В Украине уже в 2020 году может измениться механизм регистрации места проживания. Законопроект "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания", который на днях был представлен Офисом реформ админуслуг, существенно меняет правила игры института прописки. Что предлагают законодатели и как реформа регистрации отразится на обычных украинцах, разбирался "Апостроф".
Полезная реформа
По мнению авторов законопроекта, реформа института прописки назрела давным-давно, ведь более 10 миллионов украинцев не проживают по месту регистрации, а 63% детей вообще не имеют зарегистрированного места проживания. Ну и что? Кому от этого плохо? Однако законодатели настаивают – это плохо, ведь не имея достоверных данных о количестве людей, проживающих на той или иной территории, органы власти не могут планировать программы соцэкономразвития регионов (например, не пустят дополнительный автобус в ваш район, не построят новую школу), разрабатывать мобилизационные планы, военкоматы не могут успешно ловить уклонистов, а спасатели корректно планировать мероприятия по эвакуации населения в случае чрезвычайных происшествий. В общем, регистрироваться даже полезно для здоровья.
Как же планируют регистрировать украинцев по-новому? Главное новшество законопроекта состоит в том, что вводится декларативный принцип регистрации. То есть достаточно просто прийти в ЦПАП с паспортом и сказать: "Я живу на улице Шевченко в доме N, квартире N" – и можно праздновать новоселье. Естественно, такая регистрация не является основанием для получения каких-либо прав на жилье или доказательством законности проживания в квартире, доме, а более того, не обязывает человека платить за жилье и коммунальные услуги.
Казалось бы, рай для тех же уклонистов – прописался в "левой" квартире и порхай до 27 лет, пока военком по закону уже не будет иметь права тобой интересоваться. Но не все так просто. Чтобы регистрация не превратилась в фарс и все было честно, авторы законопроекта вводят систему проверок, которой в действующем законодательстве не предусмотрено.
Итак, в каких случаях органы регистрации могут заподозрить вранье и заявиться в гости с проверкой:
- Если владелец жилья обратился с заявлением в органы регистрации о том, что зарегистрированный человек уже не живет там, где прописывался. С аналогичным заявлением могут обратиться и органы власти или предприятия любых форм собственности, которые имеют соответствующие документальные доказательства.
- Если за один год гражданин меняет место регистрации уже третий раз.
- Если в одном помещении зарегистрировано более трех семей.
- Если в квартире или доме зарегистрирован ребенок до 14 лет, а ни один из его родителей или опекунов не зарегистрирован вместе с ним.
- Если гражданину аннулировали регистрацию (а такое возможно, если в декларации о регистрации он написал недостоверные сведения) хотя бы один раз за последние три года.
- Если гражданин пожаловался в органы регистрации на аннуляцию регистрации, мол, приходите и проверяйте, скрывать нечего.
- Если в декларации о регистрации записан "кривой" адрес.
Какие ваши доказательства
А теперь самое интересное: как же будут проводиться такие проверки и что станет доказательством проживания в квартире или доме?
Ревизоры из органов регистрации, как вампиры, смогут заходить в квартиры только по приглашению. Для начала ревизор отправит человеку, которого нужно проверить, опросный лист: субъект проверки должен будет ответить на ряд вопросов и доказать, что он фактически живет там, где регистрировался. Если с бумагами возиться лень, то можно вернуть опросный лист обратно, указав в нем время, когда ревизор может застать вас дома и получить доказательства на месте. Но лучше все же пригласить проверяющего домой, ведь если в процессе переписки регистратору что-то не понравится в ответах опросника, то регистрация будет аннулирована.
На что же обратит внимание ревизор, когда придет с проверкой и включит видеокамеру (да-да, согласно проекту закона, так тоже можно). Во-первых, проверяющий посмотрит, находитесь ли вы в квартире. Если ревизор вас найдет, он пристально осмотрит жилое помещение на предмет наличия в нем вашей одежды, предметов личной гигиены, имущества, спального места, в общем всего, чем пользуется в быту обычный человек. При этом наспех привезти раскладушку, разбросать по квартире пару носков и поставить на стол чашку в качестве доказательств проживания не удастся, ведь инспектор должен будет еще оценить количество вещей и как быстро их можно привезти (если вдруг вы задумали обмануть государство).
Потом в качестве доказательств ревизор спросит ключи от квартиры, почтовые квитанции, счета за интернет, доставку воды, охранные услуги и опросит соседей. Если все сойдется, значит, вы действительно проживаете по месту регистрации, что и будет отражено инспектором в акте осмотра.
