На время, пока главной информационной темой была экологическая катастрофа в оккупированном крымском Армянске, большинство наших СМИ словно забыли, что на самом деле в Украине хватает предприятий, чья деятельность может вызвать соизмеримые, если еще не большие, печальные последствия. Одним них, похоже, может стать флагман украинской газодобычи компания "УГД". Как утверждают источники нашего издания, сегодня на одном из подведомственных предприятий "Укргаздобычи" хранится множество емкостей с токсичным жидким сероводородом, полученным после очистки природного газа, некоторые из которых уже начали протекать.
А начиналось все очень обнадеживающе. В марте текущего года компания "Укргаздобыча" гордо презентовала новый бренд Shebel, под которым собиралось продавать различное автомобильное топливо, прежде всего бензин и дизель Евро-5. В перечень продуктов, которые отныне должны были продаваться под маркой Shebel, попал и сжиженный газ. На сайте "УГД" без труда находится упоминание, что LPG компании соответствует европейскому стандарту ГСТУ ЕN589.
Для украинских автомобилистов это могла бы быть чудесная новость, ведь новый стандарт, вступивший в силу с 1 февраля, предполагает, что требования к LPG, который используется в качестве моторного топлива, значительно ужесточаются. Особое внимание будет уделяться массовой доли серы, содержание которой не должно превышать не более 50 ppm, отсутствию свободной воды при температуре 00С, уменьшению суммы непредельных углеводородов, а также коррозии медной пластинки и так далее.
Медь не врет
Однако, похоже, радоваться нашим водителям все же рано. Во всяком случае, тем из них, кто будет приобретать сжиженный газ, произведенный "Укргаздобычей". Для того, чтобы получить газ европейского качества, предприятию его нужно сперва очистить. А вот с этим у "УГД" возникли проблемы, и, похоже, серьезные.
Источники "Апострофа" утверждают, что на сегодняшний день на предприятии ТЦСК "Базилевщина" в Полтавской области, одном из тех, которое, по данным сайта "УГД", поставляет LPG по стандарту ЕN589, так и не смогли добиться удовлетворительных тестов на медной пластине.
"На самом деле - ничего не выходит. Анализ на медную пластину не идет. Как в паспортах получается соответствие стандарту - непонятно", - рассказал наш источник, хорошо знакомый со спецификой работы предприятия.
Испытание на медной пластине - это универсальный способ оценить коррозионную активность топлива, зависящую от содержания в нем активных соединений серы. Проводят его следующим образом: в специальную емкость помещают отполированную пластину из чистой меди, затем наполняют емкость проверяемым газом, и выдерживают в нем пластину строго определенное время при определенном температурном режиме. Затем подвергнувшуюся коррозии пластину сравнивают с эталонными образцами. В зависимости от состояния меди, определяют, соответствует ли газ стандартам качества, или нет. Поэтому возникает большой вопрос: если газ, произведенный на ТЦСК "Базилевщина", этот тест не проходит, можно ли говорить, что проводимая им очистка топлива позволяет получить LPG, соответствующий европейским стандартам? И что же в конечном итоге покупают украинские автолюбители?
Сероводород разлива "УГД"
Однако это даже не самое главное. Намного важнее то, куда после переработки и очистки газа деваются отходы, в частности - соединения серы (которые, напомним, стали причиной катастрофы в Армянске). А с этим, по словам нашего источника, ситуация на предприятии ТЦСК "Базилевщина" критическая. На сегодняшний день токсичный сероводород придумали "утилизировать"... просто разливая его в бочки, которые затем расставляют вдоль забора на самом предприятии.
"Одна бочка начала протекать, трава под ней выгорела, а чернозем стал каким-то рыжим. Насколько мне известно, люди стали жаловаться на самочувствие, а за последние полторы недели уволилось больше двадцати человек",- рассказал наш источник.
Как известно, сероводород опасен для организма человека, а в больших концентрациях может привести к судорогам, коме и даже смертельному исходу. Кроме того, не следует забывать, что сероводород также взрывоопасен. Поэтому способ такой способ его хранения должен, как минимум, вызвать вопросы у ведомств, ответственных за соблюдение на предприятиях норм экологической безопасности.
Если эти факты подтвердятся, руководителя предприятия может ожидать ответственность сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса. В частности, по статье 236 (нарушение правил экологической безопасности), предусматривающей лишение воли сроком от 5 до 10 лет; по статье 237 (непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения) - до 5 лет ограничения или лишения свободы; по статье 239 (загрязнение или порча земель) - в случае нанесения вреда здоровью людей - также до 5 лет ограничения или лишения свободы, и по ряду других статей. Соответствующее наказание предусмотрено и за неправдивое предоставление данных об испытаниях топлива.
В процессе подготовки этого материала редакция направила соответствующие запросы в Минэнергоугля и Министерство экологии и природных ресурсов. О реакции ведомств мы обязательно сообщим нашим читателям.