Постновогодний локдаун, который продлится в Украине с 8 по 24 января, вновь вынудил школьников и их родителей вспомнить все "прелести" дистанционного формата обучения. Дело в том, что детские сады Кабмин не решился отправить на карантин, а вот школы – запросто. Некоторые директора вышли из ситуации не особо заморачиваясь, просто продлив зимние каникулы, но так поступили далеко не все. Изменилось ли качество дистанционного обучения в Украине по сравнению с образовательным Армагеддоном весной, и удалось ли педагогам провести работу над собственными ошибками, разбирался "Апостроф".
Старые проблемы нового локдауна
Если проанализировать отзывы родителей в соцсетях и на школьных форумах, то можно увидеть, что в сравнении с весенним локдауном, когда дистанционка настраивалась практически вслепую, определенные улучшения все же есть. По крайней мере Zoom (платформа для видеоконференций) научились пользоваться большинство педагогов.
Более того, помощь учителям, школьникам и их родителям пришла откуда не ждали: от Минобразования. МОН запустило проект "Всеукраинская школа онлайн". Это ресурс, где собраны уроки по 18 основным предметам, которые проходят ученики 5-11 классов. Здесь есть обучающие видео, конспекты, тесты. В общем все, что может понадобиться школьнику.
Впрочем, онлайн-ресурс, конечно, хорошо, но пояснять школьникам материал и отвечать на их вопросы - задача педагогов. Поэтому еще в декабре, когда Кабмин принял постановление об усилении карантина, уже было понятно: дистанционке – быть!
И в первые же дни онлайн-обучения по-украински старые проблемы вернулись.
Во-первых, многие ученики и педагоги до сих пор не разобрались, как настраивать и подключаться к видеоконференциям.
"В первый день дистанционки никаких уроков у нас не было, - жалуется "Апострофу" жительница Киева Ирина. – Учитель просто не смогла подключиться к Zoom. На второй день, вроде бы разобралась, но опять неразбериха: учитель онлайн, а половина класса то не может подключиться, то вылетает соединение… В общем не уроки, а не пойми что. Одна показуха".
"Первое, что надо было сделать – это обучить учителя работать с Zoom, - пишет в соцсетях пользователь Татьяна Павленко. – Чтоб они умели нормально включать презентации, выключать и включать звук у участников конференции, понимали кто мешает, умели пользоваться чатом и так далее. А то балаган, а не уроки".
И если ученики средней и старшей школы еще способны разобраться в технических особенностях подключения к видеоконференциям, то младшим школьникам необходима постоянная помощь родителей, что вынуждает их разрываться между работой и присмотром за ребенком. Очевидно, по этой причине мэр Киева Виталий Кличко обратился к правительству с просьбой разрешить младшим классам посещать школу.
Но даже если освоить Zoomоведение на 12 баллов, нет никаких гарантий, что урок состоится. Ведь проблема с проникновением интернета в отдаленные населенные пункты Украины до сих пор остается актуальной.
Так, по данным Минцифры, более 17 тысяч населенных пунктов Украины не имеют вообще оптических сетей для доступа к интернету, а 65% сел страны не покрыты качественным высокоскоростным интернетом.
"5,75 миллионов граждан не имеют возможности подключиться к качественному фиксированному интернету. Более 4 миллионов украинцев живут в селах, где нет качественного фиксированного интернета", - отмечали в Минцифры.
Более того, 16 тысяч учебных заведений страны не подключены к оптоволоконным сетям. Естественно, при таком положении дел говорить хоть о каком-то дистанционном обучении не представляется возможным.
Впрочем, даже стопроцентное проникновение интернета в стране не решило бы проблему. Ведь мало иметь только доступ к сети, нужно еще обеспечить детей гаджетами, при помощи которых, они могли бы вести коммуникацию с педагогами. Если в семье один ребенок, то покупка ноутбука или планшета для учебы еще решаемая задача, но что делать, если в семье 2-3 школьника и у всех у них уроки в одно и то же время?
"Как разделить один ноутбук на четырех детей одновременно? – жалуется в соцсетях пользователь Юлия Туржанская. – Каждому нужно организовать тихое место для учебы, так как дети сидят с включенными микрофонами, а отвечать необходимо на вопросы учителей в онлайне. Видимо у тех, кто разрабатывал программу "дистанционного обучения", по одному ребенку".
Конфликт законов
К уже известным проблемам, добавились и новые трудности. Так, с 1 января вступил в силу новый санитарный регламент для учреждений общего среднего образования. Согласно этому документу, например, первоклашки должны беспрерывно пользоваться техническими средствами обучения (компьютеры, планшеты, телефоны) не более 10 минут. Ученики 2-4 классов не более 15 минут, а ученики 5-7 классов не более 20 минут. Но урок у тех же первоклашек, согласно закону "О полном среднем образовании", должен длиться 35 минут, а у учеников 2-4 классов - 40 минут. То есть урок должен быть продолжительнее, чем онлайн-сессия за компьютером.
В МОН предлагают разделить урок на две части: онлайн и офлайн. Часть урока (в то время, которое разрешено провести за компьютером), учитель должен объяснять материал онлайн, а остаток времени школьники будут работать самостоятельно.
По факту такое новшество привело к еще большей неразберихе.
"Только настройка сессии - пока все соберутся, успокоятся, переподключатся - занимает минут 10-15. Что за оставшиеся 5-10 минут учитель может успеть объяснить детям? Это какой-то фарс. Я в полном шоке от такой дистанционки", - говорит "Апострофу" мама столичного шестиклассника Анна.
Но стоит отметить, что некоторые школы решили особо не заморачиваться с дистанционкой и просто пережидают карантинную бурю. Где-то просто оставляют задания на сайтах школ, где-то отправляют задания в мессенджеры, а где-то продлили каникулы на время локдауна.
Фактов меньше – знаний больше
Впрочем, простым самоустранением от дистанционного обучения, проблему не решить. При таком положении дел возникает вполне закономерный вопрос: а что же будет с качеством знаний украинских школьников? Ведь вполне вероятно, что до того момента, как пандемия коронавируса перестанет быть угрозой, Украина переживет еще не один жесткий локдаун, а значит, дистанционка это надолго.
По мнению эксперта направления "Образование" Украинского института будущего Николая Скибы, украинские школьники на дистанционке действительно не усвоят часть материала, предусмотренного программами обучения.
"Если оценивать качество образования с точки зрения того, что называется "усвоением программы" или успеваемостью за программой, то дистанционный формат образования требует другой темп: меньших порций занятий, меньшего количества домашних заданий. То есть объем знаний уменьшается. Такой формат не даст возможности усвоить большой объем фактов, предусмотренных программой", - говорит "Апострофу" Скиба.
Однако качество образования не измеряется количеством формул, фактов и дат, которые остаются в памяти школьников.
"Какой смысл в таком количестве материала, если он все равно забывается? Почему забывается? Потому что эта информация не используется. А не используется потому, что оторвана от практических потребностей. Поэтому нужно пересматривать программу. Но это в долгосрочной перспективе. А до конца учебного года можно попробовать ввести другие критерии оценивания: оценивать новые навыки, которые раньше не были заложены в программу, как ожидаемые результаты. Например, навык решать проблемы. Даже в списке топ-10 Мирового Экономического Форума этот навык находится на высоких позициях, - уверяет Скиба. – Или навык креативности, построения собственной образовательной стратегии, которая не зависит от какой-то институции. Обычно, вопрос образовательной стратегии всегда решался МОН, школами, университетами. Но эти институции не успевают, и только конкретный человек по отношению к себе может оценить, что он должен изменить в себе, чтобы успевать за миром, который так быстро меняется. Это навык №1. Да, это сложно, да это выходит за рамки шаблонов, но это приближает нас к реальности".
Эти процессы, по мнению экспертов, должны проходить параллельно с вливанием бюджетных средств в систему образования, хотя бы для того, чтобы обеспечить детей гаджетами. Но только денег для качественного образования недостаточно.
"Тот, кто хочет учиться и получать знания, а таких 20-25%, тот и в условиях дистанционного обучения эти знания будет получать, - подчеркнул "Апострофу" экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. – А кто ходит в школу только потому, что это нужно и потому, что есть закон, где записано, что если ученик 10 дней не был в школе, то родителей могут привлечь к ответственности, то даже если учитель будет стоять у кровати и преподавать, то это не значит, что такой ребенок станет получать знания".
Конечно, мы можем мечтать об идеальных условиях организации дистанционного образования, но если посмотреть реально, то таких условий нет, и в ближайшее время не будет.