Первого сентября украинские школы открыли двери для 450 тысяч первоклассников. Все они будут учиться по инновационному образовательному стандарту новой украинской школы (НУШ), для которой в правительстве выделили почти 1 миллиард гривен. Эти деньги должны были пойти на новое образовательное пространство для первоклашек: парты, дидактические материалы, компьютеры. Однако многие родители жалуются, что никакой новой украинской школы по факту не появилось, а с начала учебного года их дети сели за старые парты, взяв в руки старые учебники (и то, если повезло). Как идет реформа начальной школы, узнавал "Апостроф".
Учебники
Многим украинским школьникам пришлось идти в первый класс налегке: учебники для НУШ некоторые школы просто не получили.
"Завуч сказал, что учебников пока нет, но скоро будут. "Скоро" – это в течение месяца, плюс-минус неделя. В школьной библиотеке остались прошлогодние учебники для первоклашек, но их вроде как уже не рекомендуется использовать", - жалуется "Апострофу" мама первоклассника из Херсона Оксана.
"Учебников нет. Но я даже в школе не спрашивал, поскольку сам знаю, что их еще не напечатали. Традиционно не успели к 1 сентября. Я для себя жду, что где-то до конца сентября учебники будут. Я так внутренне чувствую", - добавляет папа столичного первоклассника Александр.
Проблему с нехваткой учебников признает и министр образования Лилия Гриневич. По ее словам, типографии просто не успевают печатать литературу, но в конце октября первоклашки обязательно возьмут в руки новенькие учебные пособия. А пока нужной литературы нет, в Минобразования советуют родителям скачивать учебники с сайта МОН, мол, так даже лучше – ребенку не нужно носить с собой в портфеле тяжелые книги. Да и вообще, первый месяц НУШ – ознакомительный, соответственно, книги детям пока не нужны.
В итоге учителям на местах приходится выкручиваться.
"У нашего учителя есть электронная версия учебника, проектор и доска, куда выводится вся информация из книги", - отмечает папа киевского первоклассника Александр.
Однако тот факт, что типографии не успели к 1 сентября напечатать для первоклашек необходимую литературу, по словам источника "Апострофа" в издательском бизнесе, совсем не их вина. Первый ряд причин – субъективные.
"Мы еще в мае предупреждали Минобразования, что возникнет коллапс. Почему? Прошлый год был посвящен подготовке документов, которые регламентируют деятельность школ и печать учебников. Необходимо было разработать и утвердить стандарт начального образования, и только после этого издатели и авторы могли начинать работу над учебниками. Но стандарт начального образования и типовые программы были утверждены только 21 февраля этого года. То есть до 21 февраля ничего нельзя было делать. А написать новый учебник за неделю физически невозможно, хотя издатели и авторы начали работу над новыми учебниками, руководствуясь даже еще не утвержденными проектами", - поясняет собеседник "Апострофа".
Еще один ворох проблем – объективные.
"После 2000 года в Украине исчезли крупные полиграфические комбинаты: "Полиграфкнига", харьковская фабрика имени Фрунзе, АО "Книга", которое было в Киеве. Эти предприятия имели мощности и соответствующее оборудование, позволяющее делать учебники в большом объеме. А сегодня таких предприятий осталось очень мало. Но даже если блок еще можно где-то напечатать, то для того, чтобы вложить его в твердую обложку, нужно работать по кооперации, и книгу передавать с одного предприятия на другое, потом на третье, - добавляет источник издания. – А теперь – бумага. В МОН сразу предупредили, что российскую бумагу покупать нельзя, только европейскую. А Европа сегодня сама ощущает острый дефицит офсетной бумаги. Европейские производители сразу нас предупредили, что Украина находится в конце списка желающих, для нее зарезервировано очень незначительное количество бумаги. Но если будут расти потребности других стран ЕС в офсетной бумаге, то даже из того небольшого количества бумаги, зарезервированного за Украиной, будут забирать части на нужды стран ЕС".
По словам собеседника "Апострофа", заявление Лилии Гриневич об обеспечении первоклашек учебниками до конца сентября слишком оптимистическое. Кроме того, в следующем году ситуация с учебной литературой для школьников может оказаться еще хуже: просто не найдется авторов, которые захотят их писать.
"22 августа Кабмин принял постановление, которым обязал правообладателей на авторскую рукопись передавать исключительные права государству. Это все равно, если бы правительство США закупило для армии Boeing, например, 100 штук, а потом пришло бы в компанию Boeingи потребовало от нее всю документацию, патенты бесплатно передать правительству. Ну мы же купили у вас продукт, отдавайте технологию. Даже в советское время государство не позволяло себе такие вещи. А теперь вопрос: захотят ли авторы так работать?" – сетует собеседник "Апострофа".
Читайте также: Новая школа за родительский счет: как украинцам не платить дважды
Продленка
Одной из главных причин шока у родителей, которые отвели своих детей в новую украинскую школу, стала новость о том, что продленка стала платной. Расценки самые разные: от 300 до 700 гривен в месяц плюс питание. При этом платят за продленку только "счастливчики" в некоторых городах Украины.
"Днепр. За класс больше 20 человек – 405 гривен в месяц", - жалуется пользователь Ирина Макарчук.
"Киев. Продленка до 18:00 – бесплатно, завтрак после первого урока – бесплатно, обед – 19 гривен", - пишет пользователь Александра Яремич.
"Мы перевелись из Киева, и я просто в шоке. Раньше у нас была бесплатная продленка до 18:00, только обед 20 гривен, - жалуется "Апострофу" жительница Ирпеня Анастасия Синельник. – Я предлагала родителям написать коллективное письмо и идти к директору, но все возмущаются только за школой. Я бы не возмущалась, если бы везде так было. Но почему только в Ирпене и его районах? При том что классы и школа в ужасном состоянии. Туалеты еще 80-х годов, без перегородок".
Почему в одних городах, как правило, крупных, группы продленного дня бесплатные, а в других населенных пунктах родителям приходится раскошеливаться, "Апострофу" пояснил юрист общественной организации "Батьки SOS" Роман Бондаренко.
"Группы продленного дня финансируются местной властью. Если местная власть выделяет деньги на оплату труда учителям, то никаких вопросов нет, но если местные власти тратят деньги на что-то другое, то возникают уже проблемы", - отмечает эксперт.
Рассудить стороны взялся гендиректор Директората дошкольного и школьного образования МОН Андрей Осмоловский. По словам чиновника, родители не обязаны платить за продленку, но могут добровольно это делать.
"Работа воспитателя группы должна оплачиваться за счет образовательной субвенции (средств, переданных местным бюджетам из госбюджета для гарантированной оплаты работы педагогических работников)", - заявил Осмоловский.
Так как формально требовать от родителей платы за продленку нельзя, особо изобретательные местные власти, чтобы продолжать сбивать деньги, вообще не создают в школах группы продленного дня, а делают, например, "курсы учебно-развивающих занятий", за которые уже нужно платить. Так, например, поступили в школе Коцюбинского (поселок под Киевом), вывесив на стене учебного заведения таксу за продленку.
Парты и карандаши
Много вопросов у родителей вызывают и чисто методические новшества НУШ. Например, в МОН рекомендуют, чтобы учитель формировал у первоклашек навыки письма не шариковой ручкой, а простым карандашом.
"Но это оказалось совсем не практично. Листы в тетради превращаются в одну сплошную серую грязь, грифель часто ломается, иногда не разберешь, какая буква написана, ведь от нажима карандаша зависит жирность линии", - жалуется папа столичного первоклассника Александр.
Не все родители в восторге и от произвольной перестановки парт в классах на западный манер, а не так, как это было раньше – строго по рядам. После двух недель обучения на практике выяснилось, что так сидеть детям неудобно.
"Сидят шесть человек вместе за "круглым столом". Кто-то из детей сидит передом к учителю, а кто-то спиной к учителю. Как они смотрят теперь на доску? Боком? А если со зрением плохо?" – недоумевают пользователи на школьных форумах в сети.
Кстати, далеко не во всех школах новые парты для первоклассников вообще появились.
Принимая во внимание скопившийся ворох проблем новой украинской школы, можно было бы сделать вывод, что старт реформы оказался провальным. Впрочем, чиновники утверждают, что не стоит спешить выставлять оценки НУШ, пока обновленная концепция не заработала на полную.
"На самом деле, мы имеем очень хорошие результаты по итогам внедрения НУШ в пилотных школах в прошлом учебном году. Особенно по вопросам развития эмоционального интеллекта, формирования навыков учебы, конструктивного общения, сотрудничества в команде, учиться с удовольствием, строить дружную, мотивирующую и безопасную образовательную среду, - говорит "Апострофу" Андрей Осмоловский. – Уверен, что мы будем иметь результаты не хуже и в тех заведениях, где НУШ только стартовала. Дайте детям, учителям и местной власти немного больше времени, тогда и оценим старт".
"Перед началом учебного года мы всех предупреждали, что никогда еще украинское производство, связанное со школьной жизнью, а это производство мебели, печать дидактических материалов и учебников, не получало такой серьезной нагрузки, как этим летом. И такая ситуация по всей Украине, - добавляет "Апострофу" замглавы Киевской горгосадминистрации по вопросам образования Анна Старостенко. – Не 100% парт приехало в столичные школы, не все учебники дошли, но мы дали разъяснения, как работать в сложившихся условиях. Кроме того, первый месяц для детей в первом классе ознакомительный, и не так важно сидеть за партой и читать. Учебный процесс организован нормально, дети знакомятся, учатся учиться, общаются, поэтому нельзя сказать, что реформа стартовала неудачно. До конца сентября, максимум октября, все необходимое будет поставлено в школы".