Священник Украинской греко-католической церкви, капеллан НИКОЛАЙ МЕДИНСКИЙ ("Зализняк") во второй части интервью "Апострофу" рассказал, почему нельзя запрещать Московский патриархат в Украине, как война на Донбассе изменила людей и что необходимо для формировани настоящего независимого государства.
Первую часть интервью читайте здесь: У Путина есть страшное оружие, которое он использует даже в Киеве - священник из АТО
- Что вы думаете о вмешательстве в церковные дела на государственном уровне? Часто говорят, например, о запрете УПЦ МП.
- Можно прибегнуть к шагам, подобным тому, что сделал [министр внутренних дел Арсен] Аваков, по представлению которого было просто запрещено московскому попу присутствовать в НГУ в качестве капеллана. Запретили – и все, аминь. Так же можно запретить много чего. Возможно, до того и дойдет.
Но не все ты на законодательном уровне запретишь. Когда-то, года два или три назад, когда я формировал капелланскую службу "Правого сектора", я публично призвал священников присоединяться ко мне в борьбе с этой напастью московской церкви. И после каждого такого призыва в интернете мне начинали звонить московские попики. И один из них сказал мудрые слова. Он говорит: "Отче, не вините нас". "Опаньки! – говорю. – А кого винить?" "Людей. Пусть они просто перестанут ходить в наши храмы – и мы вынуждены будем убраться"... И он сказал правду.
Впрочем, сейчас есть опасность в другом. Если сейчас на законодательном уровне запретить УПЦ МП – это станет сигналом тем кликушам, проплаченным или зомбированными, которые есть в каждом населенном пункте, сразу начинать в обществе акции протеста. Мигом начнут выступать и делать из себя мучеников.
Поэтому я убежден, что мы должны как можно более профессионально срывать маски, рассказывать людям правду, показывать их ролики, 90% из которых являются антихристианскими и антиукраинскими – и тут же объяснять, что именно там не так.
Возможно, существует и другой путь. Но я пока его не вижу. Я не знаю, как иначе очистить сознание общества от этой крайне опасной бациллы. Вы же посмотрите, если человек четко работает в пропаганде национальной идеи – они тут же берутся его уничтожать.
А у нас, к большому сожалению, с 1990-х нет идеологии. Куда мы идем, какое государство хотим построить, как оно должно выглядеть, какой должна быть наша экономика и так далее... Что такое вообще Украина будущего?
Мы имеем национальную идею – УССГ (Украинское Самостоятельное Соборное Государство, - "Апостроф"). Но официально же нигде не прописано, что такое самостоятельное государство, что такое соборное государство. Вот скажите: какова наша идеология на официальном уровне?
- Сложно сказать...
- Потому что нет ее! Поэтому и имеем ситуацию, когда непонятно, к чему идем, к чему стремимся. И соответственно – непонятно, на каком уровне развития мы находимся. Это – во-первых.
Во-вторых, если нет идеологии – абсолютно нет и информационного противодействия любым идеологическим врагам. Нет! Хорошо, хоть несколько программ появилось, которые хоть немного прочищают мозги. Но этого мало. Потому что они работают четко. И как только видят малейший проблеск – мигом в ту точку бьют.
Да, они должны платить действительно большие деньги – и они их платят. Потому что веками из черного делать белое, из лжи – правду – недешевое удовольствие. А нам же просто достаточно говорить правду.
Они веками пытаются навязать нам комплекс неполноценности. У нас на государственном уровне должна формироваться гордость за то, что ты – вообще украинец, что ты причастен к этому роду. Мы должны формировать эту гордость примерами из истории и современности. Поверьте, нам есть чем гордиться. И нам есть с помощью чего формировать внутренний стержень общества – украинский и христианский. Но это все должно быть систематизировано.
И когда они в одной из заповедей Декалога украинского националиста "Будь горд тем, что ты являешься наследником борьбы за славу Владимирова Тризуба" перекручивают и гордость подают как грех гордыни – то с таких вещей надо срывать маски и говорить правду.
Именно это мы и хотим делать с помощью небольших роликов, которые потом будем популяризировать в обществе.
Вот я говорил о немалом количестве молодых и старших женщин, бабушек – тех, кого я называю кликушами или матрешками. Так с ними я поговорил бы об одном из роликов Андрея Ткачева – это московский священник, который в Киеве говорил про Майдан: "Молюсь, чтобы они сожрали друг друга"...
- Это вы о том, кто когда-то роль спикера УПЦ МП выполнял, а после Майдана сбежал в Россию?
- Да. Он и о женщинах высказался. О том, как надо с женщиной себя вести. "Бабу нужно держать под каблуком... Бабы наглые, противные, и если она в лоб не получит хотя бы раз в жизни, она ничего не поймет... Надо ее ломать. Об колено, об колено ее!" Вот представьте себе это все!
- Никогда бы не подумала, что так может священнослужитель высказываться... Скорее на лексику и взгляды какого-то алкаша или домашнего тирана похоже.
- А он постоянно так себя ведет! Это их лицо. Для них это нормально! И я все собираюсь коротенький ролик сделать и обратиться к женщинам со словами: женщины, если вам нравится, чтобы вас ломали об колено – идите, пусть Ткачев и такие, как он, это с вами делают. Я же не имею права вам этого запретить. Но давайте назовем это своим именем! Давайте открыто скажем, что это – садомазохизм. И с христианской верой это не имеет ничего общего!
- А вам не кажется, что такого уровня манипуляции (как с подменой понятий "гордость" и "гордыня") направлены на людей, скажем так, не совсем образованных, не очень интеллектуально развитых? Возможно, нам бы в первую очередь взяться что-то с системой образования делать?
- А я об этом и говорю. Безусловно! Противодействовать – освещать, показывать, кто они есть, срывать маски, но и воспитательной работой заниматься. Работать над духовным и идеологически-воспитательным направлением. Это все та же идеологическая работа, которой у нас с 90-х годов не было. Ее нужно восстанавливать. Это и будет та духовно-воспитательная работа, задачу которой можно описать буквально в двух словах: системно учить украинское общество любить Бога и Украину.
- Скажите, война на востоке страны вас сильно изменила? Как человека и как священника?
- Война всех поменяла... И меня, и большинство, наверное, тех ребят, с кем общаюсь. Они как-то стали иначе, через сердце воспринимать любовь к Украине, украинскую идею борьбы за государственность. Для них это уже не просто какие-то лозунги, а стиль жизни. "Слава Украине! Героям слава!" – это уже не просто слова, а лозунг, омытый кровью собратьев.
Все мы изменились. Абсолютно все мы повзрослели (даже не знаю, как это точнее назвать) в пределах понимания нации, общества. Как-то по-другому начали переоценивать. Когда ты приезжаешь домой и смотришь на то, чем живет общество, которое начало забывать, что в Украине идет война, ты понимаешь, что это далеко не ценности. И наоборот: ты понимаешь, что то, что у тебя болит, что для тебя является самым важным, общество не понимает. Даже самые близкие люди часто не понимают...
Мы изменились. Я уверен, что в лучшую сторону. Но время даст свою оценку. И доказательством изменений, которые в нас произошли, является хотя бы то, что у большинства из нас стало меньше друзей. У кого-то их осталось мало, у кого-то – не осталось совсем.
А еще – мы, наверное, стали добрее. Особенно ярко это видно, когда ты приезжаешь на фронт и видишь, как относятся воины к животным. С каким трепетом и любовью. То есть меняется что-то в сердце. Оно будто переполняется какой-то настоящей любовью к тому, что тебя окружает. Ты начинаешь осознавать ценность жизни. Начинаешь понимать, насколько важно и дорого тебе небо, под которым не раздаются взрывы...
- А ненависть? Это чувство вам известно? В христианстве же пропагандируется прежде всего любовь к ближнему и даже врагам...
- Ненавидеть грех – это нормально. Ненависть к человеку? Да нет. Ненависть к явлению – да. Потому что это явление является воплощением греха, преступления закона божьего. И любить его – это уже встать на сторону противника божьего. Быть равнодушным к нему? Это, опять же, встать на сторону преступника. Ненавидеть грех, ненавидеть явление, которое олицетворяет грех – это нормально. Ненавидеть и бороться с ним.
- Ненависть может стать мотивацией для победы?
- Нет. Мотивацией к победе все-таки должна быть любовь к своему народу и своей земле. А ненависть к врагу приведет только к тому, что мы будем эмоциональны, не собраны и прочее.