А если не сойдется? Тогда штраф – 1700 грн на первый раз и 3400 грн – если государство обманули во второй раз за год. Так, может, ну ее вообще эту регистрацию? И так не выйдет. Тоже штраф – 340 грн на первый раз, если в течение 90 дней вы так нигде и не зарегистрировались, и 850 грн за второе аналогичное нарушение в течение года.
А если вам посчастливилось вести жизнь, не обремененную материальной суетой современного мира, и вам чужда идеология общества потребления, то есть если вы бомж? Тогда достаточно стать на учет в учреждениях соцобслуживания и соцзащиты, и подача деклараций о регистрации станет головной болью чиновников этих заведений. И никаких штрафов.
Читайте также: Медреформа в Украине стартовала: где и как найти врача
Сырой закон
Эксперты, опрошенные "Апострофом", уверяют, что сама идея декларативной прописки соответствует европейской практике.
"Закладывать фундамент для декларативного подхода к регистрации – это правильно", - говорит "Апострофу" юрист Ксения Железняк.
"Это хорошо, если это будет делаться "честно", - добавляет "Апострофу" директор юридической компании "Прима лидер групп" Дина Дрыжакова.
Но в то же время законопроект открывает поле для нечестных манипуляций.
"Если задекларированный адрес не будет соответствовать действительности, то человека будет сложно найти в случае необходимости, например, суда. Это по сути развяжет руки тем, кто укрывается от правоохранителей, налоговой, ведь нельзя будет найти человека по месту регистрации", - отмечает Дрыжакова.
"Непонятен и механизм взыскания штрафов, который прописан в законопроекте, - говорит Железняк. – Они будут взыматься по Кодексу об административных правонарушениях? Какой конкретно орган будет проверять, контролировать и штрафовать? А проверки квартир? Получается, это будет вмешательством в личную жизнь, ведь факт проживания подтверждают, например, личные вещи. Это очень тонкая грань. Будет ли суд принимать такие доказательства, если регистрация не является доказательством законности проживания?"
"Представьте, что вы приходите к регистратору, он берет ваш паспорт и начинает искать информацию в реестре территориальной громады, - добавляет "Апострофу" главный специалист отдела ведения Госреестра избирателей Винницкого горсовета Сергей Киналь. – Если не нашел, то добавляет информацию о вас в реестр, а потом ищет адрес, по которому вы хотите зарегистрироваться, и если не находит адрес, то добавляет его в реестр и фактически регистрирует вас. Казалось бы, все красиво, но проблема в том, что при таком подходе в реестрах создается много дублей, ведь это человеческий фактор. Кто-то напишет одну и ту же улицу по-разному: Новопластовская и Пластовская новая, например. Все это нужно сделать невозможным на уровне закона. Ведь когда человек приходит регистрироваться сейчас, он приносит к регистратору документы, которые подтверждают право собственности. А так получается, что каждый вносит информацию дважды, а то и трижды, при этом одну и ту же самую".
Кроме того, по словам эксперта, походы по квартирам в реальности ничего не дадут.
"Например, и сейчас есть такое требование ходить проверять тех, кому назначают субсидию или социальную помощь, только проезд соцработникам никто не оплачивает. Ладно еще в городе, а когда в районе 25 километров в одну сторону и 25 в другую, то никто ходить не будет. В селе люди регистрируются и снимаются с регистрации, даже на выборы ходят без паспорта, все под честное слово. Поэтому закладывать такие нормы – это будет больше говорильни, чем толку", - подчеркнул Сергей Киналь.
Кроме того, декларативный принцип создает и коррупционные риски на местных выборах, ведь зарегистрированные "по-быстрому" граждане смогут принимать участие в голосовании на той территории, где состоялась регистрация.
"Есть реестр избирателей – единая система в стране. На время выборов появляются, конечно, фанаты, которые ездят по всему городу и пишут заявления о включении в реестр на пяти-шести участках. Но поскольку реестр один, все это нивелируется. А вот голову райцентра выбирает всего 500-700 человек, и при низкой явке легко обеспечить победу нужного кандидата, - добавляет Сергей Киналь. – Купить какой-нибудь дом в райцентре и оформить право собственности с долей 0,1% на 1000 человек – и все они придут и проголосуют. Так можно легко выиграть выборы, часто такой "дом" может решить судьбу того или иного кандидата".