С нового учебного года все школы Украины начинают работать по реформированному образовательному стандарту, который в Минобразования называют "новой украинской школой" (НУШ). "НУШ – это интересная, практикоориентированная, безопасная и дружественная к ребенку школа. А для родителей она – открытая, честная и нацеленная на сотрудничество", - заявляют в МОН. Однако "сотрудничество" в новой украинской школе, по всей видимости, будет строиться на старых проверенных схемах. По словам родителей школьников, несмотря на выделенные из бюджета сотни миллионов гривен, учителя продолжают "стричь" мам и пап на приличные суммы. В итоге за НУШ приходится платить дважды: вначале с налогов, а потом из личных сбережений. Почему так происходит, разбирался "Апостроф".
Деньги есть, вы их держите
Основная идея новой украинской школы в том, чтобы дети не просто зубрили информацию, а использовали полученные знания на практике и приобретали навыки, которые пригодятся им в реальной жизни. Но вливать молодое вино в ветхие мехи, естественно, смысла нет, поэтому для реализации концепции НУШ необходимо создать для детей новое образовательное пространство, закупив оборудование для классов: парты-трансформеры, развивающие игры, мебель, компьютеры, флипчарты, учебные пособия и другие приятные образовательные бонусы.
На обустройство нового образовательного пространства в бюджете 2018 года предусмотрено 998,7 миллионов гривен. Распределение этих средств выглядит следующим образом: 40% должно быть потрачено на дидактические материалы для первого класса (развивающие игры, пособия, головоломки), еще 40% – на закупку современной мебели для учеников начальных классов и 20% – на приобретение компьютеров для начальных классов. Впрочем, просто так освоить субвенцию местным департаментам образования МОН не даст. Хочешь кусок бюджетного пирога – вноси свой вклад. Так, школы в городах областного значения должны дофинансировать 30% от стоимости оборудования, а 70% оплатит бюджет. Школы в районах и объединенных территориальных общинах дофинансируют 10%, а учебные заведения в горной местности и на линии соприкосновения – всего 5% от стоимости оборудования.
Правда, на днях министр Лилия Гриневич жаловалась, мол, местные советы слишком уж неторопливо осваивают бюджетные субвенции, а в некоторых общинах вообще не заморачивались этим вопросом. "Органы местного самоуправления использовали от 50% до 75% средств этой субвенции", - отмечала Гриневич. Но это, как говорится, средняя температура по больнице. Например, в Запорожской области губернатор Константин Брыль сокрушался, что по состоянию на вторую половину августа образовательными учреждениями региона было освоено всего 30% государственной субвенции.
Причины такого положения дел вполне объективные: украинские производители мебели (а только у них можно закупать те же парты) банально не успевают штамповать заказы. Но есть и субъективные причины финансового саботажа: где-то еще не проведен тендер, где-то местные депутаты не сподобились собраться и проголосовать за выделение средств из местного бюджета.
Даже в столице, которая вырвалась в лидеры по освоению госсубвенции (Киеву выделили 70 миллионов гривен, из них освоено 65%), не все школьники 1 сентября сядут за новенькие парты.
"Мы не хотим никого вводить в заблуждение, но уже сегодня к нам приходят письма от компаний, с которыми составлены договоры и которые должны были осуществить поставку мебели до 1 сентября, что производства перегружены, поэтому они не успевают в срок, - рассказывает "Апострофу" замглавы Киевской горгосадминистрации по вопросам образования Анна Старостенко. – Но нам гарантируют, что до 30 сентября все необходимое оборудование будет поставлено в школы Киева. Мы понимаем это и ведем коммуникацию с учителями и родителями, что первый месяц будет ознакомительным, что лучше немного подождать и получить качественную мебель, чем торопить производителей в ущерб качеству. Поэтому парты и оборудование будет, но, возможно, не сто процентов 1 сентября, но точно до конца сентября".
Фото: mon.gov.ua
НУШ за счет родителей
Но бюрократические проволочки – это еще полбеды. Больше всего родителей возмущает то, что новое образовательное пространство пытаются соорудить за их счет. И таких жалоб в сети полным-полно.
"От нас в школе к 1 сентября (ребенок идет в первый класс) требуют сдать на телевизор, ковер и пылесос. Я единственная родительница, которая против. Остальные говорят, что сдадут сколько скажут, лишь бы не гнобили детей", - жалуется пользователь Екатерина Рудницкая.
"Родителей первоклашек Киевской области, Киево-Святошинского района, на собрании в школе проинформировали о том, что директор писал все запросы на все необходимое по программе НУШ, но денег нет и не будет. Все разошлись по своим классам, выбрали родительский комитет и дальше решалось, что будем покупать по спискам НУШ. Сдаем по 1500 грн, позже будем докупать все остальное", - добавляет пользователь Мария Кравченко.