Вообще ненависть, эмоции, ярость, злоба должны быть чужды воину. Воин должен быть уравновешенным и хладнокровным. И четко выполнять свою работу. Хорошо выполнять. Это касается воина христова или воина других духовных традиций, того же кунг-фу, например. У воина внутри должно быть спокойствие – только тогда он будет полноценным воином. Злоба и ненависть ни к чему хорошему не приведут. Лишь будут разрушать его изнутри.
Скажу честно. Сейчас рассказывать воинам о любви к врагу не всегда приходится. Хотя если так основательно разобраться – они поймут. Но вообще очень четко о любви к врагу сказал как раз святой московской церкви, Филарет Московский. Он сказал следующее: "Своего врага – люби, врага отечества – круши".
То есть он заповедует любить своего личного врага, ибо, благодаря ему, человек закаливается, как металл в огне и масле. Благодаря нашим личным врагам, мы проходим важный путь и учимся, как избавиться от тех внутренних эмоций, которые нам вредят. Эта практика, опять же, существует во всех культурах, во всех духовных и боевых практиках.
А дальше он говорит: "Врага отечества – круши, врагабожьего – гнушайся". То же самое говорил воину Иоанн Креститель: ты хорошо выполняй свой долг. Такая же позиция Христа, когда он возвращается к апостолу, который отсекает ухо слуге. Он не удивился, откуда у того меч. Лишь сказал: "Вставь его в ножны свои – не пора!"
Да и вообще, когда Христос приходит в храм и разгоняет торговцев, он там становится как воин, который общается с теми торговцами на языке, который они понимают. Ведь есть категория людей, которые понимают единый язык – язык силы. Все остальное в случае с ними – это бросание жемчуга под ноги свиньям.
Поэтому крайне важно как раз отсутствие внутренних эмоций, которые будут нас разрушать, четкое выполнение воином своей работы – защиты земли и защиты жизни за своей спиной... Но основой, если мы хотим иметь полный результат, должна стать именно любовь к своему народу, к своей земле, своей нации, любовь к Богу и Украине. Это то, что должно занимать 100% места в сердце воина. Вот и все.
- Я просто пытаюсь понять, как человеку, который видел смерть, который собирал своего собрата по кускам, который сам был, возможно, ранен, объяснить, что он должен любить своего врага, быть ему благодарным...
- А никто не говорит о том, что ты должен любить его здесь и сейчас. Любить врага можно после покаяния, после того, как он изменится внутри. Пройдет немножко времени, то, что болит, немного заживет... И тогда можно об этом говорить. А пока человек является носителем идеологии смерти, греха и злобы, никто не говорит, что ты этого человека должен любить.
Вот смотрите, если я с товарищем буду идти по лесу и на нас нападет бешеный волк – я буду его любить или ненавидеть? Ни то, ни другое. У меня не будет ни ненависти, ни любви – лишь понимание, что его надо уничтожить как субъект, который несет угрозу бешенства обществу. То есть я его ликвидирую – и все.
Подобное отношение – и к врагу, который здесь и сейчас. Я не думаю, что воин, который ведет бой, задается вопросом, любить или ненавидеть? Он просто понимает, что это – носитель бациллы бешенства, носитель агрессии. И так оно и есть. А думать над этим философским вопросом воин будет позже, когда останется наедине с собой.
И здесь уже нужна работа капеллана, командира или психолога с каждым лично. Кто-то может впадать в истерику, кого-то может охватить ярость, кто-то погрузится в апатию или отчаяние... Не существует универсального рецепта. Но понять этот момент можно именно тогда, когда идет бой. Воин не озабочен вопросами любви или ненависти к врагу. Он знает, что его надо ликвидировать. Как того волка, который загрыз моего товарища, я должен ликвидировать, чтобы он не загрыз кого-то еще.
Сами россияне понимают, что их ненавидит весь мир – и не понимают, почему. Когда ты ему показываешь, что класть грязные лапти на стол, когда ты зашел в чужой дом, неприемлемо, он не понимает. Он спрашивает: "Почему?" Я так хочу, мне так нравится. А почему нет?..
- А не считаете ли вы, что люди в России могут быть заложниками того, что у них такая духовная элита, такие политики, такое повальное поклонение имперским амбициям?
- Если бы это происходило в течение 10 лет, в течение полувека или даже (хорошо, пусть) 100 лет – тогда можно было бы с натяжкой допустить, что люди стали заложниками. Но это происходит в течение уже почти 800 лет! И звучит в разных интерпретациях легенда о "хорошем, белом и пушистом русском народе" и плохой власти над ним.
Я извиняюсь! Уже разные слои российского общества порождали какую-то власть – и вся плохая. Ну, в конце концов, возникает вопрос: а где же тот хороший народ, белый и пушистый?! Поэтому вы верно сказали о воспитании общества.
- Вы знаете, как это делать?
- Знаю. Если в 2014 году еще не знал – то сейчас знаю. Есть прогресс. Есть какие-то наработки. Но чтобы это все было максимально эффективным, надо это четко доносить до масс. Брать определенную программу, определенный вопрос или какую-то коротенькую лекцию – и доносить максимально до людей. А для этого уже нужна поддержка ваша – корреспондентов, радио, телевидения. И вместе должны воспитывать общество. Но это должна быть системная работа.
Знаете, совсем недавно у нас был разговор о приходе. Когда мы, приходские священники, говорим о том, что нам надо что-то делать, чтобы возвращать детей и юношей. И я сказал: не надо что-то придумывать. Ты просто бери, ищи возможность – и возле церкви ставь детскую площадку. В подвале церковном теннисный или бильярдный стол установи. Создавай библиотеку и кинозал. Что-то делай!
И если у тебя возле церкви будет классная детская площадка, а еще лучше – если еще и волейбольная уместится, то дети и молодежь привыкнут, что они должны автоматически возле церкви собираться. В теннис поиграть, в волейбол поиграть, матери с детишками на качели придут. И у них это на уровне подсознания будет привязываться. И не надо ничего выдумывать. Это уже на Западе давно делают – и оно работает!
Мне один из побратимов, воинов говорил: я шел к священнику, я хотел увидеть если не брата, то отца, а прихожу – и вижу в церкви какой-то могучий тысячелетний камень, который оброс мхом, а там еще из мха торчит айфон... Ну, вы понимаете.
Это только кажется, что все это крайне непросто и сложно. На самом деле все просто. Поэтому без воспитательного направления мы никак. Потому что победа, государство, свобода – все это формируется в нашем сознании и в нашем сердце.
Мы в последнюю поездку выбрали тему: независимость от греха – путь к независимости государства. Тема очень интересная. Но когда я говорил там с ребятами, были моменты, когда некоторые из них мне говорили: да, отче, ты не о том говоришь... Здесь идет речь о жизни общества, войне, фронте, построении государства – а ты свой грех тыкаешь. К чему здесь грех, в конце концов?
Но когда начинаешь говорить, то вроде бы и при чем. Ведь что является препятствием в построении нормального государства? Коррупция, разворовывание бюджета, злоупотребление своим служебным положением, ложь, лицемерие... Все, что я перечислил, является грехом. И если мы не освободим общество (то есть самих себя, потому что общество берет начало из нашего сердца, из нашего сознания) от этого – мы его не оздоровим, а значит, не сможем породить здоровую власть, украинскую по духу.
Это же так же, как "белый и пушистый" русский народ – и хренова власть. Ну, извините. Это все равно что сказать, что Россия, которая аннексировала одну шестую земного шара и почти тысячу лет является главным террористом на планете Земля, на самом деле белая и пушистая.
Так же и у нас. Когда приходит время выборов, звонит кум из Киева. "Ой, Иван, помнишь, я твоего Василька устроил здесь учиться?" "Ну, помню". "Вот мне надо, чтобы ты там не то, чтобы проголосовал за определенного человека или партию икс, а еще и организовал определенную команду, которая будет развиваться"... Ну, как же я куму откажу? Надо. Пустой этот человек икс, но что же я сделаю?
Приходит время выборов, звонит начальник: "Слушай, Иван, там так, так и так. Смотри, ты должен делать так и так". И он даже не объясняет, что будет, если ты этого не сделаешь – ты знаешь, что тебя уволят. "А что, мне работы лишиться?" И такого много.
- А потом мы требуем хорошей жизни...
- Да, после выборов этот человек, который продал за гречку государственную идею, выйдет на улицу и будет говорить: "Когда уже это все закончится? Я уже так измучился". От чего? От сидения на диване и прицельной стрельбы вареником в рот? От чего ты измучился?! Пока мы не начнем понимать, что Украина – это я, что построение будущего Украины начинается с меня – до тех пор толку не будет. Просто не будет – и все!