RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Вагончик тронется, эпидемия вернется: чего ждать от запуска метро

Каковы риски новой волны заболеваний после запуска подземки

Каковы риски новой волны заболеваний после запуска подземки Фото: Getty Images

В пятницу, 15 мая, в Украине был поставлен рекорд по количеству выздоровевших от коронавируса. Успехи в борьбе с заболеванием породили новую волну разговоров о необходимости восстановления нормальной жизни в крупных городах, на данный момент скованных логистическим адом. В частности, последовала идея по-быстрому открыть метрополитен. И тут политики вступили в противоречие с медиками. Политики выступают за немедленное открытие, а врачи предупреждают о дальнейших последствиях. "Апостроф" разбирался, какие сценарии запуска метрополитена могут быть, и что повлечет за собой каждый из них.

Популистический сценарий

После 11 мая, когда объявили первое ослабление карантина, столица Украины встала. Цены на такси взлетели до небес, а альтернатив для пешеходов, не имеющих собственного транспорта, не оказалось. Тогда социальные сети взорвались возмущением. Уже 13 мая мэр Киева Виталий Кличко призвал Кабинет министров восстановить работу метрополитена с 25 мая.

Некоторые эксперты поддержали эту идею. "Решение открыть метрополитен в кратчайшие сроки абсолютно разумно и правильно. Решение закрыть его было неправильным. Власть должна понимать, что люди, не имеющие собственного автомобиля, по факту стали заложниками ситуации. Необходима координация работы центра и регионов, в первую очередь – решают местные власти, а государство формирует общую политику и рекомендации", - отметил в комментарии "Апострофу" экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

Другое дело, что продвижение скорейшего восстановления работы подземки попахивает откровенным желанием понравиться киевлянам. И когда мэр столицы выступает лоббистом данного решения, то возникает вопрос относительно того, думает ли он о безопасности людей? Собственно, Кабмин, который в случае чего (а конкретно – в случае новой волны заболеваний коронавируса) получит все шишки на голову, вынужден оппонировать Виталию Кличко. В частности, министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что не поддерживает идею Кличко об открытии метрополитена с 25 мая.

"Удивляет непоследовательность в определенных этапах. Еще пару дней назад собирался киевский штаб и там сошлись во мнении, что открыть с ограничениями довольно трудно. Подземка, если открывается – то работает полноценно. Конечно, можно масочный режим, дезинфекцию, скрининг, но ограничивать на перроне, в вагонах довольно трудно", - сказал он.

По словам Криклия, спешить с открытием метро нельзя, возобновление работы общественного транспорта должно быть этапным и будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Риски при таком сценарии действительно высокие.

С позицией Кабмина согласны медики. "Важно понимать, что карантин не лечит коронавирус, а только облегчает нагрузку на медицинские учреждения. Случаев массового нарушения карантина в стране не было, все так или иначе были вынуждены сидеть дома. Поэтому мы наблюдали снижение динамики заболеваемости. После открытия метрополитена и общественного транспорта можем ожидать вспышку заболеваемости и "перегруз" больниц. С другой стороны, если не открыть – будет голодный бунт", - отметила в комментарии "Апострофу" врач-инфекционист киевской больницы Виктория Романова.

Впрочем, политики – на то и политики. Их задача – понравиться широким массам населения. Тем более, местные выборы – не за горами. Харьков тоже вносит свою лепту популизма. Мэр Харькова Геннадий Кернес заявил, что пассажиров подземки неплохо было бы дезинфицировать. Также Кернес отметил, что в подземке могут установить определенные заслоны и кабинки для санитарного контроля для того, чтобы пассажиры могли проходить санобработку.

"Логика простая: метро необходимо открыть. Наземный транспорт чем-то отличается от подземного? В подземном – вытяжка лучше. Из-за послабления карантина люди начали ходить на работу, они едут в наземном транспорте, где тесно и душно", – подытожил он.

Такие идеи звучат красиво, но полностью оторваны от реальности. К примеру, на данный момент, киевский метрополитен перевозит около 1,5 млн пассажиров в день, и провести санобработку каждого из них – нереально. Соотнести такое количество пассажиров с социальной дистанцией абсолютно невозможно – в вагоны в час-пик люди набиваются как селедки в бочку, что никакая вытяжка не поможет.

Гибридный сценарий

Из-за невозможности обеспечить необходимую защиту среди экспертов и чиновников звучала идея организовать проезд в метрополитене по спецпропускам – по примеру наземного транспорта.

Подобная практика – достаточно спорная. В мире она не применялась нигде кроме постсоветских пространств. В Европе и США транспорт или не ограничивал работу вовсе, или восстанавливал работу после закрытия в полном объеме.