"В школе №66 Днепровского района Киева родители одного из классов столкнулись с неприятной историей. Школа ограничилась тем, что отлакировала в классе полы и купила парты. В то же время на всю остальную мебель, включая даже стол для учителя и карнизы, сбрасывались родители, - рассказывает "Апострофу" один из родителей будущего первоклассника. – Общая сумма вышла в районе 60 тысяч гривен. Но самое неприятное в этой истории то, что руководство школы буквально за пару недель до начала учебного года начало настойчиво требовать от родителей чеки на купленную мебель. Дескать, это необходимо для того, чтобы поставить ее на баланс школы. Но при этом ни о какой компенсации за покупку мебели родителям речь даже не идет. Логично, что это вызывает вопрос – а не захочет ли руководство школы прикрыться этими чеками, чтобы отчитаться перед руководством о закупке мебели как о собственном достижении? Ну, и непонятно тогда, на что пошли деньги из городского бюджета. Ведь получается, что за "новую украинскую школу" расплатились из карманов родителей".
"Такая ситуация действительно есть. Это правда, - говорит "Апострофу" сопредседатель общественной организации "Батьки SOS" Алена Парфенова. – Местные бюджеты не освоены. И причины разные: нет понимания в менеджменте или деньги просто лежат на депозитах, а некоторые просто растерялись в ситуации, когда много денег. Образование привыкло ведь жить впроголодь. Тут целый комплекс причин. Кроме того, рынок был не готов к необходимости изготовить те же парты. Производители не были готовы ко вливанию бюджетных денег в систему. До этого одноместные парты и стулья в принципе не выпускались. А родители, конечно же, хотят, чтобы их ребенок зашел в класс и у него все было хорошо".
По словам Парфеновой, напрямую администрации школ стараются не требовать денег от родителей.
"Все чиновники на самом деле знают, что ничего требовать нельзя. Инициативу озвучивают именно родительские комитеты, а вот с чьей подачи она идет… Очень часто инициатива идет от администрации школы или отдельных учителей, а родительские комитеты просто ее исполняют. Хотя формально это выглядит как инициатива родителей", - поясняет Алена Парфенова.
Чтобы добиться от чиновников выполнения своих обязанностей, общественники советуют:
"Принять для себя решение и не платить. А если происходит давление, написать заявление на имя директора школы, а если директор школы не останавливает конфликт, то писать заявления в районные управления образования, департамент", - резюмировала Парфенова.
Кстати, не платить советуют и в МОН. В начале августа Минобразования направило письмо руководителям школ и местных органов управления образования с разъяснением положений Конституции, мол, образование в Украине согласно главному закону бесплатное, а значит – требовать деньги на ремонты, парты и шторы нельзя. Правда, в письме МОН есть примечание: добровольно помогать школам никому из родителей не возбраняется.
Как выстоять
Тем не менее на практике "добровольная" помощь школе зачастую превращается в принудительную, ведь если родительское большинство в классе решило скидываться на парты, то принципиальным родителям (а они почти всегда оказываются в меньшинстве) стоит готовиться к давлению на себя и даже на своих детей. Ситуация действительно патовая: с одной стороны закон и нормы Конституции, с другой стороны родительское большинство, которое не в восторге от того, что ребенок принципиальных родителей будет пользоваться мебелью, на которую его родители не скидывались. Пообщавшись с родителями школьников, которые уже были в таких ситуациях, "Апостроф" вывел универсальный алгоритм действий на случай финансового буллинга.
Бороться. Это первая мера, которую советуют предпринимать родители. Разъяснять свою позицию, доносить ее до администрации школы и других родителей. Чтобы борьба была более эффективной, лучше заручиться поддержкой единомышленников – 2-3 человека, ведь надавить на группу людей уже сложнее, чем на одного человека.
"Не молчите и не бойтесь. Вы тоже отстаиваете права своего ребенка. И действительно, когда вас двое-трое – это уже хорошо. Может, другие позже еще присоединятся. Бороться нелегко, но нужно. Это – как болезнь, если ее запустить, то можно и не выкарабкаться", - говорит "Апострофу" киевлянка Наталия Арцева.
Как показывает практика, в итоге с "революционерами" предпочитают не связываться и спустя пару месяцев от них уже ничего не требуют.
Режим "снежинка". Если ломать систему нет ни сил, ни желания, ни времени, бывалые родители советуют просто игнорировать все просьбы скинуться. В крайнем случае можно просто "включить Медведева" и сказать, что на все "хотелки" школы денег нет, а если денег нет, то что можно требовать?
Агрессивная игра. Бывает и так, что борьба не приносит результатов, а игнорирование просьб скинуться на шторы, парты, телевизор, приводит только к возрастающему давлению на ребенка в классе. В таком случае первым делом нужно вооружить ребенка мобильным телефоном или смарт-часами, чтобы при каждой попытке давления школьник мог связаться с родителями для молниеносной реакции.
Кроме того, необходимо зафиксировать факт вымогательства денег и давления. Для этих целей подойдут любые доказательства: записки в дневнике, фотографии объявлений о поборах, аудиозаписи разговоров с администрацией школы, родительским комитетом, распечатки переписки в электронной почте, социальных сетях, группах в мессенджерах. После того как доказательная база собрана, можно будет обратиться в районные управления образования, прокуратуру и полицию.