История с COVID-19 показала, что российские "власти" аннексированного Крыма обладают минимальной управленческой дееспособностью. Они попали в "идеальный шторм". Оккупационную администрацию накрывает сразу несколько волн, которые в перспективе могут спровоцировать социальное напряжение. Все нынешние проблемы связаны с "карантином" или с его последствиями: провал курортного сезона и череда скандалов в медицинской среде. "Власти" пытаются справиться с ними традиционными методами - враньем и показухой. "Апостроф" выяснял, почему оккупационная верхушка республики, имея в распоряжении мощный репрессивный аппарат, все же опасается социальных катаклизмов.
"Сезонное обострение" вранья
Курортного сезона в этом году на полуострове не будет. Хотя "власти" развели вокруг этого вопроса административный тяни-толкай, пытаясь хоть как-то смягчить негативные последствия собственного "карантина". Сначала Сергей Аксенов заявил, что сезона, скорее всего, не будет. Затем российское "министерство" курортов и туризма республики фактически дезавуировало его слова, завив, что после снятия карантинных ограничений, российские отдыхающие якобы потянутся на полуостров.
"У Крыма есть серьезный оздоровительный потенциал. И это не только Южный берег Крыма, но и Старый Крым, который исторически предназначался для лечения заболеваний верхних дыхательных путей. Это и Евпатория, которая всегда была детской здравницей и где сегодня развивается очень серьезный проект строительства реабилитационного центра. Бальнеология и грязелечение – это вообще уникальная история, которая существует только здесь", – заявил оккупационный "министр" Вадим Волченко.
Формально с 15 июня открываются крымские здравницы, но только для местных жителей. Россиян они принимать не будут, что означает: курортный сезон "открывают" только для галочки. Местный бизнес критически воспринял решения властей и начал считать убытки. Расчет на "внутренний туризм" себя не оправдает. В Крыму, как и любом другом курортном регионе, есть такая особенность: чем ближе граждане проживают к морю, тем реже они там бывают.
Одно из излюбленных мест для бюджетного отдыха жителей крымской столицы - курортный поселок Николаевка, расположенный в нескольких десятках километров от Симферополя. Местные предприниматели рассказали "Апострофу", что крымчане не принесут им ощутимого дохода.
"Идея, что сезон якобы может состояться за счет "внутреннего туризма" - полный бред. Если смотреть, например, по загрузке "Энергетика" (один из самых крупных пансионатов Николаевки, - "Апостроф"), то крымчане не составляли там большинство. Если говорить о частном секторе, мини-пансионатах, то они вовсе были ориентированы на украинцев, россиян и белорусов. На "туристов" из Симферополя рассчитывать нет смысла. Они утром на маршрутке приехали, вечером - также уехали. На них могут заработать разве что торговцы напитками и пахлавой", - пояснил "Апострофу" предприниматель из Николаевки Владимир С.
Врачей "кинули" на деньги
Следующая череда неурядиц, напрямую связанных с оккупационным "карантином", - скандалы с премиями и надбавками для медиков. Российские "власти" вслед за президентом Владимиром Путиным пообещали крымским врачам, которые работают в условиях эпидемии COVID-19, надбавки, а потом просто "кинули" людей.
Скорая помощь в Крыму
Первыми забили в набат врачи в Керчи, затем к ним подключились медики из Евпатории и Симферополя. Врачи записывали видеообращения, писали в социальных сетях, рассказывая, что так и не получили обещанных "властями" денег.
Команда Сергея Аксенова в такой ситуации выбрала самый глупый вариант. Они посчитали, что проблемой являются сами медики, пожаловавшиеся, что их обманули. Чиновники натравили на бунтующих врачей разномастных "профсоюзных активистов". Руководство так называемого "центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи Крыма" записало видеообращение, в котором высказало поддержку действиям оккупационного начальства.
Замдиректора "центра" Александр Кирсанов, обращаясь к Сергею Аксенову, поддержал "главу" республики, который якобы стал невинной жертвой разных клеветников и смутьянов.
"Часть людей, которые всегда находятся в трудные времена, пытаются раскачать все возможные факторы. Эти люди обращаются в СМИ, в социальные сети. Они пишут разные пасквили, о том, что не хватает денег (на выплаты медикам, - "Апостроф"), средств защиты, медикаментов и еще чего-то, в то время как десятки, сотни и тысячи медиков день и ночь выполняют свою работу... Я видел не одну эпидемию в Крыму, но такого, что происходит сейчас, со стороны ряда работников, которые пытаются это взвинтить и сказать, что ничего не делается, я не видел никогда", – заявил Александр Кирсанов.
"Кадыровский стиль" Аксенова
Учитывая тональность выступления Александра Кирсанова, видео было записано по указанию российского "минздрава" республики. Подобные видеообращения по стилю напоминают публичные "извинения", которые практикуются в республиках Северного Кавказа соседней России. В частности, в Чечне, где чуть ли не каждый день по республиканскому ТВ показывают людей, приносящих извинения Рамзану Кадырову.
Для крымчан такая практика была и остается чуждой, но как поговаривали в околовластных кругах республики, Сергею Аксенову приглянулся стиль Рамзана Кадырова. Российский "гауляйтер" во многом пытается копировать главу Чечни, но получается это у Аксенова плохо.
Крымские работники медицинской сферы, с которыми удалось поговорить "Апострофу", восприняли действия "профсоюзных активистов" как дешевую показуху, рассчитанную на обывателей, плохо представляющих, как именно устроена "российская" медицина в регионе. Нынешняя история с выплатами для медиков - далеко не первый скандал такого рода, говорят они.
"Руководство сказало, "деньги будут, ждите". Большая часть молча ждут, потому что наиболее рьяных жалобщиков взяли на карандаш еще примерно в 2015 году, когда начались первые скандалы с премиями для врачей, медсестер, водителей. Тогда многие по наивности строчили письма в Москву, дескать, приструните местных начальников. Наивные! Начальство осталось на месте, а всех этих "писарей" либо выперли с работы по статье, либо запугали. Аксенов говорит, чтобы мы все решали только через минздрав и правительство, хотя он прекрасно знает, что это все не работает. Единственный выход для нас - устраивать шумиху в интернете, пока его не прикрыли", - рассказал "Апострофу" водитель одной из симферопольских станций скорой помощи Евгений П.
Медик в Крыму
Страх перед Москвой и Гаагой
Причин, почему "власти" выступают с противоречивыми заявлениями по поводу провального курортного сезона и медицинских проблем, несколько. Во-первых, банальный чиновничий страх. Сергей Аксенов и глава оккупационного "парламента" республики Владимир Константинов в силу личных комплексов и страхов опасаются выглядеть "голыми королями", которых общественность критикует и всячески высмеивает.
Во-вторых, господа Аксенов и Константинов, под которыми пару лет назад уже шатались кресла, опасаются негативной реакции Москвы на то, что социальные проблемы на оккупированном полуострове начнут выходить из-под контроля. Конечно, Кремлю плевать на уровень зарплат и медицинского обслуживания в регионе. Российская верхушка стремится минимизировать дипломатические риски, которые могут быть, например, связаны с острой нехваткой воды для крымчан, экологическими бедствиями или эпидемиями.
Россия как государство-оккупант обязано обеспечивать захваченную территорию всем необходимым. Украинские дипломаты нередко апеллируют к Женевской конвенции по защите мирного населения в ходе вооруженных конфликтов. Владимир Путин затеял конституционную реформу, чтобы, в том числе, в одностороннем порядке вывести российское законодательство из-под действия международного права, но полностью отгородиться от внешнего мира россияне не могут.
Москва и ее ставленники в Крыму отдают себе отчет в том, что их есть за что "зацепить". Как пояснил в разговоре с "Апострофом" юрист-международник и бывший представитель президента Украины в Крыму Борис Бабин, Киев и западные партнеры располагают юридическими инструментами, дабы заставить Москву соблюдать нормы Женевской конвенции.
"Россия обязана обеспечивать Крым, и есть несколько рычагов воздействия, если россияне этого не делают. Первое - экономические санкции. Второе - официальные требования через международные организации. Третье - иски в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге, которые может подавать Украина, потому что Крым - это ее территория. Мы, хоть с некоторыми ограничениями, но признали юрисдикцию МУС. Россияне могут сколько угодно блефовать, но их экономика полностью зависима от внешних рынков. За пределами РФ находится много российского имущества. Поэтому санкции и угрозы ареста этого имущества - эффективные инструменты воздействия на Москву", - настаивает Борис Бабин.
Соответственно, если социальные (например, вспышка инфекционных заболеваний) проблемы полуострова станут предметом детального рассмотрения международных судов, господа Аксенов с Константиновым первыми "получат по голове" от администрации российского президента.