RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Хорватский опыт для Украины: как миротворцы помогут освободить Донбасс

Против этого решения может выступить РФ

Против этого решения может выступить РФ Миротворцы Фото: Getty Images

На днях глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонид Кравчук сообщил о возможности завершения войны на Донбассе уже в начале следующего года. Если российская сторона не примет этот план, то вариантом "Б" будет считаться введение на Донбасс миротворческой миссии. Осуществить "план Б" может помочь хорватский опыт урегулирования военного конфликта, считает посол Украины в Хорватии и в Боснии и Герцеговине в 2010-2017 годах АЛЕКСАНДР ЛЕВЧЕНКО.

Если выполнить все 13 пунктов Минских соглашений, то временно оккупированные территории Донбасса действительно вернутся в конституционно-правовое поле Украины. Саммиты в нормандском формате (с участием Украины, России, Франции и Германии), а также заседания Трехсторонней контактной группы (Украина, Россия, ОБСЕ) должны помочь имплементировать все пункты данных соглашений, что приведет к окончательному разрешению конфликта на Донбассе и возврату Украине временно оккупированных территорий.

Между тем, на сегодняшний день стало ясно, что некоторые пункты Минских соглашений, например, Комплекс мероприятий по выполнению Минских договоренностей, без привлечения дополнительных имплементационных инструментов выполнить просто невозможно. Это, в частности, пункт 10: "Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп", а также пункт 12 - проведение местных выборов на временно оккупированной территории Донбасса, которые, согласно положениям пункта 4, должны состояться в соответствии с действующим украинским законодательством.

Давайте рассмотрим в чем проблема.

Уже идет шестой год после подписания Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей, а только в этом году благодаря чрезвычайным усилиям украинской стороны удалось договориться о разведении войск на нескольких критических участках соприкосновения, добиться далеко не абсолютного режима тишины, осуществить обмен удерживаемых лиц, хотя многих еще не удалось вернуть. Конечно, были сделаны важные первые шаги к мирному урегулированию, но это только прелюдия к полной реализации Минска.

Надо понимать, что если бы был выполнен п. 10 документа, то конфликт на Донбассе сразу бы закончился - ведь с линии соприкосновения и всей временно оккупированной территории ушли бы все незаконные вооруженные формирования (1-й и 2-й "армейские корпуса", так называемые казаки, добровольцы и другие незаконные вооруженные группы), а значит реинтеграция произошла бы для мирного населения региона очень спокойно, быстро и безболезненно. Но поскольку сепаратисты и российские военные, которые незаконно базируются на оккупированном Донбассе, самостоятельно не собираются выполнять этот пункт Минских соглашений, который лишает нелегитимные образования - "ЛНР" и "ДНР" любой военной поддержки, то лишь применение дополнительных инструментов давления и принуждения может обеспечить полное выполнение этого пункта Минских соглашений.

Читайте также: Военный план освобождения Донбасса разработан, но есть одно условие

Другая проблема - организация и проведение местных выборов на временно оккупированных территориях. Они должны проходить по украинскому законодательству. Но всем понятно, что "ЛДНР" является образованием, которое противоречит действующей Конституции и законам Украины, поэтому организовывать и проводить выборы на временно оккупированных территориях должен какой-то другой орган, кому официальный Киев может доверять и который будет иметь международную легитимность.

Таким инструментом, по хорватскому опыту применения Эрдутского мирного соглашения, которое похоже на Минск, стало приглашение на временно оккупированные территории миротворческой миссии ООН во главе с Международной переходной администрацией (МПА). Мандат по отправке международной миссии предоставляет СБ ООН по соглашению сторон в конфликте. По хорватскому сценарию, это был официальный Загреб, сепаратисты, контролировавшие часть хорватской территории, и Сербия. В нашем случае это будет официальный Киев и Россия, которая полностью контролирует действия "ЛДНР".

Вопрос отправки миротворцев на Донбасс не является новым. Долгое время РФ возражала против такой возможности, однако в сентябре 2017 года Владимир Путин заявил о готовности Кремля поддержать идею отправки "голубых касок" на Донбасс. Только мандат этой миссии, по видению Москвы, был специфическим: размещение исключительно на линии соприкосновения сторон и сопровождение миротворцами сотрудников ОБСЕ, которые будут посещать территорию за этой линией. Международное сообщество очень прохладно встретило такую инициативу Кремля. Всем было понятно, что речь шла о "замораживании" конфликта на долгие годы.

Поэтому Украина вместе с США, Францией, Великобританией и Германией начала подготовку своего проекта резолюции СБ ООН. Однако со временем работа в этом направлении приостановилась. Речь шла об отправке МПА с мандатом на всю временно оккупированную территорию Донбасса, а миротворческий контингент ООН должен включать военный компонент (включая тяжелое вооружение), полицейский компонент (международные полицейские, имеющие опыт работы в "горячих точках"), а также гражданский компонент, который должен помогать МПА осуществлять управление на подмандатной территории. При этом структуры "ЛДНР" не исчезают, но с приходом МПА становятся второстепенными. Они не решают политические и управленческие вопросы, а лишь помогают осуществлять жизнеобеспечение местного населения.

Таким образом, МПА вместе с миротворческим контингентом может взять управленческие функции и вопросы безопасности на себя, проконтролировать начало процесса демилитаризации временно оккупированной территории, а также вывод всех незаконных вооруженных формирований. После выполнения этого пункта сразу создаются условия для подготовки и проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством. Организует выборы МПА, а мониторинг их проведения осуществляет ОБСЕ. Контроль над границей украинское правительство может временно делегировать миротворцам ООН и наблюдателям ОБСЕ. После проведения местных выборов целесообразно сразу инициировать вывод миротворцев из Донбасса и перебирание всех управленческих функций Киевом. Так плавно и мирно может закончиться процесс деоккупации Донбасса.

Однако безболезненная и относительно быстрая деоккупация Донбасса не входит в интересы Кремля. Поэтому во время голосования в СБ ООН по отправке миротворцев во главе с МПА на Донбасс, РФ попытается применить право вето. Чтобы предотвратить это, украинская сторона должна провести широкую разъяснительную работу для убеждения международного сообщества, что без приглашения на оккупированный Донбасс МПА невозможно выполнить все пункты Минского документа, который до сих пор пробуксовывает. Отправка миротворцев на Донбасс необходима, как помощь для выполнения всех пунктов Минска, а если РФ собирается заблокировать эту инициативу, значит она изначально и не собиралась выполнять Минские договоренности, а только имитировала переговорную деятельность.

В таком случае блокирование Кремлем мирного процесса на Донбассе должно быть осуждено международным сообществом и сопровождаться усилением санкционного режима в отношении России. Поэтому Москва должна хорошо подумать о последствиях применения права вето.

Читайте также