона: решить, что делать с такими людьми", - поясняет Лапин.

Вместе с тем в законопроекте можно заметить ряд существенных просчетов, которые явно требуют доработки. Во-первых, согласно Минским соглашениям, Украина должна обеспечить амнистию и помилование лицам, которые принимали участие в событиях, имевших место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Закона об амнистии еще нет, а если он и будет принят, то, очевидно, людей с кровью на руках никто не помилует, а вот от преследований тех, кто кричал "путинпамаги" под стенами ДонОГА, нужно отказаться. Но, согласно законопроекту о запрете коллаборационизма, осудить придется всех, кто размахивал российскими триколорами на Донбассе.

"Законопроекта, предполагающего криминальную ответственность за все формы коллаборационизма не должно быть, - говорит в комментарии "Апострофу" юрист Ирина Лоюк. – Имеющихся статей криминального кодекса достаточно для привлечения к ответственности. Это и статья о государственной измене, и статьи о пособничестве терроризму".

Второй просчет законопроекта состоит в том, что не совсем ясно, какое именно сотрудничество с оккупационными властями следует считать преступным. Кроме участия в митингах и референдумах, запрета на хоздеятельность, получения документов и непосредственной работы во властных оккупационных органах, законопроект как одну из форм коллаборационизма определяет "любые другие формы сотрудничества с российской оккупационной властью". Какие это "любые другие формы" – непонятно. А ведь, так или иначе, оставшимся на неподконтрольных территориях жителям Донбасса и Крыма практически ежедневно приходится вступать во взаимодействие с оккупационными администрациями при трудоустройстве на мирную работу, походе в горсовет для решения бытовых вопросов, уплате налогов, оформлении соцвыплат.

Но Игорь Лапин успокаивает: "Есть формы коллаборационизма – и это уголовно наказуемо, а есть действия, которые носят признаки коллаборационизма, например, человек пошел работать учителем в школу. Это не уголовно наказуемое действие, поэтому обычных людей наказание не настигнет".

Но у юристов другой взгляд на проблему. "К сожалению, такие люди тоже попадают под ответственность, так как в законопроекте четко прописаны исключения", - добавила Ирина Лоюк.

Запрет на получение документов от оккупантов также весьма спорная норма. "У меня недавно умерла бабушка. Естественно, заключение о смерти, документы из морга и многие другие я получала от "полиции ДНР" и местных "органов" регистрации. А что было делать? Есть какой-то другой вариант?" – жалуется дончанка Ольга Савченко.

Наконец самая неуклюжая норма законопроекта – это запрет на хозяйственную деятельность с предприятиями, которые находятся в ОРДЛО или Крыму. Ведь если российская власть признается законопроектом оккупационной, то почему на Востоке и в Крыму с оккупантом нельзя вести бизнес, а в Москве и Саратове уже можно? По логике нужно было бы обрубить все экономические связи с оккупантом, но законов, запрещающих украинцам вести бизнес с россиянами нет, соответственно, законопроект порождает политику двойных стандартов.

Коллаборанты без войны

По словам экспертов, подходить к решению вопросу коллаборационизма законодательным нахрапом – неверно. "Адекватные исследователи конфликтов сходятся во мнении – если конфликт основан на сепаратизме, силовые методы самые плохие. Необходима политика мягкого сближения, нужно выигрывать войну в головах людей. Европейское сообщество вывело свои принципы защиты государственности, начиная их создавать еще с 1945 года, для преодоления последствий нацизма, а потом и тоталитаризма. В основу этих принципов положено ограничение прав людей, которые ошиблись, но не имеют крови на руках. Эти ограничения относятся к возможности быть назначенным на государственные должности или быть выбранным в органы власти, чтобы защитить государство от нелояльного к нему отношения", - резюмирует Ирина Лоюк.

Политолог Андрей Бузаров считает, что шансы у законопроекта №6170 быть принятым нардепами достаточно низкие. "Коллаборационизм — это термин, который используется в условиях объявленной войны. Когда президент говорит, что у нас нет военного положения, любые термины, которые характерны для военного времени, не будут поддержаны официальной властью. Возможно, часть депутатов из "Самопомочи", например, и других партий поддержат этот законопроект, но не президент", - уверен эксперт.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства