RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Американцы нам помогают, но это капля в море – экс-глава Службы внешней разведки

Заявления главы Пентагона не вызовут перепуг в Кремле – они слышали это множество раз

Заявления главы Пентагона не вызовут перепуг в Кремле – они слышали это множество раз Владимир Зеленский на встрече с главой Пентагона Фото: president.gov.ua

Визит в Украину главы американского Пентагона Ллойда Остина запомнился яркими заявлениями, но имел скорее имиджевую цель. Проблема в том, что украинцы провалили подготовку к встрече Владимира Зеленского c главой Белого дома Джо Байденом, состоявшейся в начале сентября, и не смогли подготовить конкретные соглашения, которые бы заинтересовали США. Об изменении мирового порядка, а также о том как украинской власти научиться вести "многоканальную" международную игру, "Апострофу" рассказал экс-глава Службы внешней разведки Украины, генерал армии Украины Николай Маломуж.

Сейчас происходит стратегическое позиционирование между США и Россией. Регион Черноморского бассейна - Украина, Грузия, Румыния и частично Турция - это интересный для Вашингтона регион. Они не хотели бы, чтобы Россия здесь могла размещать мощные ВМС и ядерное вооружение в Крыму, а также давила на Украину и Грузию в экономическом, энергетическом и тем более военном смысле. Важно, что сам глава Пентагона лично провел инспекцию этих направлений и сформулировал позицию - США поддерживает страны в плане суверенитета и возвращения оккупированных территорий. В частности, Остин особо акцентировал внимание на планах нарастить усилия в Черноморском бассейне. Кроме того, Остин после этих визитов отправится в штаб-квартиру НАТО, где обсудит с министрами обороны совместные мероприятия по обеспечению координации усилий и озвучке месседжей.

Важно, что все это происходит на фоне высылки сотрудников российской миссии в НАТО и полного прекращения этой миссии со стороны Кремля и закрытия центра информации НАТО в Москве. Сейчас начинают развиваться конфронтационные сценарии. И Остин показывает, что США остаются и со своими партнерами, не являющимися членами НАТО - Украиной и Грузией, и со странами Черноморского бассейна - членами НАТО. Также это сигнал, что США будут обеспечивать движение Украины и Грузии к стандартам НАТО - в практической и технологической плоскости, проводить обучение. Вашингтон демонстрирует, что никто не может указывать Украине, каким путем ей двигаться и какие "красные линии" ей выставлять.

Но хотя сигналы правильные, а заявления принципиальные, конкретных планов не намечено. Нет конкретных программ действий, хотя Зеленский заявлял, что с Байденом уже обсуждены рамочные соглашения по безопасности и обороны, мы услышали только заявления о далеких перспективах. Информации о конкретных планах и проектах о новой модели безопасности в Черноморском бассейне мы не услышали.

Причина в том, что мы провалили подготовку перед визитом президента Зеленского в США. Зеленскому рекомендовали подготовить за несколько месяцев до поездки сделки - но не "рамочные", а вполне конкретные. Пусть бы в них говорилось о сотрудничестве в космической сфере, оборонной сфере, Черноморском сотрудничестве, транснациональном сотрудничестве в радиотехнической сфере, в кибербезопасности - ведь в США признают, что наши средства сдерживания киберугроз даже эффективнее, чем у них. Но мы этого не сделали. Не воспользовались хорошим поводом на высшем уровне.

Перед поездкой Остина в Украине было направлено оборудование, боеприпасы - на небольшую сумму. Таким образом, американцы продемонстрировали, что помогают нам. Мы благодарны, но это капля в море по сравнению с тем, что могло бы быть при координации общих сил и средств в сфере безопасности, обороны, стратегической поддержки, обмена разведданными. Поэтому за 20 лет - с момента заключения Будапештского меморандума - мы так и не научились вести переговоры с Западом. Мы не можем вести их стратегически, достигая конкретного результата.

В чем должен быть тот результат? В получении оборонного оборудования, военно-морского оборудования, крупных экономических контрактов. Например, наше Космическое агентство могло бы сотрудничать с НАСА: наши - ракеты, а их - боеголовки. Еще один возможный проект - по титану. Надо наладить в Украине мощности для цепочке от добычи руды до производства 3D-порошкового титана, который уже пригоден для изготовления деталей для Илона Маска или "Боинга". Зато мы продаем титан России, которая в обход санкций производит детали для мировых потребителей. Еще при президентстве Виктора Ющенко были подписаны соответствующие соглашения, при Викторе Януковиче они были приостановлены и до сих пор не восстановлены. Хотя американцы критически заинтересованы в нашем титане. Если бы во время визита в США Зеленский заключил соглашения, американцы были бы заинтересованы в Украине, потому что это их деньги, оборона и безопасность. А сейчас их заявления о поддержке Украины не подкреплены ни материальными, ни юридическими средствами, которые вызвали бы взаимный интерес.

Турне именно главы Пентагона - представителя американских силовиков - это попытка продемонстрировать, что США готовы к активным военным действиям. Но поездка несет также имиджевую миссию и даже немного пиара. Позиции Остина в США сейчас не очень прочны, потому что после вывода войск из Афганистана против него началась активная информационная и политическая кампания. Поэтому его визит - это скорее для успокоения стран НАТО и регионов, которым угрожает конфликт с Россией. Не думаю, что его заявления вызовут страх в Кремле - они уже слышали такое множество раз, но никаких активных действий после этого не было. Возможно, о поездке Остина скоро и забудут, если не начнутся активные проекты, о которых мы уже говорили.

С другой стороны, сегодня даже президент США Джо Байден признает, что модель однополярного мира уже не подходит для описания ситуации. США уже не имеют такого потенциала, - и это уже видит весь мир, хотя Америка до сих пор пытается его демонстрировать. Сейчас поднимается Китай. Россия, Индия, Турция заявляет о своих приоритетах. США сейчас ставят вопрос о формировании мощного блока с Австралией и Британией с комплексом новейшим вооружением для сдерживания Китая. Для этого они не считаются даже с союзниками европейского уровня - и об этом свидетельствует ситуация с французскими субмаринами. С Россией они пытаются найти точки соприкосновения - в первую очередь ради того, чтобы Москва не стала активным союзником Пекина против США. Поэтому мы не видим, что Вашингтон настроен на отстаивание интересов Украины или других стран региона, потому что они не понимают - во имя чего это будет? Виктория Нуланд во время визита в Москву, лидеры Франции и Германии вели переговоры с Владимиром Путиным об Украине без Украины. Наша позиция сейчас слаба, а американская - несколько пассивная, поскольку они пытаются примириться кое в чем с РФ.

Все это приведет к формированию новой модели миропорядка, новых альянсов - рядом с НАТО и ОДКБ. Россия будет играть с НАТО, с американцами и европейцами. Тем более, что Европа зависима от России не только в смысле газа, но и других нефтепродуктов, полезных ископаемых, технологий и некоторых продуктов питания. Европа в любом случае опасается глобальных угроз и войны, в том числе ядерной.

Россия будет играть многоканально: сейчас проводят переговоры с Афганистаном. США по некоторым аспектам договариваются с Китаем. Новый миропорядок - это будет мозаика с временными союзами и новыми блоками. В этой мозаике нам надо найти свое место. Украине нужно сотрудничать с США, Турцией, Китаем, другими странами Востока и многими странами Европы, частично - СНГ, странами Африки, где у нас традиционно сильные позиции. Это позволило бы сформировать многоплановую модель экономического сотрудничества. Тогда у нас были бы объективные союзники, которые будут поддерживать нас как выгодного партнера. Тогда можно было бы организовать формат возвращения оккупированных территорий под эгидой других стран. Они могли бы использовать экономические рычаги воздействия на Россию в своих совместных проектах, чтобы Россия тоже имела свои интересы и свои выгоды от того, что вернет нам территории.

Сейчас Москве выгодно нас шантажировать, а тогда это будет другой уровень договоренностей. Это лучше, чем просить Путина о встрече один на один - перспективы такой встречи я не вижу. Без глубинной подготовки, выгоды третьих сторон, которые имеют свои интересы в решении конфликта на Донбассе и влияют на процессы в России, проблему решить не удастся. Но это должны делать профессионалы высокого класса, которых сейчас в украинской власти нет.

Читайте также

Новини партнерів