Например, в Испании гражданам было запрещено покидать дом на дальние расстояния без необходимости. Вопрос о проезде в общественном транспорте отпал сам собой. В Израиле общественный транспорт возобновили полностью, однако продолжают проверять цели поездок и соблюдение правил самоизоляции. Сможет ли киевская власть обеспечить подобный мониторинг всех желающих проехать в метро? Сомнительно…

Критики идеи спецпропусков отмечают: работа метрополитена достаточно дорогая сама по себе и достаточно убыточна при нынешней цене за проезд. Поэтому лишний раз сжигать электроэнергию ради нескольких тысяч пассажиров в день никто не будет.

"Относительно идеи спецпропусков для проезда в метрополитене - она абсолютно утопическая. Мы создадим страшные толпы и будет еще хуже. Метро должно открыться для работы в обычном режиме. Это позволит перераспределить поток пассажиров и нормализовать работу всего общественного транспорта в столице", - подчеркнул Кличко.

Он обратился к киевлянам с просьбой пользоваться метрополитеном в случае крайней необходимости и с соблюдением санитарных норм и правил социальной дистанции - не забывать о масках, перчатках и ездить только на работу или по экстренным делам.

Призывы Кличко рискуют остаться неуслышанными. Если киевляне продолжали поездки на шашлыки на майские праздники, то могут счесть поездку к друзьям на именины крайней необходимостью. Учитывая это, все призывы Кличко восстановить метро уже сейчас и в полном объеме выглядят абсолютно нереалистичными. И более того - опасными.

Оптимистический и сдержанный сценарии

Наиболее оптимальными вариантами для системы здравоохранения и для экономики могут стать варианты запуска метрополитена в начале или конце июня. Однако эти варианты крайне зависимы от показателей случаев заболеваемости.

В случае уменьшения вспышек коронавируса, метрополитен должен был открыться в рамках четвертой волны снятия карантина – ориентировочно 10 июня. В такой версии и предприятие не так сильно пострадает, ведь две недели ничего особо не решат и население не переболеет. Но вспышки могут быть неожиданными и тогда карантин в метро затянется надолго.

Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко заявил, что метро в Киеве, Харькове и Днепре могут запустить не одновременно, а в разное время. По его словам, ориентировочное время открытия метрополитена – начало июня. Ляшко подчеркнул, что вопрос о запуске метро будет рассматриваться с учетом ситуации с распространением коронавируса и вопросы работы общественного транспорта решаются в сотрудничестве с Министерствами инфраструктуры и экономики.

Чиновники, которые поддерживают этот вариант, сдержанно обещают, что эта задержка позволит обеспечить безопасные перевозки. Но тут стоит учитывать, что предлагаемый Кабмином план мог бы работать в идеальной стране без популизма. Сейчас решения вызваны исключительно политическими бонусами.

Популизм против здравомыслия

При открытии метрополитена до нормализации уровня заболеваемости врачи-эпидемиологи намерены разработать целый свод правил безопасности. В частности, речь идет о профилактических мероприятиях и санитарно-эпидемиологической дезинфекции транспортного состава. Однако вопрос воплощения таких идей напрямую связан с двумя факторами: деньгами и временем. На сайте Киевского городского совета уже появились петиции с требованием разместить в метрополитене дезинфицирующие коридоры и диспенсеры с растворами. К сожалению, такие методы мало реализуемы и вряд ли будут профинансированы городской, а тем более государственной властью. Опять же, закупка и установка необходимого оборудования займет немало времени, а Киевский метрополитен уже заявил, что готов открыться ровно в тот день, когда разрешит Кабмин.

"После принятия решения мы сразу готовы возобновить работу. Если нам разрешат с 25-го, то мы соответственно запустимся с 25-го", - отметили в метрополитене.

Очевидно, что метрополитен готов начать работу, не желая терять источник дохода. Для примера, Киевский метрополитен заработал 652,8 млн гривен за первый квартал 2020 года при 802,6 млн за аналогичный период 2019 года. И при этом потеряли только 2 недели в марте из-за карантина. Страшно представить, какой будет финансовая отчетность метрополитена за второй квартал, ведь источников дохода в апреле-мае нет вовсе. Ожидается, что компенсировать разницу для предприятия, которое является коммунальным, будет город. На фоне почти миллиарда гривен ожидаемых компенсаций из городского бюджета, заявления Кличко о том, что цена на проезд не будет повышаться, выглядят достаточно наивно. Хотя, возможно, до выборов цену и вправду будут удерживать за счет горбюджета. Со всеми вытекающими последствиями для Киева...

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства