На фоне последнего обострения ситуации на Донбассе и концентрации российских военных сил возле украинской границы, РФ размещает войска и на границе с Европой. Войска НАТО перешли в состояние боевой готовности. В ответ на это, глава российского МИД Сергей Лавров заявил об "угрозе разрушения Украины", если Запад поддержит попытки Киева освободить оккупированные территории Донбасса вооруженным путем.
Сейчас началась новая холодная война. Надо быть готовым к усилению пропаганды и диверсионных действий в Украине. Также есть необходимость создания нового формата коллективной безопасности Запада с привлечением Киева. Такие мысли высказал "Апострофу" экс-глава Службы внешней разведки Украины, генерал армии Украины НИКОЛАЙ МАЛОМУЖ.
Сейчас Россия осуществляет глубокое давление и на Украину, и на наших партнеров, чтобы принудить нас к исполнению "Минских соглашений". Но поскольку Кремлю не удается реализовать "Минск-2" по своему сценарию, мы не идем на уступки, не выполняем политическую часть и не создаем контролируемый из Москвы анклав на Донбассе, Россия активизировалась на всех фронтах.
Это уже не просто обмен громкими заявлениями. С одной стороны, РФ расширяет острую фазу конфликта на Донбассе - это обстрелы с жертвами. Таким образом они пытаются давить на Германию и Францию, чтобы нас заставили выполнять Минские соглашения по сценарию России. Это первая составляющая, а вторая - это перегруппировка войск на западных границах России, проведение там учений, проведение учений в Крыму. Нагнетается ситуация на границах Украины и Балтийских стран. Это угроза и странам НАТО - там уже заявили о готовности к военным операциям. Все это является составляющими силового формата давления.
Москва показывает, что она готова к наступательным операциям со стороны Украины. Все это делается под прикрытием фейковых концепций о том, что Украина готовит силовую операцию на Донбассе и военное освобождение Крыма. Для этого они используют слова некоторых политиков - скажем, начальника нашего Генштаба Руслана Хомчака, что, если президент Зеленский даст команду о военном освобождении Донбасса, мы готовы ее выполнить. Поэтому в Кремле и делают заявления, имеющие целью перебросить вину за нагнетание военной ситуации с России на Украину.
Путин показывает, что может доминировать
Видео-конференция между Ангелой Меркель, Эммануэлем Макроном и Владимиром Путиным, которая состоялась 30 марта, началась не с Донбасса. Говорили об экономических, энергетических, финансовых и некоторых геополитических вопросах.
Одним из таких вопросов был "ковид", потому что это глобальная проблема, связанная с огромными экономическими и людскими потерями. Поэтому, среди всего прочего, Путин предлагал Германии и Франции и российскую вакцину "Спутник V". Некоторые страны на такое предложение уже прекрасно отреагировали - австрийцы, венгры, чехи, итальянцы уже ведут производство. Но Германия и Франция больше настроены на Pfizer i Moderna, поэтому вопрос вакцины для них не является критическим. Для них критическими, например, являются газовые схемы и прибыли, которые они получат, когда газ пойдет в обход Украины. Поэтому Путин во время этих переговоров решал комплексную задачу.
Кстати, русские предлагают "Спутник" и нам, акцентируя внимание на то, что у нас нет вакцины. Поэтому можно сказать, что сейчас идет и вакцинная война.
А вопрос Донбасса возник под завершение конференции 30 марта, после того, как Германия и Франция увидели, как много вопросов зависит от России. В Москве рассчитывали, что европейские лидеры примут сторону Кремля и будут давить на Зеленского для выполнения Минских соглашений. То же самое касается и Беларуси - в Кремле надеются, что Берлин и Париж признают ее регионом, который контролируется Россией.
Путин видит, что он сейчас может доминировать, может угрожать войной. Он показывает, что как геополитический игрок он готов конкурировать с НАТО. Российские политики, например, из Госдумы уже не раз заявляли, что россияне готовы пройти до Адриатического моря или до Атлантического океана. Это большая информационная война, которая ведется с целью демонстрации перспективы широкомасштабной войны. Хотя мы оцениваем, что на сегодняшний день она нереальна.
Сейчас Кремль навязывает Украине прямой диалог с боевиками и Путин продвигал эту идею в разговоре с Меркель и Макроном. Россияне хотят донести до Германии и Франции свою "четкую логику" - в Украине идет внутренний конфликт, и надо, чтобы переговоры шли между конфликтующими сторонами. Они пытаются склонить нас к переговорам с представителями этих квази-образований, но по сценарию России. Нас хотят переориентировать на негодный объект, который ничего не решает и действует под контролем Кремля - так называемых "руководителей" "ДНР/ЛНР". И мы должны будем постоянно вести с ними диалог о мире, а они будут устраивать постоянные демарши - будто бы от своего имени, но под постоянным контролем Кремля. А Москва будет "обеспечивать" некий "мирный процесс" под дулами российских танков и под угрозой широкомасштабной войны.
Новая холодная война
Поэтому сейчас развивается формат новой холодной войны с демонстрацией возможной военной конфронтации. Новая холодная война уже началась и она будет иметь развитие. Это будет проявляться в увеличении численности контингентов на границах и в Черном море. Будут происходить провокационные полеты - сейчас мы уже видим, что российские самолеты нарушают воздушное пространство не только стран Балтии, а долетают и до Великобритании. Будут провокации в Средиземном море. Будут создаваться напряженные или конфликтные ситуации на границах.
Для Украины новая холодная война будет означать угрозу локальных диверсий. Возможны подрывы отдельных объектов на линии разграничения. В случае обострения конфликта, вероятны подрывы подъездных и железнодорожных путей, по которым осуществляется обеспечение украинских войск. Но хотя бы один факт такого диверсионного акта - это практически заявка на войну. Поэтому таких операций мы пока не предполагаем.
Также я не предвижу нападения на такие стратегические объекты, как украинские АЭС. Потому что это будет вызов уже глобальной безопасности, против виновника поднимется весь мир, а в случае катастрофы Россия сама будет страдать многие десятки лет.
Вместе с тем, сейчас в Украине усилится деятельность различных так называемых "кротов" и "резидентов". России удобно адаптировать их здесь. Многие представители спецслужб России из тех, кто был раньше, остались здесь. Они давным-давно занимают ряд важных должностных должностей - в ВСУ, в политических органах, движениях и партиях, на региональных и центральных уровнях. Это не значит, что агентов будут спускать с парашютом - новых сейчас будет трудно адаптировать. Шпионаж играет значительную роль, в рамках которого будут разрабатываться проекты на государственном уровне. Потому что миллионы людей ты не завербуешь. Но можно склонить их на свою сторону в рамках информационной войны.
Те, кто работают более глубоко, будут работать тихо. А вот те, кто ведут пропаганду, будут работать более откровенно и цинично.
Новый формат обороны
Новая холодная война будет подталкивать все страны мира к созданию нового формата глобальной безопасности. Надо объединиться не только на базе НАТО или ЕС, а привлечь Украину и создать единый фронт. И это будет заставлять договариваться, создавать новые системы безопасности, заключать соглашения по недопущению ядерных угроз.
Я думаю, что нам с западными партнерами надо готовиться к новому формату безопасности и обороны. Надо создавать совместный проект. С нашей стороны нужно привлечь наши вооруженные силы и всю систему разведки и контрразведки, Нацгвардии и пограничников. Мы должны разрабатывать различные сценарии события - от локальных конфликтов, до более широкомасштабных и постоянно контактировать с НАТО с целью планирования совместных действий.
Недаром сейчас в НАТО заявили, что перевели войска в режим повышенной боеготовности, перемещают свои военные контингенты и готовы к развитию любых сценариев - как локальных, так и глобальных. Хотя, думаю, до последних дело не дойдет, потому что это угроза не только нам, Восточной Европе и странам Балтии, но и России, ведь страны НАТО - это глобальная сила, которая может нанести удар по России. Поэтому бряцание оружием - это формат давления со стороны России, который не перерастет в широкомасштабную, а тем более - глобальную войну.